Судья Худов Ю.А. дело № 33а-3232/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 ноября 2019 г. город Орёл
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.,
судей Циркуновой О.М. и Углановой М.А.,
при секретаре Силаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Платоновское сельское поселение Орловского района Орловской области к Платоновскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании незаконным бездействия и прекращении досрочно полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Елены Владимировны в связи с утратой доверия,
по апелляционной жалобе Тереховой Елены Владимировны на решение Орловского районного суда Орловской области от 20 августа 2019 г., которым постановлено:
«административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Елены Владимировны в связи с утратой доверия.
Прекратить досрочно полномочия депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Елены Владимировны в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решения суда является основанием для оформления прекращения депутатских полномочий Тереховой Е.В. путем незамедлительного принятия соответствующего правового акта Платоновским сельским Советом народных депутатов Орловского района Орловской области с момента вступления судебного решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Лунину Д.Б., заинтересованного лица - Терехову Е.В., полагавших, что решение районного суда является незаконным, возражения прокурора Куриловой Е.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Прокурор Орловского района Орловской области, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования Платоновское сельское поселение Орловского района Орловской области, обратился в суд с административным иском к Платоновскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании незаконным бездействия и прекращении досрочно полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Е.В. в связи с утратой доверия.
В обоснование заявленных требований указывал на то, что при проведении проверки исполнения лицами, замещающими муниципальные должности соблюдения обязанности представлять полные и достоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Справка), установлен факт неполноты и недостоверности сведений, представленных депутатом Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Е.В., который выразился в предоставлении недостоверных сведений об имуществе членов семьи в 2016-2017 гг.
В связи с выявленными нарушениями 13 мая 2019 г. прокурором в адрес Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области было направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона.
Ссылался на то, что по результатам рассмотрения вышеуказанного представления, в нарушение части 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение о досрочном прекращении полномочий депутата Тереховой Е.В. принято не было. Депутату Тереховой Е.В. было лишь указано на необходимость соблюдения требований в рамках закона о противодействии коррупции, впредь не допускать подобных нарушений.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных требований, просил суд признать незаконным бездействие Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области и досрочно прекратить полномочия депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Е.В., в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, запретов неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Терехова Е.В. просит отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение, которым отказать прокурору Орловского района Орловской области в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что не оспаривает факт допущенного ею нарушения.
Неточности при заполнении справки допустила не намеренно, сведения в заполнялись ею впервые, при этом корыстных целей не преследовала и в последствие в справке за 2018 г. все сведения были указаны верно и полно.
Приводит доводы о том, что на 34 заседании Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области было рассмотрено представление прокурора Орловского района Орловской области и депутатами представительного органа местного самоуправления в пределах полномочий принято решение строго указать депутату Тереховой Е.В. о необходимости соблюдения требований в рамках закона о противодействии коррупции, впредь не допускать подобных нарушений.
Полагает, что бездействия со стороны Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области допущено не было.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 стать 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам
Из материалов дела усматривается, что Терехова Е.В. является депутатом Платоновского сельского Совета народных депутатов по избирательному округу № 7.
При проведении прокуратурой Орловского района Орловской области проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции был установлен факт предоставления депутатом Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Е.В. недостоверных сведений за 2016-2017 гг. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Прокурором Орловского района 13 мая 2019 г. в адрес Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области было внесено представление с требованиями о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, о рассмотрении вопроса о привлечении работников, виновных в совершении допущенных нарушений законодательства к установленной законом ответственности, указано о необходимости о принятых мерах и результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в письменной форме в месячный срок (л.д.10-11).
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что Платоновский сельский Совет народных депутатов Орловского района Орловской области допустил незаконное бездействие и прекратил полномочия депутата Тереховой Е.В., поскольку ею не была исполнена обязанность установленная Федеральными законами «О противодействии коррупции», «Об общих принципах организации местного самоуправления».
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в РФ»).
Из предписаний статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования,- не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в систему муниципальных правовых актов входят: 1)устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования (часть 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Согласно статье 32 Устава Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области (далее - Устав), принятого Платоновским сельским Советом народных депутатов на 21 заседании 17 июня 2005 г., следует, что в систему муниципальных правовых актов сельского поселения входит Устав сельского поселения, решения сельского Совета народных депутатов.
Согласно пункту 6 статьи 34 Устава решения сельского Совета народных депутатов, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории поселения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Порядок организации и деятельности Платоновского сельского Совета народных депутатов определен регламентом Платоновского сельского Совета народных депутатов (далее-Регламент), утвержденным решением Платоновского сельского Совета народных депутатов №24/251-СС от 28 июня 2018г. (с изм. от 28 марта 2019 г.).
Согласно статье 46 Регламента повестка дня заседания сельского Совета утверждается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Из материалов дела усматривается, что представление прокурора в Платоновский сельский Совет народных депутатов поступило 17 мая 2019 г., рассмотрение представления планировалось на 34 внеочередном заседании 30 мая 2019 г. Однако ввиду отсутствия кворума заседание не состоялось, о чем был уведомлен прокурор, также было сообщено о рассмотрении представления на очередном ближайшем заседании Платоновского сельского Совета народных депутатов (л.д.9).
В соответствии с подпунктом 10.1 пункта 3 статьи 23 Устава полномочия депутата могут быть прекращены в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
17 июня 2019г. состоялось 34 очередное заседание Платоновского сельского Совета народных депутатов.
Согласно протоколу заседания от 17 июня 2019г., шестым вопросом повестки дня был поставлен вопрос о рассмотрении представления прокурора Орловского района Орловской области от 13 мая 2019 г. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении депутата Тереховой Е.В. (л.д. 43).
Повестка Платоновского сельского Совета народных депутатов была утверждена единогласно депутатами, из 9 депутатов - 9 проголосовали за данную повестку (л.д. 39-49).
17 июня 2019 г. Платоновским сельским Советом народных депутатов было рассмотрено представление прокурора Орловского района Орловской области от 13 мая 2019 г. «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» и принято решение указать депутату Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Е.В. о необходимости соблюдения требований в рамках закона о противодействии коррупции, впредь не допускать подобных нарушений (л.д. 50).
Требований о признании незаконным указанного решения, прокурором не заявлялось.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны Платоновского сельского совета народных депутатов по рассмотрению представления прокурора, поскольку повестка дня 34 очередного заседания Платоновского сельского Совета народных депутатов, состоявшегося 17 июня 2019 г., сформирована в соответствии с Регламентом, представление прокурора района от 13 мая 2019 г. было рассмотрено по существу в установленном законом порядке и представительным органом местного самоуправления было принято решение в пределах предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области.
Поскольку решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято только представительным органом муниципального образования, судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о досрочном прекращении полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Е.В. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
Решение Орловского районного суда Орловской области от 20 августа 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Платоновское сельское поселение Орловского района Орловской области к Платоновскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании незаконным
бездействия и прекращении досрочно полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Елены Владимировны в связи с утратой доверия – отказать.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Худов Ю.А. дело № 33а-3232/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 ноября 2019 г. город Орёл
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.,
судей Циркуновой О.М. и Углановой М.А.,
при секретаре Силаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Платоновское сельское поселение Орловского района Орловской области к Платоновскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании незаконным бездействия и прекращении досрочно полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Елены Владимировны в связи с утратой доверия,
по апелляционной жалобе Тереховой Елены Владимировны на решение Орловского районного суда Орловской области от 20 августа 2019 г., которым постановлено:
«административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Елены Владимировны в связи с утратой доверия.
Прекратить досрочно полномочия депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Елены Владимировны в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решения суда является основанием для оформления прекращения депутатских полномочий Тереховой Е.В. путем незамедлительного принятия соответствующего правового акта Платоновским сельским Советом народных депутатов Орловского района Орловской области с момента вступления судебного решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Лунину Д.Б., заинтересованного лица - Терехову Е.В., полагавших, что решение районного суда является незаконным, возражения прокурора Куриловой Е.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Прокурор Орловского района Орловской области, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования Платоновское сельское поселение Орловского района Орловской области, обратился в суд с административным иском к Платоновскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании незаконным бездействия и прекращении досрочно полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Е.В. в связи с утратой доверия.
В обоснование заявленных требований указывал на то, что при проведении проверки исполнения лицами, замещающими муниципальные должности соблюдения обязанности представлять полные и достоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Справка), установлен факт неполноты и недостоверности сведений, представленных депутатом Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Е.В., который выразился в предоставлении недостоверных сведений об имуществе членов семьи в 2016-2017 гг.
В связи с выявленными нарушениями 13 мая 2019 г. прокурором в адрес Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области было направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона.
Ссылался на то, что по результатам рассмотрения вышеуказанного представления, в нарушение части 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение о досрочном прекращении полномочий депутата Тереховой Е.В. принято не было. Депутату Тереховой Е.В. было лишь указано на необходимость соблюдения требований в рамках закона о противодействии коррупции, впредь не допускать подобных нарушений.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных требований, просил суд признать незаконным бездействие Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области и досрочно прекратить полномочия депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Е.В., в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, запретов неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Терехова Е.В. просит отменить решение районного суда и вынести по делу новое решение, которым отказать прокурору Орловского района Орловской области в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что не оспаривает факт допущенного ею нарушения.
Неточности при заполнении справки допустила не намеренно, сведения в заполнялись ею впервые, при этом корыстных целей не преследовала и в последствие в справке за 2018 г. все сведения были указаны верно и полно.
Приводит доводы о том, что на 34 заседании Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области было рассмотрено представление прокурора Орловского района Орловской области и депутатами представительного органа местного самоуправления в пределах полномочий принято решение строго указать депутату Тереховой Е.В. о необходимости соблюдения требований в рамках закона о противодействии коррупции, впредь не допускать подобных нарушений.
Полагает, что бездействия со стороны Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области допущено не было.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 стать 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам
Из материалов дела усматривается, что Терехова Е.В. является депутатом Платоновского сельского Совета народных депутатов по избирательному округу № 7.
При проведении прокуратурой Орловского района Орловской области проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции был установлен факт предоставления депутатом Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Е.В. недостоверных сведений за 2016-2017 гг. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Прокурором Орловского района 13 мая 2019 г. в адрес Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области было внесено представление с требованиями о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, о рассмотрении вопроса о привлечении работников, виновных в совершении допущенных нарушений законодательства к установленной законом ответственности, указано о необходимости о принятых мерах и результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в письменной форме в месячный срок (л.д.10-11).
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что Платоновский сельский Совет народных депутатов Орловского района Орловской области допустил незаконное бездействие и прекратил полномочия депутата Тереховой Е.В., поскольку ею не была исполнена обязанность установленная Федеральными законами «О противодействии коррупции», «Об общих принципах организации местного самоуправления».
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в РФ»).
Из предписаний статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования,- не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в систему муниципальных правовых актов входят: 1)устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования (часть 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Согласно статье 32 Устава Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области (далее - Устав), принятого Платоновским сельским Советом народных депутатов на 21 заседании 17 июня 2005 г., следует, что в систему муниципальных правовых актов сельского поселения входит Устав сельского поселения, решения сельского Совета народных депутатов.
Согласно пункту 6 статьи 34 Устава решения сельского Совета народных депутатов, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории поселения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Порядок организации и деятельности Платоновского сельского Совета народных депутатов определен регламентом Платоновского сельского Совета народных депутатов (далее-Регламент), утвержденным решением Платоновского сельского Совета народных депутатов №24/251-СС от 28 июня 2018г. (с изм. от 28 марта 2019 г.).
Согласно статье 46 Регламента повестка дня заседания сельского Совета утверждается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Из материалов дела усматривается, что представление прокурора в Платоновский сельский Совет народных депутатов поступило 17 мая 2019 г., рассмотрение представления планировалось на 34 внеочередном заседании 30 мая 2019 г. Однако ввиду отсутствия кворума заседание не состоялось, о чем был уведомлен прокурор, также было сообщено о рассмотрении представления на очередном ближайшем заседании Платоновского сельского Совета народных депутатов (л.д.9).
В соответствии с подпунктом 10.1 пункта 3 статьи 23 Устава полномочия депутата могут быть прекращены в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
17 июня 2019г. состоялось 34 очередное заседание Платоновского сельского Совета народных депутатов.
Согласно протоколу заседания от 17 июня 2019г., шестым вопросом повестки дня был поставлен вопрос о рассмотрении представления прокурора Орловского района Орловской области от 13 мая 2019 г. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении депутата Тереховой Е.В. (л.д. 43).
Повестка Платоновского сельского Совета народных депутатов была утверждена единогласно депутатами, из 9 депутатов - 9 проголосовали за данную повестку (л.д. 39-49).
17 июня 2019 г. Платоновским сельским Советом народных депутатов было рассмотрено представление прокурора Орловского района Орловской области от 13 мая 2019 г. «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» и принято решение указать депутату Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Е.В. о необходимости соблюдения требований в рамках закона о противодействии коррупции, впредь не допускать подобных нарушений (л.д. 50).
Требований о признании незаконным указанного решения, прокурором не заявлялось.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны Платоновского сельского совета народных депутатов по рассмотрению представления прокурора, поскольку повестка дня 34 очередного заседания Платоновского сельского Совета народных депутатов, состоявшегося 17 июня 2019 г., сформирована в соответствии с Регламентом, представление прокурора района от 13 мая 2019 г. было рассмотрено по существу в установленном законом порядке и представительным органом местного самоуправления было принято решение в пределах предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области.
Поскольку решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято только представительным органом муниципального образования, судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о досрочном прекращении полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Тереховой Е.В. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
Решение Орловского районного суда Орловской области от 20 августа 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Платоновское сельское поселение Орловского района Орловской области к Платоновскому сельскому Совету народных депутатов Орловского района Орловской области о признании незаконным
бездействия и прекращении досрочно полномочий депутата Платоновского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Тереховой Елены Владимировны в связи с утратой доверия – отказать.
Председательствующий судья
Судьи