Дело №2-59/2022
УИД 04RS0019-01-2021-001891-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 г. <адрес>
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Добрыниной Е.А., с участием представителя истца Доржиевой А.Д., представителя ответчика Тугариновой Л.П., представителя ответчика Турунтаева С.Ю., представителя третьего лица Кушнарева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Нестеровское» СП, Прибайкальской районной администрации о понуждении освободить земельный участок от отходов производства и потребления
установил:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия Новолодский А.С. просил обязать Администрацию МО «Нестеровское» СП освободить земельный участок от отходов производства и потребления путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории МО «Нестеровское» СП на земельном участке в кадастровом квартале № (координаты GPS № № ссылаясь на положения ст. 1, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1, 4, 6, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 13.4, ст. 28 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, указал, что МО «Нестеровское» СП является правообладателем земельного участка, на котором допускается складирование твердых бытовых отходов.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена Прибайкальская районная администрация.
В ходе рассмотрения дела и.о. прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия Ангановым В.В. представлен письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ от исковых требований к ответчику Администрации МО «Нестеровское» СП, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к Администрации МО «Нестеровское» СП прекращено.
Помощник прокурора Доржиева А.Д. исковые требования к ответчику Прибайкальской районной администрации поддержала, пояснила, что из сведений Управления Росреестра по РБ и пояснений представителя Бурприроднадзора Кушнарева В.В. о месте расположения несанкционированной свалки следует, что несанкционированная свалка находится не в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего МО «Нестеровское» СП, а расположена на неразграниченных землях в кадастровом квартале № в координатах GPS № что подтверждается актом совместного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Не возражает по установлению ответчику срока исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации МО «Нестеровское» СП Тугаринова Л.П. пояснила, что указанная в иске несанкционированная свалка не входит в границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего поселению.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Турунтаев С.Ю. по результатам совместного осмотра несанкционированной свалки от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования признал, просил предоставить срок для ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица Бурприроднадзора Кушнарев В.В. пояснил, что объем отходов на земельном участке небольшой, около 3 куб.м на 10 кв.м земли, поэтому в первоначальной справке обследования указаны координаты одной точки, в результате совместного осмотра определены границы размещения отходов в координатах GPS №
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 7.8, 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. №607-ст) собственник отходов -юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании указано: если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. №26-П вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Из представленных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия Дульской И.Г., старшим государственным инспектором Республики Бурятия по охране природы Кушнаревым В.В. в ходе проведения совместной выездной проверки в границах МО «Нестеровское» СП в кадастровом квартале № (координаты GPS № выявлено несанкционированное место складирования твердых коммунальных отходов (далее по тексту - несанкционированная свалка) следующим компонентным составом: тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами; упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами; бой стекла; отходы бумаги и картона в смеси; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); тара из разнородных полимерных материалов, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.
Из ответа Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос следует, что несанкционированная свалка с координатами GPS № расположена в границах МО «Нестеровское» СП в кадастровом квартале №, сведения о сформированных земельных участках отсутствуют.
Таким образом, несанкционированная свалка расположена в границах МО «Нестеровское» СП на земле, государственная собственность на которую не разграничена.
Нахождение несанкционированной свалки в указанном месте, принадлежность земли под ней ответчиком не оспаривается, имевшиеся возражения сняты совместным осмотром несанкционированной свалки ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого уточнены ее границы в координатах GPS № указанная несанкционированная свалка или ее часть в границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего МО «Нестеровское» СП, не входит.
Поскольку в ходе проведения выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ и при рассмотрении дела собственник отходов, размещенных на земле, государственная собственность на которую не разграничена, не установлен, то исходя из вышеприведенных норм собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за территорию, на которой эти отходы находятся, в лице исполнительного органа местного самоуправления - Прибайкальской районной администрации.
Пунктами 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на собственника земельного участка, а в случае его бездействия – на регионального оператора с последующим правом взыскания понесенных расходов. При установленных обстоятельствах выбор способа и порядка ликвидации органом местного самоуправления несанкционированной свалки (своими силами или путем заключения договора с региональным оператором) не входит в предмет рассмотрения по делу.
Несмотря на согласие ответчика Прибайкальской районной администрации с исковыми требованиями прокурора, на момент их рассмотрения меры по ликвидации несанкционированной свалки ответчиком не приняты, что нарушает положения законодательства в области обращения с отходами, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора к Прибайкальской районной администрации заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает возможным определить ответчику Прибайкальской районной администрации срок для выполнения возложенной судом обязанности по ликвидации несанкционированной свалки - до ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь при этом требованиям ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по его исполнению могут быть совершены только ответчиком. Указанный срок является разумным, достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации удовлетворить.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ освободить земельный участок от отходов производства и потребления путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в кадастровом квартале № (координаты GPS №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Горковенко