Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-713/2019 ~ М-512/2019 от 08.11.2019

Дело № 2-713/2019

24RS0029-01-2019-000736-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2019 года                                                                                      пгт. Козулька

Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,

с участием представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Кацаповой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Афанасьева И.В. к администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Афанасьев И.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения.

Требования мотивируя тем, что он является ребенком – сиротой, мама умерла, отца он не знает. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении и жил в приюте в п.Козулька. Также в указанный период обучался в ПТУ. С ДД.ММ.ГГГГ в администрации Козульского района числился в списке нуждающихся в получении жилья, как ребенок, относящийся к категории детей-сирот. До настоящего времени жилое помещение не получил, постоянного места жительства не имеет, жилого помещения в собственности не имеет. Истец считает незаконным бездействие ответчика в длительном, с 1998 года, не предоставлении ему жилого помещения. Просит суд обязать администрацию Козульского района Красноярского края предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение.

Истец Афанасьев И.В. в судебное заседание не явился по объективным причинам, так как находится в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации Козульского района Красноярского края ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признала суду пояснила, что истец обратился в суд с требованиями в возрасте 36 лет на предоставление ему жилого помещения, при этом на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит, где находился столь длительное время не известно.

В отзыве, предоставленном суду указала, что на момент обращения в суд Афанасьеву И.В. исполнилось 36 лет. На учете в Министерстве образования Красноярского края, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения не стоит. Исходя из судебной практики в соответствии со статьёй 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренная пунктом 9 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ гарантия распространяется на лиц, которые до достижения возраста 23 лет заявили о своем праве и были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку Афанасьев И.В. заявил о своем праве в возрасте 36 лет, на учете в Министерстве образования Красноярского края, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения не стоит, полагает, что в удовлетворении требований Афанасьева И.В. надлежит отказать.

Представитель управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Представитель министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Суд, выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

Частью 2 статьи 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» ч. 1 ст.72).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

Согласно п. 1 ст. 109. 1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст.17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее – Закон о защите прав ребенка), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, наделены на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.

В судебном заседании установлено, что Афанасьев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой.

Из информации управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района следует, что по данным журнала первичного учета за ДД.ММ.ГГГГ Афанасьев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был помещен в <....> постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находилась в компетенции администрации поселка Козулька; Афанасьев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете в Министерстве образования Красноярского края, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения не состоит.

Из информации администрации поселка Козулька, предоставленной по запросу суда, следует, что Афанасьев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоял на учете на получение жилья во внеочередном порядке, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. (постановление ) и был снят с учета ДД.ММ.ГГГГ. согласно представлению прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. (постановление главы поселка ). В соответствии со ст.8 Федерального закона «о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма специализированных жилых помещений. С 2012 года, согласно разъяснениям о необходимости постановки на учет в Министерство образования и науки Красноярского края, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации поселка Козулька не формируется.

         На основании уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у Афанасьева И.В. объекты недвижимости отсутствует.

В силу п. 5 ст.17 Закона о защите прав ребенка, формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.

В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании в настоящем пункте документов.

Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Анализируя вышеприведённые правовые нормы, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и по достижении ими возраста 18 лет.

В силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории лиц не может ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий.

Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагает необходимость осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени.

При таких обстоятельствах, истец Афанасьев И.В. имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку как установлено судом, что Афанасьев И.В. имеет статус ребенка, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен и имеет право на жилое помещение в соответствии с требованиями указанного Закона, которое им до настоящего времени не реализовано.

При этом тот факт, что Афанасьев И.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, ответчиком не оспаривается.

В соответствии со абз. 3 п.13, п. 14 ст. 17 Закон Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977), обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. При приобретении индивидуального жилого дома одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на земельный участок, на котором он расположен. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд (п.13).

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров (п.14).

В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, на администрацию Козульского района Красноярского края как на исполнительный орган местного самоуправления района следует возложить обязанность по обеспечению Афанасьева И.В. за счет средств краевого бюджета жилым помещением исходя из нормы предоставления площади жилого помещения в размере 33 кв.м. с установленными допусками по договору специализированного найма, поскольку последняя нуждается в предоставлении такого жилого помещения.

Доводы ответчика о том, что Афанасьев И.В. заявил о своем праве в возрасте 36 лет, на учете в Министерстве образования Красноярского края, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения не стоит, следует признать несостоятельными, поскольку Афанасьев И.В. до достижения им возраста 23 лет встал на учет по категории детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, исковые требования Афанасьева Игоря Владимировича к администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Афанасьева И.В. к администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения удовлетворить.

Возложить на администрацию Козульского района Красноярского края обязанность предоставить Афанасьеву И.В., ДД.ММ.ГГГГ, во внеочередном порядке изолированное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребёнка» в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012г. №3-977 «О внесении изменений в Закона края «О защите прав ребёнка», с учетом конструктивных особенностей жилого помещения с превышением размера общей площади, определенной исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 кв.м., и уменьшением размера общей площади, определенной исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 кв.м..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья:                                                                        О.В. Чижикова

         Мотивированное решение изготовлено: 10.01.2020г.

2-713/2019 ~ М-512/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Афанасьев Игорь Владимирович
Ответчики
Администарация Козульского района
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Чижикова Ольга Викторовна
Дело на странице суда
kozul--krk.sudrf.ru
08.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2019Передача материалов судье
13.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2020Дело оформлено
11.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее