Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 августа 2015 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ашурковой А.П.
при секретаре Галкиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3829/15 по иску Администрации г.о. Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация г.о. Сызрань обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 04.02.2015 года, ссылаясь на то, что судебным приставом-исполнителем МО СП г. Сызрани Парамоновой Е.В. вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № *** на основании решения Сызранского городского суда по гражданскому делу № 2-1891/14 по иску прокурора г.о. Сызрани в интересах Ильина Т.А.. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обеспечение детей-сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к государственным полномочиям.
В соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Денежные средства, выделенные в 2014 году освоены полностью. На выполнение вышеуказанных государственных полномочий субвенции в 2015 году в бюджет городского округа Сызрань не поступали. Администрацией городского округа Сызрань в целях исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. Администрация городского округа Сызрань не уклонялась от исполнения, а объективно не могла в установленный судебным приставом срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм с учетом проведения всех необходимых действий. Кроме того, Администрация сразу же уведомила об этом судебного пристава-исполнителя и обратилась с ходатайством об отложении исполнительных действий.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 20.03.2013 г. № 697 «Об определении уполномоченных органов Администрации городского округа Сызрань по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Сызрань», уполномоченными органами по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются КЖКХ Администрации городского округа Сызрань и Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань. Процедура проведения торгов определена Федеральным законом № 44-ФЗ и составляет длительное время, что делает невозможным исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В настоящее время Комитетом ЖКХ Администрации городского округа Сызрань по итогам проведения электронного аукциона заключены с ООО «Гарантия» Муниципальные контракты №№ 0142300001214001253_1186, 0142300001214001251_111186, 0142300001214001250_11186 от 26.12.2014 года на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) в части включения в него жилых помещений для предоставления детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области на территории городского округа Сызрань. Срок исполнения обязательства по передаче жилых помещений в муниципальную собственность до 01.09.2015 года. Администрация городского округа Сызрань полагает, что в настоящее время имеет место существенное препятствие, не позволяющее исполнить решение суда в полном объеме, в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда, который формируется за счет средств вышестоящих бюджетов.
Поскольку порядок выделения денежных средств из областного бюджета установлен в нормативно-правовых актах, то он не может быть нарушен волеизъявлением органа местного самоуправления. Администрацией городского округа Сызрань были направлены письма в Министерство строительства Самарской области от 17.07.2014 г. № 02-25/3686 и Губернатору Самарской области от 17.07.2014 г. № 02-25/3687, в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области от 10.02.2015 г. № 02-25/532 о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда. На основании всего выше указанного можно сделать вывод о том, что нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Администрации городского округа Сызрань.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше и в исковом заявлении.
Представитель МО СП г. Сызрани Парамонова Е.В. в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и оставить без удовлетворения заявленные требования. Суд, заслушав представителя Администрации г.о.Сызрани, проверив дело, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В силу ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с п.п. 6-7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности на нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Из названной нормы закона следует, что исполнительский сбор представляет собой имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения. Исполнительский сбор является расходами, которые взыскиваются с должника за неисполнение им требований исполнительного документа добровольно.С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения. 04.02.2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в рамках исполнительного производства № *** на основании решения Сызранского городского суда по гражданскому делу № 2-1891/14 по иску прокурора г.о. Сызрани в интересах Ильина Т.А. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения., поскольку должник не исполнил требования исполнительного документа и не представил судебному приставу-исполнителю, а также суду доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Принимая во внимание положения ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника. Оценивая обоснованность заявленных исковых требований, суд полагает, что имущественное положение должника, как это прямо следует из положений ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", может являться основанием лишь для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты исполнительского сбора, основанием для освобождения от его уплаты может быть лишь отсутствие вины должника. Суд также учитывает, что обязанность по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является расходным обязательством субъекта РФ, Администрация г.о. Сызрань как уполномоченный орган по обеспечению жильем детей-сирот, действуя разумно и добросовестно, должна была предпринять все необходимые меры для исполнения законных требований судебного пристава-исполнителя. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации городского округа Сызрань об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МО СП г.Сызрани от 04.02.2015 г.- оставить без удовлетворения.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ашуркова А.П.