Дело № 2- 1839\2021
УИД 59RS0035-01-2021-002565-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск 07.09. 2021года
Соликамский городской суд Пермского края в составе: председательствующего – судьи Слоновой Н.Б., при секретаре Басалаевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Рябович В.В. о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия,
У с т а н о в и л :
Истец Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратился в суд с иском к Рябович В.В. о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия «<данные изъяты>», в обоснование иска указывает, что в собственности ответчика Рябович В.В. находится нежилое здание, расположенного по адресу: <...>, кадастровый №, являющийся объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» (далее -объект). Ответчик владеет объектом на основании права собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРПН от 01.06.2021 №, в соответствии с которой право собственности Ответчика на Объект зарегистрировано 02.12.2016 года, номер государственной регистрации права №. Объект поставлен на учет и охраняется государством на основании пункта 438 приложения 3 распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения». Объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с реестровым номером №. Приказом Министерства культуры РФ от 29.03. 2017 года № СЭД-27-10-10-163 «Об утверждении границ территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника Больница земская», установлены границы территории, режим использования территории, предмет охраны объекта культурного наследия.
Охранное обязательство на Объект не оформлено.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 19.01.2017 № 15 «Об образовании Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 19.04.2017 № 260-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края (далее – Положение), Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее – Инспекция) переданы функции Министерства культуры Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
08.05.2019 года Инспекции стало известно о пожаре на объекте культурного наследия, что послужило основанием для проведения внеплановой проверки Инспекцией в рамках осуществления государственной функции - государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в отношении Рябович В.В., как собственника Объекта культурного наследия, а именно проверка соблюдения законодательства в области сохранения, содержания, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Актом проверки от 12.07. 2019 года № в отношении собственника Объекта установлено следующее:
По результатам визуального осмотра Объекта культурного наследия 17.06. 2019 года зафиксировано, что доступ во внутренние помещения посторонних лиц не ограничен. Сруб поврежден пожаром. Отсутствует крыша. Остекление отсутствует. Частично разрушено чердачное перекрытие в центральной части здания. Сильное закопчение стен и потолка, внутренних помещений. Захламленность внутренних помещений.
В ходе проверки выявлено факты нарушения требований законодательства: пп. 1 п. 1 ст. 47. 3, п. 11 ст. 47.6 ФЗ от 25.06 2020г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее Федеральный Закон № 73-ФЗ).
Собственнику Объекта -Рябовичу В.В. выдано предписание от 12.07. 2019 № об устранении выявленных нарушений в соответствии с которым Ответчику было необходимо:
В срок до 05.07.2021 года разработать и согласовать научно- проектную документацию по сохранению Объекта. При разработке документации предусмотреть проведение противоаварийных работ. Провести работы в соответствии с согласованной и разработанной научно-проектной документацией. Указанные работы провести в соответствии с действующим законодательством в области охраны памятников истории и культуры (Федеральный закон № 73-ФЗ, Закон Пермского края от 07.07. 2009 № 451-ПК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Пермского края»).
На день подачи иска в суд Ответчиком в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального Закона № 73-ФЗ, работы по сохранению Объекта не проведены, предписание не исполнено.
Таким образом, имеет место спор о понуждении ответчика совершить определенные действия. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 209, 210 ГК РФ, ст. ст. 11, 27, 40, 45, 47.2, 47.3, 47.6 Федерального Закона № 73-ФЗ, истец просит обязать Рябовича В.В. в срок до 01.11. 2022 года провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - «<данные изъяты>», расположенного по адресу <...>, кадастровый № в соответствии с разработанной научно-практической документацией.
Истец в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, на иске настаивает. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Рябович В.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще – заказным письмом с уведомлением по месту регистрации.
В силу ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (введена Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ и действует с 01 сентября 2013 года) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Согласно ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1). Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (право на доступ к правосудию).
Принимая во внимание, что судом приняты надлежащие меры по извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание ответчик не явился, от получения судебного извещения уклонился, доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки ответчика в судебное заседание, не представлены, извещение ответчика признается надлежащим, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имуществу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности ответчика Рябович В.В. находится нежилое здание, расположенного по адресу: <...>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 02.12. 2016года, что подтверждается выпиской из ЕГРПН от 01.06.2021 №, номер государственной регистрации права №.
Здание, расположенное по адресу <...> является объектом культурного наследия регионального значения «Больница земская» (далее - объект).
Объект поставлен на учет и охраняется государством на основании пункта 438 приложения 3 распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения».
Объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с реестровым номером №.
Приказом Министерства культуры РФ от 29.03. 2017 года № СЭД-27-10-10-163 «Об утверждении границ территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника Больница земская», установлены границы территории, режим использования территории, предмет охраны объекта культурного наследия. Охранное обязательство на Объект не оформлено.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 19.01.2017 № 15 «Об образовании Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 19.04. 2017 № 260-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края переданы функции Министерства культуры Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
08.05.2019 года Инспекции стало известно о пожаре на объекте культурного наследия, что послужило основанием для проведения Инспекцией, в рамках осуществления государственной функции - государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в отношении Рябовича В.В., как собственника Объекта культурного наследия, внеплановой проверки соблюдения законодательства в области сохранения, содержания, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Актом проверки от 12.07.2019 года № с фототаблицами (л.д. 22-22-32) и визуальным осмотром Объекта 17.06.2019 года зафиксировано, что доступ во внутренние помещения посторонних лиц не ограничен. Сруб поврежден пожаром. Отсутствует крыша. Остекление отсутствует. Частично разрушено чердачное перекрытие в центральной части здания. Сильное закопчение стен и потолка внутренних помещений. Захламленность внутренних помещений
В ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства: пп. 1 п. 1 ст. 47. 3, п. 11 ст. 47.6 ФЗ от 25.06 2020г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее Федеральный Закон № 73-ФЗ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 47. 3 Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, обязаны осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Собственнику Объекта -Рябович В.В. выдано предписание от 12.07. 2019 № (л.д. 33-34) об устранении выявленных нарушений в соответствии с которым Ответчику было необходимо:
в срок до 05.07.2021 года разработать и согласовать научно- проектную документацию по сохранению Объекта. При разработке документации предусмотреть проведение противоаварийных работ. Провести работы в соответствии с согласованной и разработанной научно-проектной документацией. Указанные работы провести в соответствии с действующим законодательством в области охраны памятников истории и культуры (Федеральный закон № 73-ФЗ, Закон Пермского края от 07.07. 2009 № 451-ПК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Пермского края»).
На день подачи иска в суд Ответчиком в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального Закона № 73-ФЗ, работы по сохранению Объекта не проведены, предписание не исполнено.
Согласно ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч.ч. 1,6 ст. 45, пп. 1, 4, 7 части 1 ст. 47. 3 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а так же при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47. 6 Федерального закона № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизмененность облика выявленного объекта культурного наследия; проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Так, собственник здания, являющегося объектом культурного наследия, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Лица, казанные в п. 11 ст. 47. 6 Федерального закона № 73-ФЗ при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны в установленные охранным обязательством сроки: обеспечивать финансирование и оказание проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранения предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
В случае, если в отношении объекта культурного наследия не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникает право собственности на объект культурного наследия, либо право владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнить требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 – 3 ст. 47. 3 настоящего Федерального закона № 73-ФЗ.
Подпунктом 6 пункта 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательство в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Поскольку Ответчиком не представлено доказательств исполнения предписания, проведения работ по сохранению Объекта культурного наследия, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований о понуждении ответчика провести работы, предусмотренные статьей 40 Федерального Закона № 73-ФЗ по сохранению объекта культурного наследия в порядке, установленном ст. 45 указанного Федерального Закона, в соответствии с разработанной научно-проектной документацией.
.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить. Обязать Рябович В.В. в срок до 01.11. 2022 года провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Больница земская», расположенного по адресу <...>, кадастровый № в соответствии с разработанной научно-проектной документацией.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Слонова Н.Б.
Решение в окончательной форме (мотивированное) изготовлено 17.09. 2021года