Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к ФИО8. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 4486 кв.м., с кадастровым номером №, входящий в состав земель лесного фонда Звенигородского лесничества Московской области Пионерского участкового лесничества квартал 33 выдел 1, в следующих координатах поворотных точек: № и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером №, в вышеуказанных координатах поворотных точек.
Свои исковые требования мотивировало тем, что в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» № 6 при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № пересекаются с землями лесного фонда Звенигородского лесничества Московской области Пионерского участкового лесничества квартал 33 выдел 1, площадь пересечения -4486 кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: АДРЕС площадью 4500+/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежит на праве собственности ФИО2 Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что спорный земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика, так как из лесного фонда не исключался, ограничен в обороте, из земель лесного фонда в другую категорию земель не переводился.
В судебное заседание представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате месте и времени судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик ФИО9 в судебное заседание не явилась, направив своего представителя, которая в судебном заседании с иском не согласилась, полагая его необоснованным. Указала, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, что подтверждается данными ЕГРН. Участок находился в частной собственности и был зарегистрирован в ЕГРН до вступления в законную силу Лесного кодекса и до начала ведения Государственного лесного реестра (ГЛР). Включение в ГЛР сведений о спорных участках незаконно, так как в соответствии с п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201 –ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» информация о границах лесных участков и правах на них вноситься в ГЛР на основании сведений ЕГРН.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебное заседание явилась, подтвердила, что спорный участок исключен из земель лесного фонда в результате лесной амнистии.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, принявших участие в судебном заседании, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельных участков) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 68 и 69 ЛК РФ, а также пунктами 3 - 4 Лесоустроительной инструкции установлено, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 г., признается юридически действительным.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).
11.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
При этом данное правило применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В своем Определении от 21.09.2017 N 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Судом установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в соответствии с решением исполкома Кунцевского районного совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 на праве бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 4500 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, д. Новодарьино, для строительства жилого дома с надворными постройками.
После смерти ФИО11. указанный земельный участок унаследовал его сын ФИО12 который после смерти отца фактически принял в наследство земельный участок, принадлежащий наследодателю на праве бессрочного пользования.
Согласно частям 2, 3 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО13 признано право собственности на земельный участок, площадью 4500 кв.м., по адресу: АДРЕС, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в порядке наследования после смерти ФИО14 в соответствии с каталогом координат границ земельного участка, разработанным кадастровым инженером (л.д. 85-92).
При этом суд также учел, что указанный земельный участок не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и может быть предоставлен в частную собственность. То обстоятельство, что при жизни ФИО5 не зарегистрировал право собственности на земельный участок, не может явиться основанием для исключения земельного участка из состава наследственного имущества после смерти, поскольку в силу положений закона право бессрочного пользования земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, а государственная регистрация перехода права бессрочного пользования земельным участком по наследству проводится на основании документа о праве на наследство.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, границы участка вынесены в натуре посредством установления межевых знаков.
Также ДД.ММ.ГГГГ за ФИО15 осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью №.м, расположенный по адресу: АДРЕС (л.д. 83-84).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО16 и ФИО17 заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым ФИО18 произвел отчуждение в пользу ФИО19 принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:307196, площадью 4500+/-23 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства расположенный по адресу: АДРЕС (л.д. 74-77).
Указанный договор в установленном законом порядке зарегистрирован, сторонами исполнен, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация перехода права собственности от ФИО6 к ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 50-52).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда.
При этом права правопредшествененников ФИО20 на спорный земельный участок, приобретено на законном основании, возникло до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов.
В части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются.
Спорный земельный участок к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не относится.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право собственности на спорный земельный участок возникло до ДД.ММ.ГГГГ, приоритет сведений ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:307196 над сведениями лесного реестра определен законодательно и не может быть изменен сторонами правоотношений; обстоятельства, исключающие распространения на земельный участок ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, перечисленные в ч. 6 ст. 14 этого же закона, отсутствуют, судом бесспорно установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов, в связи с чем мог быть предоставлен в собственность ответчика, и правовых оснований для истребования земельного участка из чужого незаконного владения ответчика и исключении сведений о нем из ЕГРН отсутствуют, а следовательно, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
В представленном письме Рослесхоз указал, что данное исковое заявление подано ошибочно, поскольку им оспаривается решение о возникновении права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства Московской области к ФИО21 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, внесении изменений в ЕГРН отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья