Дело № 2-3674/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Чернышовой Т.В.,
с участием истца Талантова В.М.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области - Поповой Л.А.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талантова В. М. к ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Талантов В.М. обратился в суд и просит признать неправомерным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области от 20.09.2016г. за № 1309, обязать Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 11.11.1983г. по 04.11.1985г., период работы в должности заместителя директора по ИКТ с 01.09.2006г. по 31.08.2007г.; обязать ответчика назначить пенсию с 31.08.2016г.
Свои требования мотивирует тем, что 31.08.2016г. истцу было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Ответчик не включил спорные периоды работы истца, с чем он не согласен. В соответствии с ранее действовавшими нормами, период службы в армии включался в специальный стаж при наличии стажа работы по специальности не менее 2/3 стажа. Бесспорный педагогический стаж истца составляет более 24 лет, то есть превышает 2/3 стажа, в связи с чем, служба в составе Вооруженных Сил должна включаться в специальный стаж. В период работы в должности заместителя директора по ИКТ (информационные коммуникационные технологии), истец осуществлял свою деятельность, напрямую связанную с образовательным (воспитательным) процессом, что закреплено в должностной инструкции. В обязанности истца входила работа по созданию и расширению единого информационного пространства школы, организация и работа с детьми, оказание помощи обучающимся в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий, обеспечение работы Информационного Центра школы. Кроме того, истец в период с 01.09.2006г. по 31.08.2007г. осуществлял педагогическую деятельность в качестве учителя информатики высшей квалификационной категории, имея учебную педагогическую нагрузку 28 учебных часов.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Попова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что пенсия назначается в строгом соответствии с действующим законодательством. Включение службы по призыву в составе Вооруженных Сил не предусмотрено законом. Период работы истца в должности заместителя директора по ИКТ не может быть принят к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с тем, что такая должность Списками не предусмотрена. Рассматривать в спорный период работу истца в должности учителя информатики невозможно, так как о назначении на должность учителя приказа нет.
Представлены письменные пояснения на иск (л.д. 38-39).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и допускает возможность применения нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в спорные периоды деятельности истца.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.30 настоящего Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании п.4 ст.30 настоящего Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (в редакции от 26.05.2009 г.) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список).
В специальный стаж истца ответчик не включил период работы с 01.09.2006г. по 31.08.2007г. в должности заместителя директора по ИКТ (информационные коммуникационные технологии) в МОУ лицей «Серпухов».
Как усматривается из трудовой книжки истца, 19.08.1997г. он был принят на должность учителя в среднюю школу <номер> <адрес> в порядке перевода из гимназии <номер>, 09.02.1998г. изменено название средней школы <номер> на МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа <номер>», с 29.11.2000г. изменено название на МУО «СОШ <номер>», с 12.05.2005г. переименовано в Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов; 31.08.2006г. истец назначен на должность заместителя директора по ИКТ (информационные коммуникационные технологии), 31.08.2007г. переведен на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе; 31.02.2006г. учебное учреждение изменено свое наименование на МОУ лицей «Серпухов»; 31.05.2009г. истец переведен на должность учителя информатики (л.д. 15-21).
В соответствии со справкой, уточняющей характер работы истца, в период с 01.09.2006г. по 31.08.2007г. он имел педагогическую нагрузку 28 часов (л.д. 28). Педагогическая нагрузка установлена приказом <номер>-Л от 31.08.2006г. (л.д. 29-30). Приказом <номер>-Л от 31.08.2006г. установлена оплата истцу как учителю информатики высшего разряда ЕТС (л.д. 31-35).
Представлена должностная инструкция заместителя директора школы по ИКТ (л.д. 26-28).
31.08.2016г. Талантов В.М. обратился в ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии (л.д. 40). При рассмотрении указанного заявления специалистами Пенсионного отдела проведена документальная проверка (л.д. 43-45).
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1309 от 20.09.2016г. истцу было отказано в назначении пенсии, поскольку его специальный стаж составил 24г. 01мес. 19 дн. Ответчик не включил в специальный стаж период работы в должности заместителя директора по ИКТ, так как такая должность не предусмотрена Списками (л.д. 9-12).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного выше Федерального закона (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781) право на льготное пенсионное обеспечение установлено учителям.
В соответствии с п.п. "б" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в стаж засчитывается работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 года N 392-О, от 18 апреля 2006 года N 83-О, от 21 декабря 2006 года N 584-О, от 19 июня 2007 года N 436-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Следовательно, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности (связана с воспитанием детей).
При оценке прав истца на включение в педагогический стаж периода работы в МОУ лицей «Серпухов» в должности заместителя директора по ИКТ с 01.09.2006г. по 31.08.2007г., суд считает установленным, что в данном случае работа истца была безусловно связана с образовательным (воспитательным) процессом, поскольку, как следует из должностных обязанностей истца как заместителя директора по информационным коммуникационным технологиям, он отвечал за организацию учебно-воспитательного процесса, принимает участие в разработке концепции и программы развития школы, участвует в организации и проведении мероприятий, направленных на активизацию интереса учащихся к обучению, вносит предложения по совершенствовании образовательного процесса и управления школой, организует методическую работу по овладению педагогическим коллективом информационными технологиями и внедрению их в образовательный процесс.; организует и участвует в работе с детьми по направлениям: «Одаренные дети», «Исследовательская деятельность учащихся», научного общества учащихся; оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий и т.п.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что в спорный период истец исполнял обязанности в должности учителя информатики, имел педагогическую нагрузку 28 часов.
На основании изложенного, период работы истца в должности заместителя директора школы по ИКТ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Разрешая требования истца о включении периода службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, суд приходит к следующим выводам.
В период службы истца по призыву с 11 ноября 1983 г. по 01 ноября 1985 г. (копия военного билета) действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
При этом в силу пункта 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400 «О страховых пенсиях», следовательно имеются законные основания для включения в специальный стаж периода службы истца по призыву в Вооруженных силах СССР с 11 ноября 1983 г. по 01 ноября 1985 г.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращении за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, при условии зачета в педагогический стаж спорных периодов работы, требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии истца достаточно, в связи с чем, пенсия подлежит назначению с момента обращения за указанной пенсией, то есть с 31.08.2016г.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Талантова В. М. удовлетворить.
Включить Талантову В. М. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 11.11.1983 года по 01.11.1985 года, период работы в должности заместителя директора по ИКТ в МОУ лицей «Серпухов» с 01.09.2006 года по 31.08.2007 года.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области» назначить Талантову В. М. страховую пенсию по старости по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 31 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 28 ноября 2016 года