Дело № 2-794/2014 |
Мотивированное решение составлено 24 октября 2014 года |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2014 года |
г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Васильевой О.В.
при секретаре Пахомовой А.В.,
с участием прокурора г. Оленегорска Почкина М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу МВД России «Оленегорский» о возложении обязанности укомплектовать служебные автомобили укладками для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях,
установил:
Прокурор г. Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МО МВД России «Оленегорский» о возложении обязанности в срок до 01.12.2014г. укомплектовать служебные автомобили укладками для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.08.2011г. № 905н.
Указывает, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в деятельности органов государственной инспекции безопасности дорожного движения установлено, что оснащение транспортных средств, имеющихся в пользовании отдела ГИБДД МО МВД России «Оленегорский» и выезжающих на место дорожно-транспортных происшествий, не отвечает требованиям п. 19.ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Указу Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. №100 утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Во исполнение указанной обязанности Минздравсоцразвития России издан приказ от 10.08.2011 г. № 905н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», в котором приведен перечень изделий медицинского назначения, а также их количество — укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
В ходе проведения проверки прокуратурой города было установлено, что сотрудниками ГИБДД для выезда на места дорожно-транспортных происшествий используются четыре служебных автомобиля: ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ....
При проверке оснащения автомобилей установлено, что они не оснащены изделиями медицинского назначения для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП в комплектации и количестве медицинских изделий, установленных Приказом № 905н, а имеются лишь автомобильные аптечки, что нарушает права граждан на охрану жизни и здоровья.
В судебном прокурор г. Оленегорска уточнил исковые требования, указав, что сотрудниками ГИБДД для выезда на места дорожно-транспортных происшествий используются не четыре, а пять служебных автомобиля: ..., ..., ..., ..., а также ..., г.н. .... Настаивал на удовлетворении исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд увеличить срок исполнения обязанности до 01.03.2015 года и обязать укомплектовать укладками не четыре, а пять автомобилей.
Представители ответчика – по доверенности Коккина И.А. и Степанов Д.Н., являющийся начальником ОГИБДД МО МВД России «Оленегорский», в судебном заседании не согласились с исковыми требованиями в полном объеме, пояснив, что приобретение медицинских укладок осуществляется по статье 340 Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Данный вид расходов является целевым, то есть предполагает указание конкретного вида товара, планируемого к приобретению. Денежных средств МО МВД России «Оленегорский» по данному КОСГУ на приобретение укладок в 2012,2013,2014 годах не выделялось, закупка укладок для укомплектования патрульных машин ДПС для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП возможна только за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели. Кроме того, указывают, что ... не выезжает на место ДТП, не имеет цвета по ГОСТу, не оснащена прблесковыми маячками. В силу Приказа МВД от 24.04.2014 года № 244 «Об организации комплексного использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах городов и других населенных пунктах Мурманской области» утверждены обязательные нормы ежесуточного выставления личного состава ДПС ОГИБДД МО МВД России «Оленегорский», согласно которым норма выставления автопатрулей ДПС ОГИБДД составляет 2 единицы в сутки, учитывая время несения службы одного автопатруля с 08-00 до 20-00 часов, второго патруля с 20-00 часов до 08-00 часов, таким образом, несение службы сменного автопатруля ДПС ОГИБДД в сутки осуществляется одной машиной ДПС. ... не является патрульным автомобилем, она является служебным автомобилем. Денежные средства МО МВД России «Оленегорский» до настоящего момента выделены не были, машины ДПС были укомплектованы аптечками первой помощи (автомобильными) согласно Приказа Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 N 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)».
Выслушав прокурора г. Оленегорска, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения в числе прочих мероприятий включает в себя оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. « 100 (ред. от 02.08.2011г.) утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Государственным заказчиком - координатором Программы, одним из основных ее разработчиков выступило Министерство внутренних дел Российской Федерации. В числе мероприятий, направленных на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, ответственным за научные исследования в области разработки специальных медицинских укладок для оснащения патрульных автомобилей и стационарных постов дорожно-патрульной службы ГИБДД, указано Министерство здравоохранения и социального развития России.
Во исполнение указанной обязанности Минздравсоцразвития России издан приказ от 10.08.2011 г. № 905н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Приказ № 905н).
В Приказе № 905н приведен перечень изделий медицинского назначения, а также их количество — укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Согласно подпункту «и» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 711 (ред. от 27.10.2011 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» на ГИБДД возложена обязанность по осуществлению на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе, принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой доврачебной помощи пострадавшим.
Подпунктами «в, г» пункта 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 (ред. от 12.07.2012г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел РФ являются на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам; на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами суд приходит к выводу, что одной из функций ГИБДД МВД России и его территориальных органов является оказание медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии, обязанность по оснащению медицинской укладки необходимыми материалами и оборудованием для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП лицам согласно установленным нормативам возлагается на МВД Российской Федерации, в том числе, и на территориальные органы МВД РФ. В данном случае МО МВД России «Оленегорский» является ответственным за исполнение задач, возложенных на него на территории г. Оленегорска.
Установлено, что в ходе проверки прокуратурой г. Оленегорска соблюдения требований законодательства в деятельности органов государственной инспекции безопасности дорожного движения было установлено, что оснащение транспортных средств, имеющихся в пользовании отдела ГИБДД МО МВД России «Оленегорский» и выезжающих на место дорожно-транспортных происшествий, не отвечает предъявляемым требованиям.
Из представленной справки по результатам проверки, фотоматериалов к ней, копий паспортов ТС, следует, что сотрудниками ГИБДД используется в работе пять автомобилей: ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ....
Из копий паспортов ТС, следует, что собственником указанных автомобилей является МО МВД России «Оленегорский».
Указанные машины укомплектованы аптечками первой помощи (автомобильными) согласно Приказа Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 N 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)», что не оспаривается сторонами.
Согласно представленным копиям паспортов транспортных средств ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ..., в разделе особых отметок указано, что данные автомобили имеют цветографическую окраску, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002 (схема А-10), кроме того на них установлены устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Автомобиль ..., г.н. ... цветографическую окраску устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов не имеет, что подтверждается отсутствием особой отметки в паспорте ТС, представленной фотографией ТС и подтверждается представителями ответчика.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2006 г. № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах» установлен исчерпывающий Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств. Выдача разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных сигналов возложена на МВД России. Требования к цветографическим схемам транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».
Таким образом, отсутствие на автомобиле ... цветографической окраски и устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов свидетельствует о том, что данный автомобиль является служебным и не может быть использован как патрульный автомобиль следовательно не может выезжать на место ДТП.
Указанный факт закреплен также в п. 35 Приказа МВД России от 02.03.2009 № 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которому, к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов. Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста ДПС, салоне патрульного автомобиля.
Согласно представленному ответчиком приложению № 8 к приказу МВД России от 29.12.2012г. № 1157 «Нормы положенности средств связи, вычислительной, электронной организационной и специальной техники для подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях», строевым подразделениям ДПС ГИБДД, отделе ГИБДД на районном уровне положено укомплектовать патрульные автомобили укладками для оказания первой медицинской помощи сотрудниками Госавтоинспекции в количестве 100% (п. 4.25).
Таким образом, именно патрульным автомобилям положено выезжать на место ДТП, так как только патрульные автомобили укомплектовываются указанными укладками.
Оценивая изложенные нормы и представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что автомобиль ..., г.н. ... не является патрульным автомобилем, может использоваться только как служебный автомобиль без права выезда на место ДТП, следовательно, в части установления МО МВД России «Оленегорский» обязанности укомплектовать данный служебный автомобиль укладкой для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП удовлетворению не подлежит.
Доводы представителей ответчика о том, что отсутствует финансирование из федерального бюджета по данному виду расходов на укомплектование патрульных машин укладками для оказания первой медицинской помощи, что подтверждается представленной справкой, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отказа в иске, поскольку указанные обстоятельства не исключают обязанность ответчика соблюдать требования Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Указа Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и приказа Минздравсоцразвития России от 10.08.2011 г. №905н, определяющих комплектацию укладок изделиями медицинского назначения для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД.
Кроме того, указание ответчика в справке о норме выставления автопатрулей ДПС ОГИБДД в количестве двух единиц в сутки, одной машиной ДПС, не является основанием для укомплектования укладками для оказания первой медицинской помощи только одной патрульной машины, поскольку для патрулирования может быть использована любая из четырех указанных машин, кроме ..., в которых может не оказаться необходимая на месте ДТП укладка.
При вынесении решения судом также учитывается важный довод прокурора г. Оленегорска, что неисполнение МО МВД России «Оленегорский» обязанностей по укомплектованию автомобилей, выезжающих на место ДТП, могут нарушить права граждан, проживающих на территории г. Оленегорска, на охрану жизни, здоровья, имущества, защита которых гарантируется статьями 41, 45 Конституции РФ.
На основании изложенного, исковые требования прокурора г. Оленегорска подлежат удовлетворению в части требований по укомплектованию указанными укладками автомобилей ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ...; ..., г.н. ..., при этом срок исполнения возложенной обязанности суд считает разумным удовлетворить до 01.03.2015 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в размере, определенном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Межмуниципальный отдел МВД России «Оленегорский» в срок до 01 марта 2015 года укомплектовать автомобили ... гос.номер ...; ..., гос.номер ...; ..., гос.номер ...; ..., гос.номер ... укладками для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.11.2011 года № 905н.
В части исковых требований о возложении обязанности укомплектовать укладкой для оказания первой медицинской помощи автомобиль ..., г.н. ..., прокурору г. Оленегорска в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Межмуниципального отдела МВД России «Оленегорский» государственную пошлину в размере ... рублей в бюджет Муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
О.В. Васильева |