Дело №2-2608/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации3 сентября 2014 г. г.Раменское
Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Шалагине Е.И.,
с участием представителя истца Ильичевой Е.М.,
представителя ответчика Борисова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной О. С. и Гришиной Л. А. к Министерству имущественных отношений Московской области и Государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования <...> о признании права долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Гришина О.С. и Гришина Л.А., ссылаясь на ст.11 Закона РФ № 1541-1 от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» о том, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, обратились в суд с иском к Министерству имущественных отношений Московской области и ГБОУ начального профессионального образования <...> о признании права долевой собственности по 1/2 доле за каждой на квартиру по адресу: <адрес>, и о прекращении права собственности Министерства имущественных отношений Московской области на указанную квартиру.
В обоснование своих требований истцы указали, что спорная квартира была предоставлена ФИО1, умершему в <дата>, и членам его семьи на основании решения Раменского горсовета <номер> от <дата> и служебного ордера на жилое помещение <номер> от <дата>г. В настоящее время квартира закреплена на праве оперативного управления за <...>. В <дата> они обратились с заявлением в Министерство имущественных отношений по Московской области о передаче спорной квартиры в долевую собственность, однако письмом <номер> от <дата> в передаче квартиры в собственность было отказано по тем основаниям, что Министерство не наделено полномочиями по распоряжению жилым фондом Московской области, рекомендовано обратиться в суд. Несмотря на то, что в <дата> предоставленная им квартира имела статус служебного жилого помещения, место работы ФИО1 не было связано с образовательным учреждением. Полагают, что в настоящее время согласно ст.ст.92-93 ЖК РФ занимаемое ими жилое помещение не имеет статус служебной квартиры, так как после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данная жилплощадь в качестве служебной в органах государственной регистрации недвижимости не зарегистрировано.
В судебное заседание истцы Гришина О.С. и Гришина Л.А., извещенные надлежащим образом через представителя (имеется расписка), в судебное заседание не явились.
Представитель истцов Ильичева Е.М. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, ссылаясь на то, что документов, подтверждающих присвоение спорной квартире статуса общежития не представлено, кроме того, здание, в которой расположена спорная квартиры, не соответствует признакам общежития, т.к. не имеет штата обслуживающего персонала, не укомплектована мебелью. В связи с тем, что квартира была предоставлена ФИО1 на основании ордера, истцы после его смерти фактически являются нанимателями квартиры на условиях социального найма: в соответствии с лицевым счетом, оплата коммунальных услуг осуществляют по ставкам, предусмотренным для обычного жилья. Следовательно, квартира, в которой проживают истцы, ничем не отличается от обычного жилья, предоставляемого по социальному найму, они вправе приватизировать его в соответствии со ст. 2 Закона о приватизации. Включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Представитель ответчика ГБОУ <...> Борисов П.В. суду пояснил, что они не вправе передавать истцам в собственность занимаемую ими квартиру в здании общежития, расположенного на территории <...>, находящегося в собственности Московской области, а у <...>- лишь на праве оперативного управления. В подвальной части общежития располагается инженерная коммуникация, на 1-ом этаже здания общежития располагаются производственные мастерские профессионального лицея, а выше- квартиры, в которых проживают сотрудники <...> и частично- лица, не состоящие в трудовых отношениях с <...>. ФИО1, родственнику истцов, квартира в общежитии лицея была предоставлена на основании служебного ордера в период его работы в <...>, которое в <дата> осуществляло строительство здания <...>. Представитель собственника здания общежития-Министерства имущественных отношений Московской области перед судебным заседанием им сообщил, что Министерство возражает против приватизации квартир в здании общежития. В настоящее время там нет приватизированных квартир.
Ответчик- Министерство имущественных отношений Московской области своего представителя для участия в судебном заседании не выделил.
Третье лицо- Министерство образования Московской области направило в адрес суда письменное возражение, в котором просит отказать в удовлетворении требований истцов, так как помещения в общежитии не подлежат отчуждению и приватизации помимо воли собственника. В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ №323 от 13.04.1993 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области», свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, общежитие находится в государственной собственности Московской области и передано на праве оперативного управления <...>. В соответствии с письмом Московского областного управления профессионально-технического образования от <дата> часть общежития было реконструировано под квартиры для сотрудников. На основании решения исполкома Раменского городского совета от <дата> <номер> и ордера исполнительного комитета Раменского Совета народных депутатов от <дата> <номер> ФИО1 была предоставлена квартира для проживания семьи из трех человек в качестве служебной. Пунктом 1.2 Временного положения об общежитиях государственных образовательных учреждений профессионального образования Московской области, утвержденного приказом Министерства образования Московской области от <дата> <номер>, общежитие предназначено для проживания обучающихся и сотрудников учебного заведения на период трудовой деятельности, с регистрацией по месту пребывания (временная регистрация), предоставление жилой площади в общежитии гражданам производится по решению администрации образовательного учреждения, по согласованию с учредителем и ходатайству Главы муниципального образования. <дата>. ФИО1 умер, а после чего смерти там остались проживать истцы.
Третье лицо-Администрация Раменского муниципального района Московской области своего представителя для участия в судебном заседании также не выделило.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов.
Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права сер.<номер> от <дата>г. и Свидетельства о государственной регистрации права сер.<номер> от <дата>г., собственником здания общежития, расположенного на территории ГОУ <...> по адресу: <адрес>, состоящего из части жилого здания общежития, общей площадью <...> кв.м (инв. <номер>, лит.1А) с кадастровым номером <номер>, а также нежилой части общежития, общей площадью <...> кв.м (инв.<номер>, лит.1А) с кадастровым номером <номер>, принадлежит на праве собственности субъекту РФ- Московской области согласно Постановлению Совета Министров-Правительства РФ №323 от 13 апреля 1993г.. При этом никаких ограничений (обременений) права на данное здание общежития не зарегистрировано (л.д.48, 51).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права сер.<номер> от <дата>г., на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области <номер> от <дата>г. за ГОУ <...> закреплено на праве оперативного управления часть здания общежития, общей площадью <...> кв.м, с кадастровым номером <номер>. Ограничений права оперативного управления не зарегистрировано (л.д.52).
Из Свидетельства о государственной регистрации права сер.<номер> от <дата>г. видно, что земельный участок под территорией <...> из категории земель поселений, общей площадью <...> кв.м, по вышеуказанному адресу зарегистрировано на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГОУ <...>. Ограничение (обременение) права не зарегистрировано (л.д.49).
Из служебного ордера на жилое помещение <номер>, выданного <дата> следует, что ФИО1 на семью из трех человек: <...> ФИО2, и <...> Гришиной О.С., <...>, была предоставлена в пользование квартира площадью <...> кв.м, состоящая из 2-х изолированных комнат по адресу: <адрес>, на основании решения Раменского городского Совета народных депутатов <номер> от <дата>г. (л.д.13).
Из выписки из домовой книги <номер> <адрес> видно, что истцы прибыли в служебную квартиру из <адрес>, зарегистрировавшись в спорной квартире: Гришина Л.А., <...>, зарегистрировалась <дата> (спустя 2,5 года после получения служебного ордера), а Гришина О.С., <...>, зарегистрировалась <дата> (спустя 9 лет после получения служебного ордера) (л.д.15).
Как следует из трудовой книжки, ФИО1, <...>, на момент получения служебной квартиры работал в <...>, а из свидетельства о смерти следует, что ФИО1 на момент смерти не проживал в спорной квартире, умер <дата>г. в <адрес>. (л.д.22).
Таким образом, судом установлено, в период работы в <...> ФИО1 была предоставлена служебная квартира в здании общежития на территории <адрес>.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.92 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду.
На основании ч.3 ст.92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным ЖКРФ.
В соответствии со ст.109 ЖК РСФСР, действовавшего на момент заселения истца в общежитие и ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Требованиями ст.105 ЖК РФ определено, что при предоставлении площади для проживания в общежитии заключается договор найма жилого помещения в общежитии. Других типов договоров, включая договор безвозмездной передачи жилых помещений (приватизация), не предусмотрено.
Договор социального найма на спорное жилое помещение между Раменским городским Советом народных депутатов ни истцами, ни умершим ФИО1 при жизни не заключался, так как данное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду (разряд общежитие) и предоставляется по договору найма.
Таким образом, спорное жилое помещение не может быть передано в собственность истцам, поскольку относится к специализированному жилому фонду. При этом, их право пользования занимаемой квартирой в общежитии никто не оспаривает.
Согласно абз.1 ст.4 ФЗ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения по общему правилу также не подлежат приватизации.
13 апреля 1993 года Советом Министров Правительства Российской Федерации было издано Постановление № 323 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области».
Вышеуказанным Постановлением (приложение №1) переданы в государственную собственность Московской области, государственные предприятия, организации и учреждения, расположенные на ее территории, согласно Приложению №1, в том числе <...>
Регистрация здания общежития, расположенного на территории <...>, в собственность Московской области подтверждается вышеуказанными Свидетельствами о государственной регистрации права сер.<номер> от <дата>г. и сер<номер> от <дата>г., а регистрация его на праве оперативного управления за <...> подтверждается вышеуказанным свидетельством о регистрации о <дата>г.
Согласно п.1 ст.120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст.ст.296, 298 ГК РФ.
В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст.298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст.6 указанного Закона РФ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с Техническими паспортами на жилую и нежилую часть здания общежития от <дата> и от <дата>, спорная квартира расположена в 5-этажном здании общежития на территории земельного участка, предоставленного лицею на праве постоянного пользования площадью <...> кв.м. (л.д.49).
Из ситуационного плана, плана земельного участка и технического паспорта видно, что на территории земельного участка лицея, огороженного по всему периметру ограждениями из ж/б панели, металлической решеткой, сеткой «рабица» и плоским шифером, располагаются: здание общежития, учебно-производственные и общественно-бытовые корпуса с переходами, здание учебно-производственных мастерских, здание канализационной насосной станции, здание котельной, здание трансформаторной подстанции, пожарные резервуар.
Здание общежития представляет собой единый имущественный комплекс, предназначенный для осуществления цели своей деятельности профессионального лицея, назначением этого имущества, и представляет собой пятиэтажное кирпичное здание с подвальными помещениями, с расположенными в нем помещениями: сушилкой, постирочной, гладильной, подсобной и технической части. На 1-ом этаже располагаются многочисленные учебные кабинеты, подсобные помещения и раздевалки, душевые, туалеты. На 2-ом этаже также располагаются учебные кабинеты, туалеты. На 3-5 этажах располагаются комнаты.
Как следует из списка сотрудников, проживающих в общежитии <...> на <дата>., в настоящее время в общежитии проживают 20 сотрудников лицея со своими семьями, а часть квартир не используется сотрудниками.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению в рамках рассмотрения настоящего спора, являются: определение статуса жилого помещения, о приватизации которого просят истцы, и правомерность заключения договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
В соответствии со ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений, находящихся в общежитиях, запрещена.
В силу п.13 ст.39 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
По мнению суда, особый статус социальной инфраструктуры, закрепленной на праве оперативного управления за государственными образовательными учреждениями, к которым относится и профессиональный лицей, в силу действующего законодательства не позволяет приватизировать спорное жилое помещение в общежитии, находящемся на его балансе.
Прямой законодательный запрет на приватизацию жилых помещений и общежитий, закрепленных за образовательными учреждениями, не может быть преодолен применением правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которую содержится ссылка представителя истцов и которая относится к решению вопросов о возможности приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования.
Доводы представителя истца о том, что истцы фактически являются нанимателями спорной квартиры на условиях социального найма, так как оплата коммунальных услуг осуществляют по ставкам, предусмотренным для обычного жилья, в связи с чем они вправе приватизировать его, не могут быть приняты судом во внимание, так как с истцами не заключался договор социального найма, а в случае его заключения, нельзя исходить из действительности такого договора.
Согласно действующим в системной связи положениям ст.ст.49, 50, 51, 52, 57 и 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть заключен в соответствии с требованиями жилищного законодательства: в отношении жилых помещений, которые могут являться предметом договора социального найма; собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо уполномоченным им лицом (наймодателем); с гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятыми на учет в качестве таковых; в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет; по норме предоставления, а также с соблюдением иных, установленных жилищным законодательством условий.
Поскольку жилищное законодательство не предусматривает возможности заключения в отношении жилых помещений, расположенных в специализированном жилищном фонде, договоров социального найма и их передачу в собственность граждан в порядке приватизации, в случае заключения договора социального найма, такой договор не будет соответствовать требованиям закона или иных правовых актов и не повлечет для сторон договора правовых последствий.
Таким образом, запрет на приватизацию квартиры в общежитиях обусловлен их специальным целевым назначением - для временного проживания, а спорная квартира находится в общежитии, принадлежащем на праве оперативного управления государственному образовательному учреждению, проживание истцов в ней не влечет возникновение у них права на приватизацию занимаемого жилого помещения в общем порядке. В удовлетворении исковых требований истцов следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Гришиной О. С. и Гришиной Л. А. о признании права долевой собственности по 1/2 доле за каждой в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также о прекращении права собственности Министерства имущественных отношений Московской области на указанную квартиру, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 10 сентября 2014г.