Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1435/2019 ~ М-634/2019 от 18.03.2019

№2- 1435/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2019 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи    Селезеневой И.В.,

при секретаре             Ушковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянова А.Г. к ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в г.Смоленске о досрочном назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Лукьянов А.Г. обратился в суд с иском к ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в г.Смоленске о досрочном назначении страховой пенсии по старости, указав в обоснование требований, что 29.11.2016, учитывая, что 17.12.16 он достигнет возраста 55 лет, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда согласно п.6 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-Ф3 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», в связи с наличием необходимого специального стажа, однако в назначении таковой ему было отказано по мотиву его недостаточности. При этом, ответчиком не были включены в него следующие периоды работы:

- с 30.10.1985 по 13.02.1987 в должности старшего прораба участка треста-площадки «Вязьмастройграфитстрой»;

- с 16.07.1994 по 01.08.1996 в должности прораба в ТОО «Влади-С»;

- с 01.02.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 25.10.2006 в должности производителя работ в ООО «Колорит-ЛК»;

- с 02.06.2008 по 12.08.2010 в должности прораба в ООО «Строительное управление-6»;

- с 17.08.2010 по 30.09.2011 в должности прораба в ООО «Модерн»;

- с 05.10.2011 по 20.02.2015 в должности прораба в ООО «Солекс».

С данным решением не согласен, считая отказ во включении указанных периодов незаконным и необоснованным, в связи с чем и просит суд зачесть их в стаж работы и назначить ему досрочную пенсию с момента возникновения права на нее, то есть с 17.12.2016.

В судебном заседании Лукьянов А.Г. и его представитель Семенов Р.О. заявленные исковые требования поддержали, пояснив суду, что в спорные периоды времени истец фактически выполнял обязанности прораба на строительстве, ремонте, реконструкции зданий, что дает ему право на досрочную пенсию. Организации, где он работал, занимались ремонтными работами во вновь строящихся и реконструирующихся помещениях, он же во все спорные периоды выполнял обязанности производителя работ.

Таковая к настоящему моменту была назначена истцу при достижении возраста 57 лет с 17.12.2018. Однако, зачет спорных периодов его работы в специальный стаж позволит Лукьянову А.Г. реализовать свое конституционное право на пенсионное обеспечение с момента достижения возраста 55 лет.

Представитель ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске Моисеева Н.А. исковые требования не признала, пояснив суду, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа.

На дату исполнения 55 лет (17.12.2016) страховой стаж истца составляет 25 лет 04 месяца 18 дней, специальный стаж составляет 08 лет 11 месяцев 15 дней (при необходимости 12 лет и 6 месяцев), что свидетельствует об отсутствии права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Период работы с 30.10.1985 по 13.02.1987 в должности старшего прораба участка теста-площадки «Вязьмастройграфитстрой» нельзя засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как согласно разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 и Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а так же надземных зданий и сооружений и шахт, рудников и коммуникаций», применяемым к периодам работы до 01.01.1992, должность старшего прораба не предусмотрена.

Периоды работы с 16.07.1994 по 01.08.1996 в должности прораба в ТОО «Влади- С» нельзя засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости согласно разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.

Документальное подтверждение выполнение данной организацией работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов не представлено.

Период работы с 01.02.1999 по 31.12.2001 в должности производителя работ в ООО «Колорит-ЛК» нельзя засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как документальное подтверждение выполнения данной организацией работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов не представлено.

Согласно имеющемуся в личном деле плательщика ООО «Колорит-С» сообщению Комитета государственной статистики от 11.02.1998 № 24-07/01-165 в соответствии с учредительными документами организация не вела весь период деятельности работ, предусмотренных разделом 27 Списка № 2 1991. Лицензия на осуществление ремонтно- строительных работ выдавалась на период с 21.10.1999 по 21.10.2000.

Кроме того, в соответствии со ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Лукьянов А.Г. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 29.01.1999.

Таким образом, период работы в льготных условиях труда Лукьянова А.Г. после 29.01.1999 должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения о работе за указанный период организацией представлены без кода льготы как «работа на общих основаниях».

Кроме того, в специальный стаж не может быть засчитан период с 01.07.2000 по 30.11.2001 - отпуск без сохранения заработной платы, т.к. в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Во время отпуска без сохранения заработной платы заработная плата не выплачивается, и, следовательно, не взимаются страховые взносы.

Период работы с 01.01.2002 по 25.10.2006 в должности производителя работ в ООО «Колорит-ЛК» нельзя засчитать в ни специальный, ни в страховой стаж, так как сведения о данном периоде работы отсутствуют на индивидуальном лицевом счете Лукьянова А.Г.

Согласно справке ООО «Колорит-ЛК» от 05.06.2003 организация не вела хозяйственную деятельность, заработная плата работникам не начислялась.

Период работы с 02.06.2008 по 12.08.2010 в должности прораба в ООО «Строительное управление-6» так же нельзя засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку сведения о работе истца организацией представлены без кода льготы как «работа на общих основаниях»

Данная организация ликвидирована, документы в архив не сдавались.

Кроме того, согласно сообщению ГУ-УПФР в Промышленном районе г. Смоленска от 25.08.2016 № 8830 организация не состояла на учете, как имеющая рабочие места, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение. Перечни льготных профессий не сдавала.

Период работы с 17.08.2010 по 30.09.2011 в должности прораба в ООО «Модерн» нельзя засчитать в ни специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ни в страховой стаж по аналогичным основаниям.

Согласно ответу ГУ-УПФР в г. Воронеже организация не значится ни по юридическому адресу, ни по фактическому адресу. Наблюдательное дело по организации, как имеющей работников с правом на досрочное пенсионное обеспечение, не оформлялось.

Период работы с 05.10.2011 по 20.02.2015 в должности прораба в ООО «Солекс» нельзя засчитать ни в специальный, ни в страховой стаж истца, поскольку, сведения о данном периоде работы отсутствуют на индивидуальном лицевом счете Лукьянова А.Г.

В трудовой книжке Лукьянова А.Г. записи о работе в обществе с ограниченной ответственностью заверены печатями товарищества с ограниченной ответственностью. ТСОО «Солекс» ликвидированного и снятого с учета в ПФР 31.05.2002.

Кроме того, с вступлением с 01.03.1998 в силу Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ТСОО реорганизовывались в ООО до 01.07.1999.

В этой связи, право на пенсию у истца возникло только при достижении возраста 57 лет, которая и была ему назначена с 17.12.18.

Просит об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из положений ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При этом, положениями п.2 ч.1 ст.30 названного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Указанные нормы согласуются с положениями Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с п.2 ч.1 ст.27 которого, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 29.11.2016 Лукьянов А.Г. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления № 7935 от 20.02.2017 Лукьянову А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 по вышеизложенным основаниям.

Страховая пенсия по старости назначена Лукьянову А.Г. с 17.12.18 года.

В связи с отказом пенсионного органа истец был вынужден обратиться в суд с требованием о включении спорных периодов его работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, считая, что такое право у него имеется.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 №239 «О внесении изменений в п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями груда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту и на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое переоборудование, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены «производители работ» (код профессии 2290000б-24441) и «мастера строительных и монтажных работ» (код профессии 2290000б-23419).

При этом, время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.

Списком №2 1956 года №1173 (Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций) предусмотрены мастер (десятники) и прорабы.

Как следует из п.5 Порядка применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 №29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Аналогичные положения имеются в разъяснении Минтруда России от 08.01.1992 №1, утвержденном приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 №235.

На основании вышеприведенных положений пенсионного законодательства, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 №30, оспариваемые периоды работы истца могут быть зачтены в его специальный стаж при условии выполнения им по данной должности работ на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектах, а также на строительстве промышленных энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых объектах, объектах транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых зданий и сооружений.

Из трудовой книжки истца усматривается, что с 30.10.1985 по 13.02.1987 он в порядке перевода был принят на должность старшего прораба участка теста-площадки «Вязьмастройграфитстрой».

Указанный период Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Смоленске обоснованно не включен в специальный стаж заявителя в силу нижеследующего.

Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 и Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений:    промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а так же надземных зданий и сооружений и шахт, рудников и коммуникаций», применяемым к периодам работы до 01.01.1992, должность старшего прораба не предусмотрена.

Списком №2 1956 года №1173 (Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций) предусмотрены мастер (десятники) и прорабы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. предусмотрена должность как «прораба», так и «старшего прораба». Данные должности являются различными должностями с различными квалификационными характеристиками, при том, что должность «старший производитель работ» данное постановление именует также как «начальник участка».

Не предусмотрена вышепоименованными Списками и должность «начальник участка», в силу чего, установление тождественности данных должностей не допустимо.

Периоды работы с 16.07.1994 по 01.08.1996 в должности прораба в ТОО «Влади - С» так же обосновано не засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости согласно разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.

Документальное подтверждение выполнения данной организацией работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов не представлено.

Данная организация ликвидирована, документы в архив не сдавались.

Кроме того, согласно сообщению ГУ-УПФР в Промышленном районе от 25.08.2016 № 8830 организация не состояла на учете, как имеющая рабочие места, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение. Перечни льготных профессий не сдавала.

К аналогичному мнению приходит суд, оценивая правомерность решения ГУ - УПФ РФ в г. Смоленске при оценке периодов работы истца с 17.08.2010 по 30.09.2011 в должности прораба в ООО «Модерн», и с 05.10.2011 по 20.02.2015 в должности прораба в ООО «Солекс».

Таковые не зачтены ответчиком ни в специальный, ни в страховой стаж заявителя.

В соответствии со ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены сведения подлежащие внесению в лицевой счет застрахованного лица.

Так, согласно пп.10.1 п.2 ст. 6 Закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 - 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

На основании ч.1,2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ с 1 января 2013 г. плательщики страховых взносов - организации в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, указанных в п. 2 4.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ уплачивают страховые взносы по дополнительному тарифу.

В силу ч.6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.1-18 ч. 1 названной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Сведения о данных периодах работы отсутствуют на индивидуальном лицевом счете Лукьянова А.Г.

Согласно ответу ГУ-УПФР в г. Воронеже ООО «Модерн» не значится ни по юридическому, ни по фактическому адресу. Наблюдательное дело по организации, как имеющей работников с правом на досрочное пенсионное обеспечение, не оформлялось.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, в том числе стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Сведения о работе, содержащиеся в трудовой книжке, достаточны для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда.

Однако, в трудовой книжке Лукьянова А.Г. записи о работе в обществе с ограниченной ответственностью заверены печатями товарищества с ограниченной ответственностью. ТСОО «Солекс» ликвидировано и снято с учета в ПФР 31.05.2002.

Кроме того, с вступлением с 01.03.1998 в силу Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ТСОО реорганизовывались в ООО до 01.07.1999.

Вместе с тем, частично обоснованным суд находит требование заявителя о включении в его специальный стаж период трудовой деятельности в должности производителя работ в ООО «Колорит-ЛК».

Из трудовой книжки Лукьянова А.Г. усматривается, что 01.02.99 на основании приказа № 4 от. 01.02.99 он принят на должность производителя работ в ООО «Колорит-ЛК», откуда уволен по собственному желанию 25.10.06 на основании приказа № 102 от указанной даты.

08.07.08 организация ликвидирована.

В обоснование своей позиции истец в ходе судебного заседания пояснил, что в период его работы в ООО «Колорит-ЛК» организация выполняла общестроительные и отделочные работы, производя ремонтные работы здания Родильного дома по ул. Кирова, административного здания, лаборатории, ликерного цеха, цеха разлива ОАО «Бахус», осуществляла строительство столярного цеха данного Общества, начиная с нулевого цикла, вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию.

Однако, соответствующие упоминания в актах ввода в эксплуатацию данных строительных объектов об организации – субподрядчике отсутствуют.

В период с 01.07.2000 по 30.11.2001 в связи с уменьшением объема работ истцу предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, что подтверждается соответствующими приказами, а согласно справке ООО «Колорит-ЛК» от 05.06.2003 с указанной даты организация не вела хозяйственную деятельность, заработная плата работникам не начислялась.

Сведения о работе истца за указанный период организацией представлены без кода льготы как «работа на общих основаниях».

Совокупность вышеизложенных обстоятельств стала основанием к отказу во включении спорного периода работы истца в его специальный стаж.

Оценивая данную позицию как частично не обоснованную, суд принимает во внимание следующее.

Как было указано выше, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно имеющемуся в личном деле плательщика ООО «Колорит-С» сообщению Комитета государственной статистики от 11.02.1998 № 24-07/01-165 на период с 21.10.1999 по 21.10.2000 организации выдавалась лицензия на осуществление ремонтно- строительных работ, расцениваемая судом, как документальное подтверждение ее деятельности в соответствии с требованиями Списка, обозначенными как «строительство, реконструкция, техническое переоборудование, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов».

Кроме того, по ходатайству истца и его представителя в целях подтверждения характера работы организации, а равно исследовании обстоятельств достоверности сведений персонифицированного учета судом допрошен свидетель ФИО1, который согласно выписки из ЕГРЮЛ занимал должность директора ООО «Колорит-ЛК».

Названный свидетель суду пояснил, что порядка 10 лет являлся директором ООО, будучи одновременно и его учредителем. Организация занималось отделкой как вновь строящихся, так и подвергшихся капитальному ремонту производственны зданий, выполняя укладку ламината, плитки, устройство подвесных потолков и т.п. Истец работал в организации с самого начала ее образования в качестве прораба, занимая должность, предполагающую льготное пенсионное обеспечение при полной занятости в течение рабочего дня. Изначально деятельность Общества осуществлялась без лицензии, после чего к ним приезжала соответствующая комиссия, проверять качество работ, и только после этого они смогли подать пакет документов и получить лицензию на ремонтно-строительные и отделочные работы без замены несущих конструкций. В рамках разрешенного вида деятельности они выполняли отделочные работы в помещениях ОАО «Бахус», строительство которых осуществлялось Смолпромстроем. Такие же работы они выполняли в старом цеху, столярке и конторе. Однако, сведения персонифицированного учета за льготных работников ошибочно подавались без кода льготы.

Анализируя вышеизложенные доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению о возможности частичного зачета спорного периода в специальный стаж заявителя, так как с 01.02.99 по 01.07.00 занятость Лукьянова А.Г. на работах с тяжелыми условиями труда подтверждена.

В трудовой книжке заявителя его должность обозначена в точном соответствии с положениями Списка № 2 «прораб, производитель работ». Организация, где он осуществлял свою трудовую деятельность в спорный период времени, занималась общими строительными и ремонтными работами, имея на то соответствующую лицензию. Не достоверность поданных за Лукьянова А.Г. сведений индивидуального персонифицированного учета подтверждена в судебном заседании показаниями директора Общества, который подтвердил наличие в организации льготных работников, в том числе прораба, и сослался на ошибочность перечисления в Пенсионный фонд взносов без указания кода льготы. При этом, трудовая книжка работника не содержит сведений, свидетельствующих о выполнении им работ в режиме неполного рабочего времени, совмещении профессий, переводах и перемещениях. Не ссылался на указанные обстоятельства и допрошенный директор Общества, пояснивший, что истец осуществлял свою трудовую деятельность в режиме полной занятости в течение рабочего дня.

Вместе с тем, время работы Лукьянова А.Г. в ООО «Колорит-ЛК» после 1 июля 2000 года не может быть учтено в качестве периода, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, в силу нахождения с 01.07.2000 по 30.11.2001 в неоплачиваемых административных отпусках, отсутствие документального подтверждения лицензирования деятельности Общества в сфере общестроительных работ и дальнейшем фактическом прекращении финансово-хозяйственной деятельности.

Период работы истца с 02.06.2008 по 12.08.2010 в должности прораба в ООО «Строительное управление-6» не зачтен в специальный стаж заявителя, так как сведения о работе за него организацией представлены без кода льготы как «работа на общих основаниях», данная организация ликвидирована, документы в архив не сдавались.

Кроме того, согласно сообщению ГУ-УПФР в Промышленном районе г. Смоленска от 25.08.2016 № 8830 организация не состояла на учете, как имеющая рабочие места, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение. Перечни льготных профессий не сдавала.

Однако, анализ представленных суду доказательств свидетельствуют об ошибочности позиции Управления Пенсионного фонда в силу следующего.

В соответствии с квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, утвержденными Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 03.07.1987 №131 к строительным организациям в анализируемый период времени относились в частности, строительно-монтажные тресты, производственные строительно-монтажные объединения, строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны.

Таким образом, само наименование организации (строительно-монтажное управление) в совокупности со сведениями, имеющимися в выписке из ЕГРЮЛ, подтверждает характер ее деятельности по осуществлению капитального строительства.

Из пояснений истца судебном заседании усматривается что, в период работы в данной организации он занимался строительством десятиэтажного жилого дома по улице 25 сентября города Смоленска, а также строительством двухэтажного Торгового центра на той же улице. Кроме того, ООО «Строительное управление-6» выполняло работы по строительству здания банка на улице Тенишевой, а также магазина и гаража-стоянки под магазины и офисные помещения.

В обоснование своей позиции, истец ходатайствовал о допросе в судебном заседании работников Общества в целях подтверждения вида хозяйственной деятельности указанной организации.

Допрошенный судом свидетель ФИО2 суду пояснил, что в СУ-6 работал совместно с истцом. Данная организация занималась строительством 10-эт. дома по ул. 25 Сентября г. Смоленска (внутренняя отделка), а также строительством 2-эт. ТЦ по той же улице напротив указанного дома (отделка, прокладка инженерных сетей и благоустройство). Истец работал прорабом на этапе отделке. В моем подчинении находились бригады отделочников, занимавшиеся черновой отделкой подъездов и квартир, предпродажной подготовкой.

Аналогичные показания дал суду и свидетель ФИО3, пояснивший дополнительно, что в период его совместной с истцом работы, ООО вело строительство Банка на ул. Тенишевой г. Смоленска.

Кроме того, по запросу суда администрацией г. Смоленска представлены решения и акты о вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов, строительство которых выполнялось, в том числе и ООО «Строительное управление-6».

- от 2010г. без номера с указанием на начало строительства в 2004 году и окончании в 2010 году по объекту « реконструкция незавершенного строительства магазина и гаража-стоянки под магазины и офисные помещения» по ул. 25 сентября д. № 30Б

- от 24.09.09 № 1 с указанием на начало строительства в 2007 году и окончании в 2009 году по объекту « 10-ти этажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения».

Имеющиеся записи в трудовой книжке истца не свидетельствуют об осуществлении перевода Лукьянова А.Г. на работы с неполным рабочим днем, поручения ему совмещения профессий и должностей, в силу чего, суд приходит к убеждению о полной занятости последнего выполнением оцениваемых работ.

В этой связи, представленные суду доказательства позволяют прийти к убеждению о недостоверности сведений работодателя, подававшего сведения персонифицированного учета за истца без соответствующего кода льготы, а сам период, подлежащим зачету в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, законодатель наделяет Правительство правом определения порядка их исчисления, но при этом в силу ст.15 Конституции РФ должен исходить из того, что конституционные нормы и принципы имеют высшую юридическую силу и толкование подзаконных актов не могут им противоречить.

Приходя к выводу о возможности включения ряда анализируемых периодов работы истца в его специальный стаж, суд также учитывает, что отсутствие надлежащего ведения первичной документации работодателем основанием для отказа во включении спорного периода в специальный стаж не является, так как обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность и своевременность предоставления, возложена на работодателя, надлежащий контроль за предоставлением работодателем указанных сведений – на Пенсионный Фонд РФ, поэтому гражданин не должен быть лишен приобретенных им в период осуществления трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения последними своих обязанностей. Обратное бы противоречило установленной ст.39 Конституции РФ гарантии каждому социального обеспечения по возрасту.

Статьи 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость политики в законодательстве, в том числе в сфере пенсионного и социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку, на дату возникновения права на пенсию у последнего имелся специальный стаж необходимой продолжительности (12 лет и 6 месяцев), в том числе и с учетом зачтенного настоящим решением суда, его требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░–░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░:

░ 01.02.1999 ░░ 01.07.2000 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░-░░»;

░ 02.06.2008 ░░ 12.08.2010 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-6»

░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░, ░░ ░░░░ ░ 17.12.2016.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                ░.░.░░░░░░░░░░

2-1435/2019 ~ М-634/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лукьянов Андрей Григорьевич
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г. Смоленска
Другие
Администрация г.Смоленска
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
prom--sml.sudrf.ru
18.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2019Передача материалов судье
18.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2019Подготовка дела (собеседование)
15.04.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.06.2019Предварительное судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
09.07.2019Судебное заседание
09.08.2019Судебное заседание
13.08.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2019Дело оформлено
19.11.2019Дело передано в архив
19.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.11.2019Судебное заседание
24.12.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее