№ 12-43/2020 УИД:10RS0003-01-2020-000089-69
Р Е Ш Е Н И Е
21 декабря 2020 года г. Кемь РК
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Клепцов Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») на постановление главного государственного инспектора отдела промышленной безопасности Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) Веселовой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ №/ПС по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отдела промышленной безопасности Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ №/ПС ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе представитель ОАО «РЖД» ходатайствует о восстановлении срока обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ №/ПС, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» обратилось в Кемский городской суд с жалобой на вышеуказанное постановление. Определением Кемского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ОАО «РЖД» оставлена без рассмотрения и возвращена заявителю, однако определение о возращении заявления в ОАО «РЖД» не поступило. Считает, что ОАО «РЖД» добросовестно воспользовалось своими правами, и имело намерение реализовать право на обжалование постановления должностного лица в установленный законом срок.
В поступившей жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности Озеров М.В. не согласен с вынесенным постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №/ПС, просит его отменить и снизить размер административного штрафа, по тем основаниям, что из выявленных в ходе проверки 18-ти нарушений, отраженных в акте в настоящее время устранены 8, в стадии устранения 10. Переработаны документы организации (приказы, инструкции, перечни, журналы, карты технологических процессов, планы) в части ведения газоопасных работ, контроля осадки резервуаров, действий в аварийных ситуациях. В настоящее время ведется закупка оборудования (датчики, электрооборудование, рукава сливных устройств), монтаж будет произведен до ДД.ММ.ГГГГ года, ведется ремонт отмостки резервуара РВС-2000, окончанием работ планируется ДД.ММ.ГГГГ Заключен договор на обучение и аттестацию руководителей и специалистов, обучение ведется в октябре 2020 г., аттестация в ТАК-ноябрь 2020 г. Обращает внимание на то, что техническое перевооружение внесено в среднесрочную инвестиционную программу в Центральную дирекцию закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД» на 2021-2026 г.г. Кроме того, просит учесть, что ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием, согласно ст.4,5 ФЗ «Об особенностях управления распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», п.2 Постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании ОАО «РЖД», учредителем компании является Российская Федерация с принадлежащей ей 100-процентной долей акций в общем количестве акций ОАО «РЖД», Правительство РФ осуществляет полномочия единого хозяйствующего субъекта. Обращает внимание на то, что должностным лицом вынесшем постановление не приняты доводы ОАО «РЖД» о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В дополнительной жалобе ОАО «РЖД» указывает на то, что согласно ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. ОАО «РЖД» предприняло все возможные меры по устранению замечаний. В подтверждение устранения выявленных замечаний прилагает результаты устранения нарушений по предписанию Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР с приложением фотоматериалов и документации.
Считает, что сумма штрафа в размере 200 000 рублей является для ОАО «РЖД» существенной и скажется на реализации социально значимых программ. Просит учесть, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой уменьшились доходы от пассажирских перевозок, чистый убыток ОАО «РЖД» в первом полугодии 2020 года составил 46,6 миллиарда рублей. ОАО «РЖД является» государственной компанией, на балансе которой находится значительное количество объектов железнодорожной инфраструктуры, требующих осуществление текущего ремонта, реконструкции, содержания, и, как следствие, значительных финансовых затрат. Одновременное финансирование по всем объектам невозможно. Более того, финансовая дисциплина в компании ОАО «РЖД» строго регламентирована, поскольку ОАО «РЖД» является государственной компанией. Учитывая, что в бюджете компании отсутствуют запланированные средства на уплату административного штрафа, оплата штрафа будет осуществляться за счет других программ связанных с выполнением поручений Президента и Правительства РФ, просит снизить сумму штрафа, применив п.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Заявитель - представитель ОАО «РЖД» Озеров М.В. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Должностное лицо – главный государственный инспектор отдела промышленной безопасности Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) Веселова Е.И., надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в адресованном суду отзыве заместитель руководителя Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Ефименко Ю.Г. просил рассмотреть ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления и жалобу в отсутствие представителя Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзор. Просит отказать ОАО «РЖД» в восстановлении пропущенного срока на обжалование, постановление от ДД.ММ.ГГГГ №/ПС оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО «РЖД» Озерова М.В. без удовлетворения, по тем основаниям, что ОАО «РЖД» не представило документы, подтверждающие уважительную причину пропуска срока обжалования. Указывает на то, что согласно разъяснениям в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П назначение юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях. Считает, что ОАО «РЖД» не привело документального обоснования наступления для него необратимых имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности, а также не представило документы для оценки имущественного и финансового положения. Полагает, что с учетом характера и последствий совершенного ОАО «РЖД» административного правонарушения, отсутствуют исключительные обстоятельства для снижения назначенного административного наказания.
Исследовав представленные документы, доводы заявителя, суд удовлетворяет ходатайство ОАО «РЖД» о восстановлении срока на обжалование постановления. Установлено, что постановление №/ПС о назначении административного наказания вынесено ДД.ММ.ГГГГ, вручено защитнику юридического лица - ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» обратилось в Кемский городской суд с жалобой на вышеуказанное постановление. Определением Кемского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ОАО «РЖД» оставлена без рассмотрения и возвращена заявителю путем направления заказной бандеролью с простым уведомлением, которая была возвращена в адрес Кемского городского суда Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ, согласно конверту, а также отчету об отслеживании отправления.
Согласно штемпеля на почтовом конверте, приложенном к материалам дела жалоба повторно направлена в Кемский городской суд Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ Учитывая указанные обстоятельства, суд признает причину пропуска срока на обжалование уважительной и восстанавливает срок на обжалование постановления №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы настоящего дела, материалы административного дела №/ПС судья приходит к следующему:
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Требования ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ предписывают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из толкования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в их системной взаимосвязи следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, установление наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании Положения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Во исполнение возложенных полномочий Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Как следует из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного Управления Ростехнадзора Ефименко Ю.Г. №/Рт от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что юридическое лицо – ОАО «РЖД», осуществляющее эксплуатацию опасного производственного объекта – склад ГСМ ст. Кемь, местонахождение объекта: <адрес>, находящийся в эксплуатации Петрозаводского отдела материально-технического обеспечения Октябрьской дирекции снабжения-структурного подразделения общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), местонахождение общества: <адрес>, нарушило следующие требования:
1.Монтаж (установка) шестеренного насоса типа НМШ 2-40 для перекачки масла проведен не в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя – п.3.4.5 руководства эксплуатации, а именно:
-не установлен (отсутствует) прибор контроля заполнения насоса перекачиваемой жидкости (датчик «сухого хода»), - прибор контроля температуры перекачиваемой жидкости, что является нарушением: п.2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ № 116-ФЗ); п.2.8.6, п. 2.8.19 ФНП «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 г. № 461.
2. Не обеспечена возможность перекачки дизельного топлива из резервуара РВС-2000 тех. № Р1 и другие резервуары в случае аварии (резервуар РВС-2000 тех. № Р2 выведен из эксплуатации по результатам проведенной экспертизы), что является нарушением: п.1 ст.9 ФЗ 116-ФЗ; п.ДД.ММ.ГГГГ ФНП «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов»
3. Не аттестованы (не проведена проверка знаний) специалисты предприятия, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, в области аттестации Б 1.8 ФИО5, г. Кемь; ФИО6, инженер по пожарной и промышленной безопасности; ФИО7 инженер, что является нарушением: п.2 ст. 9, ст. 14.1 ФЗ № 116-ФЗ; п.2 Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности всфере электроэнергетика утв. Постановлением Правительств РФ 25.10. 2019 г. № 1365.
4. Не аттестованы (не проведена проверка знаний) специалисты предприятия, назначенные ответственными лицами за проведения газоопасных работ на ОПО – склад ГСМ г. Кемь в области аттестации Б 1.19 начальник базы ФИО5; лицо назначенное исполняющим обязанности начальника базы, что является нарушением: п. 2 ст. 9, ст. 14.1 ФЗ № 116-ФЗ; п.2 Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. Постановлением Правительств РФ 25.10. 2019 г. № 1365.
5. Не представлены документы (стандарты, инструкции) уточняющие иконкретизирующие требования к ведению газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах, в том числе с проводимыми подрядными организациями, а также к проведению газоопасных работ по зачистке емкостного оборудования для хранения горючих веществ (дизельного топлива, масла), подготовке их к выводу из эксплуатации, техническому освидетельствованию и ремонту, а также требования к проведению на территории склада ГСМ земляных работ, что является нарушением 2 ст. 9, ст. 14.1 ФЗ № 116-ФЗ; п. 17, п. 1.8 ФНП «Правилабезопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ»; п. 4.15, п. 4.25, п. 5.4 ФНП "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" утв. Постановлением Правительств РФ 25.10. 2019 г. № 1365.
6. Не установлено систематическое наблюдение за осадкой основания резервуара для хранения дизельного топлива РВС-200 тех. № Р1, что являемся нарушением: п.2 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ; п. 4.5 ФНП "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов".
7. Не переработан План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в связи с проведенным техническим перевооружением склада ГСМ заключение экспертизы №-ТП-15828-2018, что является нарушением: п.2 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ; п.7 «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 730.
8. Не обеспечено надежное электроснабжение склада ГСМ в случае прекращения подачи электроэнергии от основного источника питания. Резервный источник питания отсутствует, что является нарушением: п. 1 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ; п.3.2.2 ФНП «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов».
9. Подземные коммуникации и кабельные трассы не имеют опознавательных знаков, позволяющих определить место их расположения и назначения, что является нарушением: п.1 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ; п.5.2 ФНП "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов".
10. Не проведен ремонт отмостки, обеспечивающей отвод атмосферных осадков от днища резервуара РВС-2000 Р1 в соответствии в Актом проверки технического состояния здания (сооружения) от 29.04.2019 г., что является нарушением: п.1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ; ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; п.2.5.38 ФНП «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов».
Таким образом, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону состава административного правонарушения образует нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Так, согласно п.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно п.2 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Пунктом 1 ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Исходя из п.2.8.6, п. 2.8.19, п.2.5.18 «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 г. № 461 насосные агрегаты должны оснащаться системами автоматизации, обеспечивающими их безопасную эксплуатацию в соответствии с требованиями проектной документации и технической документации организации-изготовителя; монтаж, наладку и испытания насосов следует проводить согласно требованиям проектной документации и технической документации организации-изготовителя; трубопроводная обвязка резервуаров и насосов должна обеспечивать возможность перекачки продуктов из одного резервуара в другие в случае аварии.
В соответствии с п.п. «б» пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетика утв. Постановлением Правительств РФ 25.10. 2019 г. № 1365 предусмотрено, что аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий: б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики.
Пунктом 1.5 «Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2017 г. N 485 обязательным требованием к специалистам и персоналу эксплуатирующих и подрядных организаций, выполняющих газоопасные, огневые и ремонтные работы, является наличие протокола о проверке знаний по вопросам безопасности в рамках осуществления должностных обязанностей.
Согласно п. 1.7., 1.8. В эксплуатирующих организациях должны быть разработаны документы (стандарты, инструкции), уточняющие и конкретизирующие требования к ведению газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах с учетом взрывопожароопасных показателей и физико-химических свойств обращающихся в технологическом процессе опасных веществ. При выполнении газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах подрядные организации должны руководствоваться настоящими Правилами и инструкциями эксплуатирующей организации.
Пунктами 4.15,4.25,5.4,4.5 «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» предусмотрено, что при обслуживании и ремонте технологического оборудования, резервуаров и технологических трубопроводов, систем инженерно-технического обеспечения на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов работы по зачистке оборудования должны выполняться в соответствии с требованиями технических документов по организации безопасного проведения газоопасных работ, разработанных эксплуатирующей организацией. Газоопасные работы, связанные с подготовкой оборудования к ремонту и проведением ремонта, должны выполняться с соблюдением требований технических документов по организации безопасного проведения газоопасных работ, разработанных и утвержденных эксплуатирующей организацией. Не допускается проводить земляные работы на территории опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов без наряда-допуска, оформленного в соответствии с требованиями технических документов по организации безопасного проведения земляных работ, разработанных и утвержденных эксплуатирующей организацией. За осадкой основания каждого резервуара должно быть установлено систематическое наблюдение. В первые четыре года после ввода резервуара в эксплуатацию (или до полной стабилизации осадки основания) необходимо ежегодно проводить нивелирование окрайки днища в абсолютных отметках, не менее чем в восьми точках, но не реже чем через 6 м. Результаты следует заносить в журнал нивелирования окрайки днища и паспорт резервуара. При недопустимой неравномерной осадке резервуар должен быть освобожден от нефтепродукта и выведен из эксплуатации.
Согласно п.2.12 «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 N 96 организация работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта технологического и вспомогательного оборудования, трубопроводов и арматуры, систем контроля, противоаварийной защиты, средств связи и оповещения, энергообеспечения, а также зданий и сооружений; распределение обязанностей и границ ответственности между техническими службами (технологической, механической, энергетической, контрольно-измерительных приборов и автоматики) за обеспечением требований технической безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации определяются внутренними распорядительными документами организации, устанавливающими требования безопасного проведения работ на ОПО.
Пунктом 7 б) «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730, планы мероприятий пересматриваются не позднее 1 месяца после: реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства; внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений; внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте; ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии.
Исходя из п.3.2.2, п. 5.2, 2.5.38 «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», для обеспечения надежного электроснабжения в случае прекращения подачи электроэнергии от основного источника питания должны применяться средства для автоматического переключения с основного источника питания на резервный. Все подземные коммуникации и кабельные трассы должны иметь опознавательные знаки, позволяющие определять место их расположения и назначение. В процессе эксплуатации резервуаров следует обеспечивать осмотр их технического состояния, техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование в соответствии с техническими документами, разработанными и утвержденными эксплуатирующей организацией на основании требований проектной документации, нормативных правовых актов и нормативных документов в области промышленной безопасности.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, действиям ОАО «РЖД» дана верна юридическая оценка по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, выводы должностного лица о доказанности вины ОАО «РЖД» соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.
Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 1.ст. 9.1 КоАП РФ является зафиксированные в протоколе об административном правонарушении нарушения требований промышленной безопасности, что подтверждается:
-определением №/О от ДД.ММ.ГГГГ о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении;
-протоколом №/ПТ об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
-распоряжением №/РК от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица;
-актом проверки №/А от ДД.ММ.ГГГГ, с приложенной фототаблицей;
-выпиской из ЕГРЮЛ.
Все представленные доказательства должностное лицо оценивало по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Нарушений правил оценки доказательств должностным лицом не допущено, оснований для переоценки имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств и выводов должностного лица не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы должностного лица, в материалах дела и в жалобе не представлено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления должностного лица, в части назначенного ОАО «РЖД» административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.3.2,3.3. ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
На основании вышеизложенного, учитывая, что санкция ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, принимая во внимание характер совершенного ОАО «РЖД» административного правонарушения; учитывая финансовое положение юридического лица, то обстоятельство, что ОАО «РЖД» является крупнейшим предприятием, на балансе которого находится значительное количество объектов железнодорожной инфраструктуры, в условиях сложившейся ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции; отсутствие отягчающих вину обстоятельств; устранение в настоящее время большей части выявленных нарушений, принятие мер к устранению всех выявленных нарушений, что подтверждается результатами устранения ОАО «РЖД» выявленных нарушений, приобщенных к материалам дела, указывающих на то, что юридическое лицо предприняло все возможные меры по устранению нарушений; учитывая, что ОАО «РЖД» ранее не привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, на основании ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению, а также установленным целям наказания за административное правонарушение.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного должностным лицом постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение, в том числе и об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4 – 30.7 КоАП РФ судья,
Р Е Ш И Л:
Восстановить срок обжалования постановления главного государственного инспектора отдела промышленной безопасности Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) Веселовой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ №/ПС по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в ОАО «РЖД».
Постановление главного государственного инспектора отдела промышленной безопасности Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) Веселовой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ №/ПС о назначении ОАО «РЖД» административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток через Кемский городской суд со дня получения копии решения.
Судья Б.А. Клепцов