Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Гражданское дело № 2-5394/2014.
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой А.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о признании состоявшим на иждивении, возложении обязанности принять на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения жильем согласно очередности ФИО3,
Установил:
Истец обратился в суд с вышеупомянутым иском. В обоснование указал, что на основании распоряжения администрации <адрес> № ****** от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО3 была поставлена на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес>, как вдова ветерана Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации <адрес> № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 снята с учета в связи со смертью. ДД.ММ.ГГГГ, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения жильем согласно очередности ФИО3 В предоставлении указанной меры социальной поддержки ему до разрешения вопроса о принятии на учет отказано. Считает отказ ответчика необоснованным и противоречащим требованиям закона, поскольку до момента смерти отца находился на его иждивении. Имел право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны обладает правом на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал. Суду пояснил, что до момента смерти ФИО4 находился на его полном иждивении. ДД.ММ.ГГГГ был призван на действительную военную службу. До указанного времени места работы и, как следствие, источника дохода не имел. Проходил обучение в средней образовательной школе, в последующем ******. Впервые был трудоустроен на должность водителя в автобазу № ****** «******» ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес>. Как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны обладает правом на предоставление ему мер социальной поддержки, в связи с чем просит поставить его на учет по данному основанию вместо ФИО3 согласно номеру ее очередности.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований ФИО1 просила отказать. Суду пояснила, что ФИО3 распоряжением администрации <адрес> № ****** – РА от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес>. Указанное распоряжение ФИО3 не оспорено, недействительным не признано. Распоряжением администрации <адрес> № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 снята с учета в связи со смертью. ФИО1 с заявлением о постановке на учет, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, к ответчику не обращался, наряду с ФИО3 на учете не состоял, в связи с чем истцу отказано в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения жильем согласно очередности ФИО3
Представитель третьего лица Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управления социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указал, что ФИО1 получателем пенсии по потери кормильца не является. Права на ее получение не имел. На день смерти отца ФИО4 являлся совершеннолетним трудоспособным лицом, проходил действительную военную службу, то есть находился на полном государственном обеспечении, что исключает возможность удовлетворения заявленных им требований.
Суд, заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, находит требования истца не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии в пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (п. 1) постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Члены семей войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от имущественного положения.
Как установлено судом, ФИО1 является сыном ФИО4, участника Великой Отечественной войны, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении № ******, выданным ДД.ММ.ГГГГ, а также копией военного билета № ******, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8, 19).
ДД.ММ.ГГГГ, как следует из выписки из распоряжения № № ****** (л.д.11), ФИО3, являющаяся матерью истца и вдовой ФИО4, поставлена на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес>. Очередь по списку ветеранов Великой Отечественной войны № № ******.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, согласно свидетельству о смерти № ******, выданному ДД.ММ.ГГГГ, умерла.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения жильем согласно номера очередности его матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла вышеуказанной нормы, для получения мер социальной поддержки как члену семьи умершего участника (инвалида) Великой Отечественной войны необходимо наличие совокупности условий: нетрудоспособность, нахождение на иждивении умершего участника Великой Отечественной войны, получение пенсии по случаю потери кормильца (наличие права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а также нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они достижения возраста 18 лет стали инвалидами (п.2)
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, достигших возраста 18 лет (п.3)
Истец не может быть отнесен к категории лиц, имеющей право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Так, на день смерти ФИО4 ФИО1 являлся совершеннолетним трудоспособным лицом. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (день смерти ФИО4) ФИО1 проходил, согласно военному билету № ******, действительную военную службу, то есть находился на полном государственном обеспечении. Получателем пенсии по случаю потери кормильца, как следует из архивных данных ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> за ****** годы, не значится. Пенсию по случаю потери кормильца не получает и не имеет в соответствии с п.1 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» права на ее получение.
При таких обстоятельствах суд находит, что требование истца о признании его состоявшим на иждивении ветерана Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, заявленное в целях реализации права на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» на нормах действующего законодательства не основано, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 указанной статьи граждан (в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать однозначный вывод, что такая мера социальной поддержки по закону о ветеранах, как предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляется гражданам, указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» только в случае признания их в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и на основании поданного ими письменного заявления.
Вместе с тем, указанные нормы Федерального закона «О ветеранах» не регулируют порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Такой порядок, определяется жилищным законодательством.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления, поданного гражданином по месту своего жительства.
Таким образом, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений носит заявительный характер.
Между тем, как установлено судом и следует из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), ФИО1 с требованием о постановке его на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> к ответчику в установленном законом порядке не обращался. Соответственно обязанность принять ФИО1 на учет и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения жильем у администрации <адрес> отсутствовала.
Оснований для постановки ФИО1 на учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения жильем согласно очередности ФИО3 у администрации <адрес> также не было.
Как следует из выписки из распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № ******, на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> ФИО3 принята единолично. С заявлением о постановке на учет с составом семьи, в том числе истца ФИО1, ФИО3, согласно материалам учетного дела, не обращалась. Распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № ****** не оспорила.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью обоснованно снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании распоряжения администрации <адрес> от № № ******.
При таких обстоятельствах данных полагать о том, что ФИО1 как состоящий на учете член семьи ФИО3 сохранят право на предоставление жилого помещения и его очередность, у суда не имеется.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем отказывает истцу в их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании состоявшим на иждивении, возложении обязанности принять на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования в границах <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий А.В. Ермолаева