Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1192/2022 ~ М-382/2022 от 01.02.2022

63RS0-69

2а-1192/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Тимошенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1192/2022 по административному иску Муртазиной Е. Г. к А. г.о. Самара, межведомственной комиссии по Л. внутригородскому району г.о. Самара о признании незаконным заключения и распоряжения о признании дома аварийным,

установил:

Муртазина Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к А. г.о. Самара, межведомственной комиссии по Л. внутригородскому району г.о. Самара о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором истцу принадлежит на праве собственности квартира.

В обоснование заявления указано, что заключение межведомственной комиссии основано на заключении органа государственного жилищного надзора - государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п. 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N47. Заключение составлено по результатам лишь визуального осмотра жилого дома с фото фиксацией частей и элементов дома, что недостаточно для оценки его состояния. В случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции заявителем в комиссию надлежало представить заключение специализированной организации, проводившей обследование дома, однако этого сделано не было. На основании заключения межведомственной комиссии первым заместителем главы г.о. Самара издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома аварийным и подлежащим сносу, согласно которому собственникам предложено в течение шести месяцев провести снос дома. Такое распоряжение заведомо невыполнимо ввиду отсутствия такой возможности у собственников и отсутствия у них иного жилья.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными заключение межведомственной комиссии по Л. внутригородскому району г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> литера А (адрес в ФИАС: <адрес>, внутригородской район Ленинский, <адрес>).

В судебном заседании административный истец требования поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель А. г.о. Самара и Главы г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено возражение на исковое заявление, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель А. Л. внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Государственной жилищной инспекции <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Собственники жилых помещений многоквартирного дома привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, ранее в судебных заседаниях Зайкина А.В., Пащина О.Н., Усанова Н.Н., Бузуева И.Н., Артемьева А.Ф., Катасонова И.В. поддержали административные исковые требования.

Остальные участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзыв не представили.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N47.

Согласно п. 34 данного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности <адрес>, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>.

Согласно заключению органа государственного жилищного надзора – государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования здания межведомственной комиссии рекомендуется принять решение в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

По результатам рассмотрения указанного заключения, без выхода на место и осмотра дома, межведомственной комиссией Л. внутригородского района г.о. Самара принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о чем составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ

На основании указанного заключения межведомственной комиссии принято распоряжение первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> литера А аварийным и подлежащим сносу.

В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией.

На основании абзаца седьмого пункта 44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 45 указанного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующий документ: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что привлечение специализированной организации к обследованию дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также заключение данной организации являются обязательным условием при принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, специализированная организация к работе межведомственной комиссии не привлекалась, обследование технического состояния дома не проводила.

При таких обстоятельствах, поскольку процедура принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции нарушена, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу незаконным.

В силу ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, опровергающие выводы, изложенные в исковом заявлении.

Поскольку основанием для принятия распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома аварийным и подлежащим сносу послужило заключение межведомственной комиссии, признанное незаконными, указанное распоряжение также является незаконным.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В рассматриваемом случае нарушение прав истца устранено самим фактом признания заключения и распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу незаконным, поэтому требование о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушение жилищных прав истца не подлежит удовлетворению как заявленное излишне.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Муртазиной Е. Г. к А. г.о. Самара, межведомственной комиссии по Л. внутригородскому району г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконными заключение межведомственной комиссии по Л. внутригородскому району г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) М.Н. Ретина

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-1192/2022 ~ М-382/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муртазина Е.Г.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Глава г.о. Самара
межведомственная комиссия Ленинского района г. Самара
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Сорина Л.Ф.
Баранова О.А.
Кутяева И.Ю.
Зоткина С.В.
Луценко Л.А.
Халимова Н.И.
Бузуева И.Н.
Бояков А.И.
Артемьева Л.Ф.
Катасонова И.В.
Вараница О.А.
Боякова Д.А.
Бессонов Ю.А.
Будовская Е.А.
Усанова Н.А.
Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара
Мальцева П.Д.
Тыщенко Е.В.
Пащина О.Н.
Маершина О.Н.
Демидов К.А.
Катасонов Д.С.
Рытова И.В.
Костина Н.В.
Бессонова Л.С.
Юрьева Т.М.
Сафонова Н.Е.
Боякова Л.И.
Государственная жилищная иснпекция Самарской области
Труфанова Т.И.
Алемпеева В.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина М. Н.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
01.02.2022Регистрация административного искового заявления
02.02.2022Передача материалов судье
04.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2022Предварительное судебное заседание
03.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее