Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-21980/2018 от 23.05.2018

Судья – Тимченко Ю.М. Дело № 33а-21980/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2018 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Якубовской Е.В.

судей: Малаевой В.Г., Онохова Ю.В.

по докладу судьи Малаевой В.Г.

при секретаре < Ф.И.О. >5

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >2 к государственному регистратору Хостинского отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1 о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственной регистрации

по частной жалобе представителя < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >6 на определение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2018 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

обжалуемым определением Хостинского районного суда <...> Краснодарского края от <...> возвращено административное исковое заявление < Ф.И.О. >2 к < Ф.И.О. >1 о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственной регистрации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неподсудностью спора Хостинскому районному суду <...>.

В частной жалобе < Ф.И.О. >2 и его представитель по доверенности < Ф.И.О. >6 просят определение Хостинского районного суда <...> Краснодарского края от <...> отменить, полагая, что при его вынесении судом нарушены нормы, указанные в части 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) и в частях 2, 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Поскольку государственный регистратор Хостинкого отдела <...> Росреестра по Краснодарскому краю исполняет свои полномочия по <...>, следовательно, по мнению заявителей, и исковое заявление < Ф.И.О. >2 подлежит рассмотрению в Хостинском районном суде <...>.

Исходя из части 1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.

Положения статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяют пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что также распространяется на рассмотрение частных жалоб.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое определение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >2 обратился в Хостинский районный суд <...> с административным исковым заявлением о признании незаконными решения государственного регистратора Хостинкого отдела <...> Росреестра по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1 о приостановлении осуществления государственной регистрации по заявлению < Ф.И.О. >2 о внесении изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> в части площади с <...> кв. м на <...> кв. м, поданного на основании Решения Хостинского районного суда <...> от <...> и апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...>, выраженное в Уведомлении от <...> за номером <...>, и о приостановлении осуществления государственной регистрации по заявлению < Ф.И.О. >2 о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, выраженное в уведомлении от <...> за номером 23<...>

В силу части 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.

Подпунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

В силу части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Согласно части 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Положениями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; такая государственная регистрация прав осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации по территориальному принципу.

В данном случае место нахождения органа государственной власти (Хостинского отдела <...> Росреестра по Краснодарскому краю) - <...> не совпадает с территорией (<...>ом <...>), на которую распространяются полномочия государственного регистратора.

Приведенные правила подачи административного искового заявления дополнены правилом об альтернативной подсудности, установленным частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которым административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

При этом часть 4 указанной статьи устанавливает, что право выбора между несколькими судами, которым согласно этой статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Таким образом, правовое значение при определении подсудности требований < Ф.И.О. >2 имеет место расположения объектов недвижимости (земельных участков), в отношении которых в результате рассмотрения дела могут возникнуть правовые последствия оспариваемого административным истцом решения либо по выбору административного истца - его место жительства.

Как следует из административного искового заявления < Ф.И.О. >2, им оспариваются решения государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> и о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>, ул. <...>, относящемуся к территориальной юрисдикции Хостинского районного суда <...>.

При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о неподсудности дела Хостинскому районному суду <...> является ошибочным и не основан на законе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Принимая во внимание вышеизложенное, определение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2018 г. следует отменить, а представленные материалы - возвратить в тот же суд первой инстанции на новое рассмотрение вопроса о принятии заявления к производству данного суда и его рассмотрения по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия Краснодарского краевого суда,

определила:

определение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2018 г. отменить.

Направить материал по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >2 к государственному регистратору Хостинского отдела <...> Росреестра по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >1 о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственной регистрации в Хостинский районный суд <...> Краснодарского края на новое рассмотрение вопроса о принятии заявления к производству данного суда и его рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи

33а-21980/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Суслов Валерий Владимирович
Ответчики
Управление Росреестра по г.Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Малаева Виктория Григорьевна_0
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
28.05.2018Передача дела судье
21.06.2018Судебное заседание
28.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее