РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.09.2014 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кизовской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Шанина В.В. о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Шанин В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка. В обоснование своих требований указал, что 21.05.2012 года он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СТ «<адрес> садоводство, с прилагаемыми к нему необходимыми документами.
Всоответствии с положениями ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган в месячный срок со дня поступления заявления, принимает решение о предоставлении в собственность, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет их заявителю. В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в 2-х недельных срок, начиная, с даты принятия заявления, о предоставлении земельного участка, направляет запросы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющим сделать вывод о наличии, или отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, наличия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации, при наличии оснований для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы расположения земельного участка.
06.06.2013 года Министерством имущественных отношений направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара об утверждении схемы.
В подготовке Распоряжения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории отказано, в связи с тем, что земельный участок находится в границах г.о. Самара и является территорией г.о. В действующих Правилах застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011 года №61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории отсутствуют. После разработки новых Правил землепользования и застройки, или внесения изменений в действующие Правила будут определены территориальные зоны и градостроительные регламенты испрашиваемого земельного участка.
Согласно п. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4. Порядка подготовки и утверждения схемы, утверждённого Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 17.07.2013 года №Д05-01-06/35 в процессе организации работ по утверждению схемы для целей, не связанных со строительством, Департамент обеспечивает проверку схемы, представленную уполномоченным органом. В случае несоответствия данного документа нормам действующего законодательства информации, содержащейся в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности, Департамент готовит заключение о невозможности утверждения схемы. При отсутствии данных оснований департамент утверждает схему.
21.04.2014 года получено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку, земельный участок не может быть образован уполномоченным органом местного самоуправления, и, следовательно, не может быть осуществлен государственный кадастровый учёт земельного участка.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В силу ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Законом также предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
Реализация соответствующего права не может быть поставлена в зависимость от разработки новых Правил землепользования и застройки, или внесения изменений в действующие Правила, при том, что вопрос об утверждении таких Правил может рассматриваться неопределённое время.
Он пользуется земельным участком, состоит в СТ «Подстёпновка» Куйбышевского района города Самары. Не утверждение схемы препятствует дальнейшему проведению кадастровых работ, препятствует постановке земельного участка на кадастровый учет, препятствует формированию его как индивидуально-определённого объекта недвижимого имущества, имеющего свои индивидуальные признаки, такие как границы и размер, и как следствие дальнейшему оформлению прав на землю.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения данного земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 21.05.2012 года Шанин В.В. обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 800 кв. м, под садоводство, с прилагаемыми к нему необходимыми документами.
Установлено, что 06.06.2013 года Министерством имущественных отношений направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара об утверждении схемы.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года №67 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года №74.
В соответствии со статьей 28 Устава г.о. Самара Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является органом местного самоуправления г.о. Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами), за исключением случаев, установленных в пункте 1.3. настоящего Постановления (пункт 1.1. Постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 года №2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий»).
Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара на обращение Министерства имущественных отношений самарской области подготовлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от 13.03.2014 года №СП-9/1968-0-1 в связи со следующим. Так, указано, что испрашиваемый земельный участок находится в границах г.о. Самара и является территорией г.о. В действующих Правилах застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года №61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории отсутствуют. После разработки Правил или внесения изменений в действующие Правила будут определены территориальные зоны и градостроительные регламенты испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, при указанных обстоятельствах в настоящее время невозможно определить к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок.
Согласно п.6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Для территориальных зон в Правилах застройки и землепользования определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Судом установлено, что в настоящее время градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории отсутствуют.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории по обращению невозможно, суд приходит к выводу о том, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара правомерно отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Шанина В.В. о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья