Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-344/2014 ~ М-55/2014 от 22.01.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2014 года Охинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева Е.А.,

при секретаре Голубь Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-344/2014 по иску ФИО2 к Государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области», администрации муниципального образования городской округ «Охинский» и главе муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности вынести решения о субсидировании задолженности по коммунальным услугам, образовавшейся до 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

В Охинский городской суд Сахалинской области обратилась ФИО2 с заявлением по иску к Государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» (далее – ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» и администрации муниципального образования городской округ «Охинский», в котором просит обязать главу муниципального образования городской округ «Охинский» внести изменения или дополнения в закон от 14.12.2005 года, вынести решение о субсидировании её задолженности по коммунальным услугам до 2012 года и обязать ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» принять эту льготу.

    В обоснование заявления указано, что с 1998 года по 2011 год она состояла на учёте в Казённом учреждении Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Охинский», получала пособие по безработице и являлась <данные изъяты>. Предусмотренное законом РФ от 14 декабря 2005 года субсидирование было прекращено из-за образовавшейся задолженности, а сама она не могла производить оплату коммунальных услуг ввиду недостаточности средств. С ДД.ММ.ГГГГ она получает незначительную пенсию по старости и не может оплачивать текущие счета и погашать задолженность, так как ей придётся жить впроголодь. ОАО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ предъявил иск о взыскании с неё задолженности в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> заключил с ней соглашение о погашении задолженности в размере <данные изъяты> с ежемесячными платежами по <данные изъяты>, но выполнить его она не в состоянии. Она была на приёме у и.о. главы администрации муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО4 с просьбой субсидирования задолженности, образовавшейся в силу закона от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором нет положений о гражданах, получающих пособие по безработице. ФИО4 выслушал её, высказал своё мнение и перенаправил вместе с законом от ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области», в которое она сама обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением и приложенными документами. ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ в предоставлении субсидии по задолженности, образовавшейся до 2012 года включительно, так как с 2012 года её сын работает, и по общему доходу субсидия не начисляется. Закон от 14.12.2005 года не имеет право забирать у безработных право на субсидию (листы дела 2-4).

    Суд неоднократно предлагал ФИО2 уточнить исковые требования, на что в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в предыдущем заявлении, она утверждает, что из-за задолженности ей отказывают в ремонте квартиры (листы дела 80-81).

На основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривал дело по заявленным требованиям.

    Исходя из содержания и смысла заявлений ФИО2 по настоящему гражданскому делу в целом и её объяснения, суд приходит к выводу, что все требования имеют целью обязать ответчиков вынести решения о субсидировании задолженности по коммунальным услугам, образовавшейся у неё до 2012 года включительно, и поэтому именно таким образом окончательно сформулировал исковые требования во вводной части решения.

    Определением от 04 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечён глава муниципального образования городской округ «Охинский», который в соответствии с официально опубликованным Уставом муниципального образования является главой его администрации (лист дела 1).

    Ответчик ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в возражениях на заявление ФИО2 ссылается на статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как эти нормативные правовые акты не предусматривают субсидирование накопленной задолженности, и рассмотреть дело в его отсутствие (листы дела 58-63).

    В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, не соглашаясь с возражениями ответчика ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области», ссылается на ранее изложенные обстоятельства (листы дела 68-70).

    Ответчик Глава муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО5 в возражениях на исковые требования ФИО2 просит отказать в их удовлетворении и. ссылается на то, что из текста искового заявления неясно, какие именно и в какой период изданы решения муниципального образования городской округ «Охинский», которые обжалует истец, оригиналы или копии этих решений к исковому заявлению не приложены, и суду не представлены. Из оснований иска усматривается, что ФИО2 в установленный частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок не воспользовалась право обжалования решений, действий (бездействие), которые она считает нарушающими её права и свободы. Письмо и.о. главы администрации муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО4 от 16.08.2013 № 15/86пр носит информационный характер и не является решением органа местного самоуправления, поскольку вопросы по расчёту субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организации предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение, в соответствии с жилищным законодательством, Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ исключены из компетенции органов местного самоуправления и с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения городского округа не относится. Истицей не представлено доказательств заключения и (или) выполнения ею каких-либо соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в период возникновения спорных правоотношений. По предъявленным исковым требованиям администрация и глава муниципального образования городской округ «Охинский» не являются надлежащими ответчиками. Кроме того, по требованиям за период с 2005 года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 пропустила общий срок исковой давности, составляющий три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому необоснованным является требование о возложении на главу муниципального образования городской округ «Охинский» обязанности о внесении изменения в нормативный правовой акт, принятый высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации (листы дела 84-86).

Истец ФИО2 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, пояснив, что с 2005 года она не получала никаких средств в качестве субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в настоящее время просит оплатить частично задолженность управляющей организации ООО <данные изъяты>. В период, когда плату за жилое помещение и коммунальные услуги взимало МУП <данные изъяты>, субсидия ей начислялась.

Представитель ответчика главы муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО6 просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по доверенности ФИО7 просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2, так как нарушений прав истца с их стороны не было. В период, когда плату за жилое помещение и коммунальные услуги взимало МУП <данные изъяты>, в структуре этого предприятия работала группа по начислению субсидий, при этом средства, минуя граждан, напрямую поступали предприятиям – поставщикам услуг. После принятия Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 в структуре Финансового управления городского округа «Охинский» до ДД.ММ.ГГГГ работала группа по оформлению субсидий на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. С ДД.ММ.ГГГГ этим вопросом занимался отдел по <адрес> Министерства социальной защиты Сахалинской области, а с октября 2011 года эту работу выполняет Отделение по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области». С ДД.ММ.ГГГГ согласно указанному нормативному правовому акту денежные средства в виде субсидий на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги поступают на банковские счета граждан, а при наличии задолженности по платежам в течение двух месяцев предоставлений субсидии приостанавливается.

Заслушав объяснения истца и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-9, 11 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Пункт 3 названных выше Правил дублирует положения части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, а пункт 6 тех же Правил дублирует содержание части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Пункт 8 Правил предусматривает, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением перечисленных ниже документов.

В соответствии с Порядком, утверждённым постановлением администрации Сахалинской области от 15.08.2008 года № 250-па, на основании Устава и Положения на территории муниципального образования городской округ «Охинский» отделение по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» осуществляет предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (листы дела 92-112).

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (лист дела 113).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 имеет перед ООО <данные изъяты> задолженность по оплате за вывоз твердых бытовых отходов и содержание жилья (листы дела 33-50).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ООО <данные изъяты> заключили соглашение о погашении образовавшейся задолженности сроком до ДД.ММ.ГГГГ года, которое, согласно пояснениям и заявлениям истицы, она не исполняет (лист дела 22).

Содержание данного соглашения опровергает утверждение истицы о том, что в организациях, предоставляющих коммунальные услуги, при обращении по вопросу погашения задолженности ей всегда разъясняли, что могут заключить соглашение по этому вопросу только на три месяца.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 имеет задолженность за газ и техническое обслуживание перед ОАО <данные изъяты> (листы дела 51-53).

С 1998 года по 2011 год ФИО2 состояла на учёте в качестве безработного в Областном казённом учреждении Центр занятости населения муниципального образования городской округ «Охинский», была снята с учёта ДД.ММ.ГГГГ с оказанием финансовой помощи на содействие самозанятости, сумма которой в настоящее время взыскивается с истицы на основании решения Арбитражного суда Сахалинской области (листы дела 11-17; 23-24; 123).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является получателем пенсии по старости (листы дела 18; 19).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 устно обратилась на приём к и.о. главы муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО4 по вопросам обследования занимаемого жилого помещения и предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, и поскольку вопрос предоставления субсидий находится в компетенции отделения по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области», туда была направлена карточка приёма граждан от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой дать ответ заявителю и администрации (лист дела 15).

Приведённые выше нормативные правовые акты не предусматривают карточку приёма граждан в качестве документа, являющегося основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Фактов других обращений ФИО2 в администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» судом не установлено, а истицей таких доказательств не представлено (листы дела 120-122).

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях администрации и главы муниципального образования городской округ «Охинский» нарушений прав ФИО8 на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ в отделение по <адрес> ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обратилась ФИО2 с заявлением, в котором просит субсидировать накопленную задолженность (листы дела 8-10).

По информации ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» ДД.ММ.ГГГГ к ним поступило заявление ФИО2 о субсидировании задолженности, без приложения иных документов, и с ДД.ММ.ГГГГ она по этому вопросу более не обращалась. Заявителю дан ответ с разъяснением порядка оформления субсидии (листы дела 117-119).

Суд не находит оснований сомневаться в достоверности информации этого ответчика, поскольку истцом ФИО2 в дело представлена ксерокопия заявления в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от ДД.ММ.ГГГГ на трёх страница и со штампом на второй странице о регистрации в качестве входящей корреспонденции, тогда как третья страница с приложением даже не имеет подписи заявителя.

Помимо разъяснения порядка оформления субсидии, перечисления документов, которые необходимо представить для этого, доведения до заявителя часов приёма, ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в ответе ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил ей, что Правила, утверждённые Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 не предусматривают субсидирование накопленной задолженности

В отсутствие последующего обращения ФИО2 в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» со всеми необходимыми документами, исходя из приведённых выше положений нормативных правовых актов, суд не усматривает оснований для признания ответа этого учреждения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отказом, на чём настаивала истица, пояснившая, что получила этот ответ в первых числах октября 2013 года.

Суд не находит оснований сомневаться в достоверности исследованных в ходе разбирательства дела документов, выданных уполномоченными организациями и заверенных надлежащим образом, поскольку они не противоречат между собой, объяснениям участников процесса, и признаёт эти документы относимыми и допустимыми письменными доказательствами обоснованности исковых требований.

Также суд считает, что ФИО2 по неуважительным причинам пропустила установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок в три месяца для обжалования отказа ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в ответе ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ года.

Оснований для применения по настоящему гражданскому делу положений закона о пропуске срока исковой давности суд не усматривает, исходя из содержания и смысла исковых требований ФИО2.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ с 01.01.2008 года утратил силу пункт 35 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относивший к вопросам местного значения городского округа расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.

С учётом приведённых выше положений нормативных правовых актов, характера исковых требований и их оснований, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования городской округ «Охинский» и глава муниципального образования городской округ «Охинский» являются ненадлежащими ответчиками по настоящему иску, поскольку органам местного самоуправления с 01.01.2008 года не предоставлено право оформлять субсидии с на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организовывать предоставления субсидий, а глава также не имеет предусмотренных законом полномочий по внесению изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ, на чём настаивает истица в заявлении и в пояснениях в судебном заседании.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая исследованные в ходе разбирательства дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцом ФИО2 не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в заявлении, как на основания своих требований, в том числе доказательства нарушения ответчиками её права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в силу чего требования, как они сформулированы истицей, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» и администрации муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности вынести решения о субсидировании задолженности по коммунальным услугам, образовавшейся до 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 24 марта 2013 года.

Председательствующий судья/подпись/ Воробьев Е.А..

Копия верна. Судья             Воробьев Е.А..

2-344/2014 ~ М-55/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комарова Наталья Ивановна
Ответчики
Администрация муниципального образования городской округ "Охинский"
Государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки Сахалинской области"
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Воробьев Евгений Алексеевич
Дело на странице суда
ohinskiy--sah.sudrf.ru
22.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2014Передача материалов судье
24.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2014Судебное заседание
18.03.2014Судебное заседание
19.03.2014Судебное заседание
24.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее