РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кинель – Черкассы 25 октября 2023 года
Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Зубовой Е.В.
при секретаре Ивановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-719/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Балдиной <данные изъяты> о взыскании обязательных платежей,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Балдиной О.В. о взыскании задолженности указав в иске, что согласно данным налогового органа Балдина О.В. является налогоплательщиком по уплате налогов.
В адрес Балдиной О.В. направлено налоговое уведомление № 1494426 от 21.09.2017 г. о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумму налогов в сроки, установленные действующим законодательством.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, Балдиной О.В. направлены требования от 17.06.202 г. №17639, от 02.11.2021 г. № 34354, которые были получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ.
Вынесенный мировым судьей судебного участка №139 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области от 10.03.2022 г., отменен определением судьи от 26.05.2023 г.
Административный истец просит взыскать с Балдиной О.В. задолженность в сумме 20 562 рубля 74 копейки, в том числе:
страховые взносы на обязательные медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени за 2017 г. в размере 776 рублей 53 копейки, пени за 2018 год в размере 1 158 рублей 28 копеек, пени за 2019 год в размере 831 рубля 39 копеек, пени за 2020 год в размере 400 рублей 63 копейки;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда в РФ на выплату страховой пенсии ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года): пени за 2017 год в размере 3930 рублей 95 копеек, пени за 2018 год в размере 5264 рубля 75 копеек, пени за 2019 год в размере 3579 рублей 45 копеек, пени за 2020 год в размере 1542 рубля 78 копеек;
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени за 2017 год в размере 1374 рубля 88 копеек, пени за 2018 год в размере 1024 рубля 30 копеек, пени за 2019 год в размере 465 рублей 32 копейки;
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, распложенным в границах сельских поселений: пени за 2017 год в размере 2 рубля 72 копейки, пени за 2018 год в размере 1 рубль 80 копеек, пени за 2019 год в размере 1 рубль 41 копейку;
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, распложенным в границах сельских поселений: пени за 2017 год в размере 109 рубля 07 копеек, пени за 2018 год в размере 71 рубль 69 копеек, пени за 2019 год в размере 32 рубля 79 копеек.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия, заявленные требования удовлетворить, задолженность не погашена.
Административный ответчик Балдина О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы административных дел № 2а-719/2023, № 2а-518/2022, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации уплата законно установленных налогов и сборов является обязанностью налогоплательщика. В ст. 23 НК РФ содержится аналогичная норма о том, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах ( п. 2 ст. 44 НК РФ).
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 419 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В силу п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, снять учета в налоговых органах.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физически лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статус адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщик, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемая организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установление законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практике: арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщик, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, качестве плательщика страховых взносов.
Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплат и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п. 2 ст. 15, абзаца первого п. 1 ст. 399 КНК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Пунктом 1 ст. 402 Кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 названного кодекса.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию данного имущества на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 КАС РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
Согласно ч. 1 ст. 390 КАС РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 КАС РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что на основании письма ФНС России от 07.09.2021 № КЧ-4- 8/12644@ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 28.12.2021 № 01-04/230 с 01.03.2022 года функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в полном объеме. В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области, утвержденным приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 № 01-04/237, инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности. Пунктом 6.9.5 указанного Положения предусмотрено, что инспекция предъявляет в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов с физических лиц в случаях, предусмотренных ст. 48 НК РФ. Таким образом, административный истец в рамках возложенных на него полномочий имеет право на предъявление настоящего иска.
Как следует из материалов дела административная ответчица Балдина О.В. является собственником имущества, состоящего из земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> (кадастровый №) и по адресу: <адрес> (кадастровый №); иного строения, расположенного по адресу: <адрес>(кадастровый №), что подтверждается сведениями Росреестра, а также в период с 13.10.2005 по 15.12.2020 г. Балдина О.В. являлась индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, у неё возникла обязанность по уплате налогов.
В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ в адрес налогоплательщика Балдиной О.В. направлены налоговые уведомления № 1494426 от 21.09.2017 г., № 22121833 от 23.08.2018 г., № 42471289 от 03.08.2017, № 43292304 от 15.08.2019 г., №53638882 от 01.09.2020 г., № 70673347 от 04.09.2016 г., содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате, которые были получены налогоплательщиком.
В связи с неоплатой налоговой задолженности были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
В установленный законодательством срок, Балдиной О.В. направлены требования от 17.06.2021 н. № 17639, от 02.11.2021 № 34354, требования Балдиной О.В. получены, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Указанные требование оставлено без исполнения, в нарушение ст. 45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную обязанность по уплате налогов.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Балдиной О.В. задолженности по налогам и пени 10.03.2022 г., то есть установленный законодательством срок не пропущен.
10.03.2022 г. мировым судьей судебного участка № 139 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области с Балдиной О.В. взыскана недоимка недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 24 рублей, пени в размере 9,72 рублей, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пени в размере 207,55 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): пени в размере 14318,71 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени в размере 3167,01 рублей, налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений: пени в размере 2864,5 рублей, а всего на общую сумму 20591,49 рублей.
Вынесенный 10.03.2022 г. судебный приказ был отменен по заявлению административного ответчика 26.05.2023 г.
После отмены судебного приказа административный истец обратился в районный суд с исковым заявлением в установленный законом шестимесячный срок- 01.08.2023 г.
Представленные в материалы дела налоговое уведомление, расшифровка задолженности налогоплательщика- физического лица, а также пени и штрафов позволяют полно и объективно проверить обоснованность сумм обязательных платежей, заявленных налоговым органом для взыскания с административного ответчика. Расчет задолженности по налогам и пени судом проверен. Административным ответчиком заявленные требования не оспорены, суду не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у неё задолженности перед бюджетом по заявленным налоговым органом налогам и пени.
При указанных обстоятельствах заявленные административные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
П. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указывает, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Балдиной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес> задолженность в сумме 20 562 рубля 74 копейки, в том числе:
страховые взносы на обязательные медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени за 2017 г. в размере 776 рублей 53 копейки, пени за 2018 год в размере 1 158 рублей 28 копеек, пени за 2019 год в размере 831 рубля 39 копеек, пени за 2020 год в размере 400 рублей 63 копейки;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда в РФ на выплату страховой пенсии ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года): пени за 2017 год в размере 3930 рублей 95 копеек, пени за 2018 год в размере 5264 рубля 75 копеек, пени за 2019 год в размере 3579 рублей 45 копеек, пени за 2020 год в размере 1542 рубля 78 копеек;
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени за 2017 год в размере 1374 рубля 88 копеек, пени за 2018 год в размере 1024 рубля 30 копеек, пени за 2019 год в размере 465 рублей 32 копейки;
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, распложенным в границах сельских поселений: пени за 2017 год в размере 2 рубля 72 копейки, пени за 2018 год в размере 1 рубль 80 копеек, пени за 2019 год в размере 1 рубль 41 копейку;
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, распложенным в границах сельских поселений: пени за 2017 год в размере 109 рубля 07 копеек, пени за 2018 год в размере 71 рубль 69 копеек, пени за 2019 год в размере 32 рубля 79 копеек.
Взыскать с Балдиной <данные изъяты> в доход бюджета муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области государственную пошлину в размере 816 рублей 88 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинель-Черкасский районный Самарской области суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 03.11.2023 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>