К делу № 2-1713/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 25 сентября 2018 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Леошик Г.Д.,
при секретаре Николаевой М.Ю.,
с участием: представителя администрации города Сочи – Мерина А.В.,
представителя Макаров С.С. – Волковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Сочи к Макаров С.С. о сносе самовольно возведенного строения, и встречному иску Макаров С.С. к администрации города Сочи о признании права собственности на незавершенный строительством объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Макаров С.С., в котором просит признать самовольной постройкой два объекта капитального строительства площадью застройки 72 кв.м. каждый, расположенные на земельном участке площадью 2005 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, обязав осуществить снос.
Требования мотивированы тем, что 02.07.2018г. администрацией города Сочи проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения земельного законодательства при использовании Макаров С.С. земельного участка площадью 2005 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. По результатам проверки установлено, что указанный земельный участок находится в собственности Макаров С.С., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства. Фактически на земельном участке возведено два двухэтажных строения площадью застройки по 72 кв.м. каждое. Указанные строения возведены в отсутствие проекта организации и застройки территории садоводческого объединения, проекта планировки и межевания территории. В связи с чем истец просит признать строение самовольной постройкой, и осуществить его снос.
Макаров С.С. обратился в суд со встречным иском к администрации города Сочи, в котором просит признать право собственности на незавершенный строительством объект литер № площадью застройки 75,8 кв.м., общей площадью 134,5 кв.м., и литер № площадью застройки 76,5 кв.м., общей площадью 134,4 кв.м., расположенные на земельном участке площадью 2005 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Макаров С.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2005 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке Макаров С.С. возводится два двухэтажных дома: литер № площадью застройки 75,8 кв.м., общей площадью 134,5 кв.м., и литер № площадью застройки 76,5 кв.м., общей площадью 134,4 кв.м. Оба дома располагаются в границах правомерного земельного участка, высота зданий не превышает допустимую, соответствуют Правилам землепользования и застройки, градостроительным и строительным нормам и правилам, разрешение на их строительство не требуется.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи – Мерин А.В. настаивал на удовлетворении искового заявления администрации города Сочи о сносе самовольной постройки по основаниям, изложенным в иске, и возражал против удовлетворения встречного иска Макаров С.С. о признании права собственности.
Представитель Макаров С.С. – Волкова А.Ю. возражала против удовлетворения иска администрации города Сочи о сносе самовольной постройки, и настаивала на удовлетворении встречного иска Макаров С.С. о признании права собственности на объекты незавершенного строительства по основаниям, изложенным во встречном иске.
Представитель Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края отдела государственного строительного надзора по городу Сочи, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, указав, что в соответствии со статьями 49, 54 Градостроительного кодекса РФ по своим параметрам на данном этапе строительства указанный объект не подлежит государственному строительному надзору, исковые требования администрации города Сочи поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель администрации Хостинского района города Сочи, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения иска администрации города Сочи к Макаров С.С. о сносе самовольной постройки, и об удовлетворении встречного иска по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Макаров С.С. является собственником земельного участка площадью 2005 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН 14.02.2018г. сделана запись №, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
02 июля 2018 года Управлением муниципального земельного контроля администрации города Сочи на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № от 21.06.2018г. проведена проверка земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2005 кв.м., по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2» - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, с установленными параметрами: максимальная высота здания до конька крыши 15 м., максимальный коэффициент застройки 50%, минимальный отступ от границ земельного участка 3м..
Из акта проверки № от 02.07.2018г. земельного участка, следует, что ответчиком на данном земельном участке фактически возведено два двухэтажных строения площадью застройки по 72 кв.м. каждое.
В результате проверки составлен соответствующий акт № от 02.07.2018г., фото-таблица.
В соответствии с правилами статей 11, 12, 13 Гражданского кодекса РФ защита нарушенного права допускается способами, соответствующими конкретным нормам гражданского права.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек.
Согласно части 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В данном случае администрация города Сочи в обоснование иска указывает на осуществление ответчиком строительства в отсутствие проекта планировки и (или) проекта межевания территории.
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч.1).
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (ч.2).
Случаи, в которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, установлены частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены случаи, в которых допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории.
Из вышеизложенного следует, что ни один из вышеперечисленных случаев к данной ситуации не подходит, в связи с чем необходимость в подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории отсутствует. Таким образом, требование администрации города Сочи о предоставлении Макаров С.С. указанных документов являются неправомерными.
Указанное подтверждается письмом Минстроя России от 15.06.2017 г. № 20993-ХМ/09 "О порядке применения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопрос выдачи разрешения на строительство", в котором разъясняется, что согласно части 2 статьи 41 ГрК РФ в редакции Федерального закона № 373-ФЗ, вступающей в силу 1 июля 2017 года, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 41 ГрК РФ. Таким образом, при выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется проверка соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории лишь в случае размещения объекта капитального строительства на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 ГрК РФ в редакции Федерального закона N 373-ФЗ, вступающей в силу 1 июля 2017 года.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона РФ от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населённого пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В соответствии с п. 7 ст. 16 указанного закона № 340-ФЗ от 03.08.2018 г. до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
В обоснование предъявленных исковых требований Администрация города Сочи не представила доказательств, каким образом возведение данной постройки нарушаются ее права и законные интересы, не представила доказательств того, что возведенный объект представляет угрозу жизни и здоровью граждан либо неопределенного круга лиц, что такие обстоятельства могут возникнуть в будущем, суд отказывает администрации города Сочи в удовлетворении соответствующих требований.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Кроме того, определением Хостинского районного суда города Сочи по настоящему делу от 17.07.2018г. судом были приняты меры по обеспечению иска администрации города Сочи к Макаров С.С. о сносе самовольной постройки.
Согласно ч.1 ст.144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
В соответствии с ч.3 ст.144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда, однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание факт отказа администрации города Сочи в удовлетворении иска к Макаров С.С. о сносе самовольной постройки, суд считает нецелесообразным дальнейшее действие принятых ранее мер по обеспечению данного иска, ввиду чего отменяет соответствующие обеспечительные меры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 144 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Администрации города Сочи к Макаров С.С. о сносе самовольно возведенного строения - отказать.
Встречный иск Макаров С.С. к администрации города Сочи о признании права собственности на незавершенный строительством объект недвижимости – удовлетворить.
Признать за Макаров С.С. право собственности на незавершенные строительством объекты, расположенные на земельном участке площадью 2005 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
литер № – площадью застройки 75,8 кв.м. (общей площадью 134,5 кв.м., кроме того площадь террас 15,9 кв.м.);
литер № – площадью застройки 76,5 кв.м. (общей площадью 134,4 кв.м., кроме того площадь террас 15,6 кв.м.).
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Хостинского районного суда г.Сочи от 17.07.2018г., в виде ареста и запрета на передачу, оформление (переоформление) прав на 2 объекта капитального строительства, площадью застройки 72 кв.м каждый, и земельный участок с кадастровым номером № площадью 2005 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>; запрета на осуществление строительных работ, а также нахождение на объектах капитального строительства, запрета на подключение, а также заключение договоров на поставку электроэнергии, подачу водоснабжения к объектам капитального строительства, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2005 кв.м. по адресу: <адрес>.
Копию решения направить в Хостинский РОСП г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, МУП г.Сочи «Водоканал», филиал ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети, филиал ОАО «Кубанская энергосбытовая компания».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца.
Судья Хостинского районного суда г.Сочи Г.Д. Леошик
На момент опубликования не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО:СУДЬЯ: