Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2022 ~ М-21/2022 от 13.01.2022

Производство № 2-45/2022

(УИД) 75RS0014-01-2022-000022-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Красный Чикой      18 марта 2022 года

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Рязанова А.И.,

при секретаре Шекуновой В.В.,

с участием старшего помощника прокурора Красночикойского района Забайкальского края Капустина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Байхорское», Межпоселенческому культурно-досуговому центру» муниципального района «Красночикойский район», муниципальному образовательному учреждению «Байхорская средняя общеобразовательная школа» об обязании оборудовать места для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды», обязании Администрации муниципального района «Красночикойский район» профинансировать указанные мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красночикойского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Байхорское», Администрации муниципального района «Красночикойский район» указав, что прокуратурой Красночикойского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав инвалидов на доступное пользование объектами социальной инфраструктуры. В ходе проведенного обследования улично-дорожной сети сельского поселения «Байхорское» на предмет обустройства улиц и дорог населенного пункта местами парковки для инвалидов, установлено отсутствие оборудованных мест стоянок автотранспорта для инвалидов, обозначенных дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» в с. Байхор на парковках (стоянках) возле зданий администрации сельского поселения, МОУ «Байхорская СОШ», Байхорской врачебной амбулатории, дома культуры с. Байхор.

Данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 16.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Советом MP «Красночикойский район» принято решение от 21.12.2020 года «О Заключении соглашения о передаче осуществления части полномочий MP «Красночикойский район органам местного самоуправления сельского поселения «Байхорское».

В пункте 1.1.2 названого соглашения переданы полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в границах поселения с 1 января 2021 года переданы органам местного самоуправления сельского поселения «Байхорское».

Ссылаясь на ст. 45,131 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, просил обязать Администрацию сельского поселения «Байхорское» в срок до 01.06.2022 оборудовать места для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» в с. Байхор на парковках (стоянках) возле зданий администрации сельского поселения, МОУ «Байхорская СОШ», Байхорской врачебной амбулатории, дома культуры с. Байхор.

Выделить не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» не позднее 01.03.2022 профинансировать указанные мероприятия.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил обязать Администрацию сельского поселения «Байхорское» в срок до
01.06.2022 оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки)
автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место
стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» в с.
Байхор возле здания администрации сельского поселения, расположенного
по адресу <адрес>
<адрес>; обязать муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» возле здания сельского дома культуры <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>; обязать муниципальное образовательное учреждение «Байхорская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды», возле здания МОУ «Байхорская СОШ» расположенного по адресу <адрес>. Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» не позднее 01.06.2022 профинансировать указанные мероприятия муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального района Красночикойский район и муниципального образовательного учреждение «Байхорская средняя общеобразовательная школа».

В судебном заседании старший помощник прокурора Капустин Д.В. подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме с учетом уточнения иска.

Ответчик, администрация сельского поселения «Байхорское» своего представителя в судебное заседание не направила, Глава сельского поселения А.И.Болдырев, действующий на основании прав по должности, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признал.

Ответчик, МОУ «Байхорская СОШ» своего представителя в судебное заседание не направила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, возражений не представила.

Ответчик, директор Муниципальное учреждение культуры "Межпоселенчеснкий культурно-досуговый центр" МР Красночикойский район О.Г. Некрасова, действующая на основании прав по должности, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, возражений по иску не представила.

Ответчик, Администрации муниципального района «Красночикойский район» своего представителя в судебное заседание не направила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, возражений по иску не представила.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения стороны истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

Согласно положениям ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Положения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда построен тот или иной объект и имеется ли там возможность оборудовать такую стоянку.

Таким образом, в силу императивных требований закона обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия либо отсутствия необходимости в организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов к объектами социальной инфраструктуры, в данном случае возлагается на собственников зданий Администрации сельского поселения «Байхорское», сельского дома культуры в с. Байхор, МОУ «Байхорская СОШ».

В соответствии с Актом проверки соблюдения законодательства от 24.12.2021г. установлено отсутствие оборудованных стоянок автотранспорта для инвалидов, обозначенных дорожными знаками 6.4 «Место стоянки со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды в с. Байхор возле здания администрации сельского поселения, МОУ «Байхорская СОШ» и здания дома культуры с. Байхор.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Принимая во внимание изложенное, иск прокурора в части обязания оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» подлежит удовлетворению.

В части требований к администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании профинансировать указанные мероприятия МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального района «Красночикойский район» и муниципального образовательного учреждения «Байхорская средняя общеобразовательная школа», суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 16.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Советом MP «Красночикойский район» принято решение от 21.12.2020 года «О Заключении соглашения о передаче осуществления части полномочий MP «Красночикойский район органам местного самоуправления сельского поселения «Байхорское».

В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств финансирования вышеуказанных полномочий в материалы дела не представлено.

Согласно Уставу МОУ «Байхорская СОШ» её учредителем и собственником имущества является муниципальный район «Красночикойский район».

Согласно Уставу МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального района «Красночикойский район» его учредителем и собственником имущества является муниципальный район «Красночикойский район».

Таким образом, учитывая отсутствие наличия доказательств финансирования Администрацией муниципального района «Красночикойский район» полномочий по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) администрацией сельского поселения «Байхорское», исковые требования прокурора к Администрации муниципального района «Красночикойский район» в данной части подлежат удовлетворению.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учётом вышеизложенного, суд полагает разумным и достаточным установить ответчикам указанный прокурором в иске.

В силу пп.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.

Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Красночикойского района Забайкальского края удовлетворить частично.

Обязать Администрацию сельского поселения «Байхорское» в срок до
01.06.2022 оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки)
автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место
стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» в с.
Байхор возле здания администрации сельского поселения, расположенного
по адресу <адрес>
<адрес>.

Обязать Администрацию муниципального района Красночикойский район в срок до 01.06.2022 оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» возле здания сельского дома культуры с. Байхор, расположенного по адресу: <адрес>; возле здания МОУ «Байхорская СОШ» расположенного по адресу <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 года.

Судья                           А.И. Рязанов

2-45/2022 ~ М-21/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Красночикойского района
Ответчики
МОУ"Байхорская СОШ"
Администрация сельского поселения "Байхорское"
Муниципальное учреждение культуры "Межпоселенчеснкий культурно-досуговый центр" МР Красночикойский район
Администрация Муниципального района "Красночикойский район"
Суд
Красночикойский районный суд Забайкальского края
Судья
Рязанов Алексей Игоревич
Дело на странице суда
chikoy--cht.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2022Судебное заседание
18.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022Дело оформлено
17.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее