Дело № 2а-4303/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе: судьи Анциферовой Н.Л., при секретаре Евстигнеевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ульяновска к Хачатрян ФИО6 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска (далее ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска) обратилась в суд с административным иском к Хачатряну С.Х. о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования мотивированы тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска.
Налогоплательщику Хачатрян С.Х. был начислен авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц за налоговый период октябрь-декабрь 2019 года в размере 6170 руб., срок уплаты которого установлен не позднее 15.01.2020. На момент подачи административного иска сумма задолженности частично погашена и составляет 1488 руб. За несвоевременную уплату налога административному ответчику начислены пени в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ в размере 76 руб. 56 коп. за период с 16.01.2020 по 16.03.2020. С учетом частичного погашения сумма пени на момент подачи административного иска составляет 67,54 руб. Хачатряну С.Х. направлялось требование об уплате налога и пени. В отношении должника был вынесен судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи от 02.12.2020. Сумма задолженности не оплачена.
Просит взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам в общей сумме 1555 руб. 54 коп., в том числе: налог на доходы физических лиц в размере 1488 руб. 00 коп., пени в размере 67 руб. 54 коп.
Представитель административного истца Башмаков М.А. в судебное заседание не явился, извещался. Представил письменные пояснения, из которых следует, что ответчиком представлены пояснения, в которых он указывает, что предъявленная сумма к взысканию не соответствует действительности, поскольку согласно его декларации на доходы от 27.03.2019 размер обязательных платежей составил 12 340 руб., которые были им оплачены 11.07.2019 на основании налогового уведомления №13995. Данный довод налогоплательщика инспекцией не оспаривается. 27.03.2019 налогоплательщиком представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 г. 11.07.2019 им уплачены следующие суммы: 6170 руб., 3085 руб. и 3085 руб. (авансовые платежи за 2018 г.), но в исковом заявлении Инспекции включены суммы авансовых платежей по уведомлению №95436 по сроку октябрь - декабрь 2019 г. Довод налогоплательщика о том, что в конце апреля 2020 г. им подана декларация по форме 3-НДФЛ, согласно которой общая сумма налога, исчисленная к уплате за 2019 г. составила 853 руб. не соответствует действительности поскольку: 1) налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 г. представлена налогоплательщиком 28.05.2020; 2) кроме того, 17.07.2020 им представлена уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 г., где помимо 853 руб. указаны и авансовые платежи в размере 12 340 руб. Налогоплательщику правомерно был начислен авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц за налоговый период октябрь-декабрь 2019 года в размере 6170 руб., срок уплаты которого установлен не позднее 15.01.2020. Сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц составила 6170 руб. На момент подачи искового заявления сумма задолженности частично погашена и составила 1488 руб. Также материалами дела подтверждается, что налоговое уведомление №95436 на уплату НДФЛ на 2019 год с указанием сумм авансовых платежей и сроков их уплаты направлялось налогоплательщику. В связи с отсутствием оплаты ответчику направлялось требование №20780 об уплате задолженности. ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Хачатрян С.Х. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам.
Согласно ст.57 Конституции РФ, п1 ст.3, пп.1 п.1 ст.23 и ст. 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы в срок, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, имеет публично-правовой характер. Реализуя эту обязанность, налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объёме уплатить налоги, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежат полномочия по обеспечению её исполнения налогоплательщиком.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом или налоговым агентом – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Такое заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц не позднее 30 дней до наступления срока платежа. По общему правилу налог нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим годом, но не ранее даты получения налогового уведомления. При этом уведомление может быть направлено не более чем за три года, предшествующих году направления уведомления (п. 7 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 360, п. п. 1, 3 ст. 363, п. 1 ст. 393, п. п. 1, 4 ст. 397, ст. 405, п. п. 1, 2, 4 ст. 409 НК РФ).
Задолженность, образовавшаяся вследствие неуплаты налога, может быть взыскана налоговым органом через суд. Таким же образом могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (п. п. 2, 8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75, ст. 122 НК РФ).
До обращения в суд налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об уплате налога (пеней, штрафов). Такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если общая сумма задолженности физического лица, не являющегося ИП, превышает 500 руб., или не позднее года со дня выявления недоимки, если общая сумма к уплате не превышает 500 руб. (п. п. 2, 4, 8 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ). При этом предельные сроки направления требования об уплате налога могут быть увеличены на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Если налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок (по общему правилу это восемь рабочих дней с даты получения требования), налоговый орган вправе подать в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в порядке административного судопроизводства (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 3 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).
По данному заявлению мировым судьей выносится судебный приказ. При представлении возражений относительно исполнения судебного приказа он отменяется, в этом случае налоговый орган может подать административное исковое заявление в районный суд общей юрисдикции не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5, ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
В соответствии с п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят в том числе, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 НК РФ.
Согласно п.7 ст.227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.
Согласно п.9 ст.227 НК РФ, в редакции, действовавшей на дату возникновения у административного истца обязанности по оплате авансовых платежей (ред. от 29.09.2019), авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Из материалов дела следует, что Хачатряну С.Х. были направлены налоговое уведомление №95436 на уплату НДФЛ на 2019 год с указанием суммы налога, сумм авансовых платежей и сроков их уплаты, извещения и квитанции на уплату. Расчет авансовых платежей произведен на основании представленной Хачатряном С.Х. налоговой декларации формы 3-НДФЛ от 27.03.2019.
В связи с отсутствием оплаты Хачатряну С.Х. направлялось требование №20780 об уплате НДФЛ в размере 6170 руб. и пени по НДФЛ в соответствии со ст.75 НК РФ в размере 75.56 руб. по состоянию на 17.03.2020 со сроком оплаты по 27.04.2020.
В пределах шестимесячного срока с момента наступления срока исполнения требования налоговый орган 27.01.2020 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанных сумм налога и пени.
Судебный приказ № 2а-3241/2020 от 12.11.2020 о взыскании с Хачатряна С.Х. указанных сумм был отменен определением мирового судьи от 02.12.2020 по заявлению должника, указавшего, что задолженность оплачена.
В административном иске указано, что на момент подачи административного иска сумма задолженности частично погашена и составляет 1488 руб. За несвоевременную уплату налога административному ответчику начислены пени в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ в размере 76 руб. 56 коп. за период с 16.01.2020 по 16.03.2020.
С учетом частичного погашения пени сумма пени на момент подачи административного иска составляет 67 руб. 54 коп.
02.02.2021, т.е. в пределах шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании указанных сумм.
Доказательства необоснованности расчета задолженности по авансовому платежу по НДФЛ и пени, представленного налоговым органом, а также доказательства оплаты указанной задолженности отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, с Хачатряна С.Х. подлежат взысканию: задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 1488 руб. и пени по нему в размере 67,54 руб.
Согласно ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 290, 292-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░8, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ 1488 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 67 ░░░. 54 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░9, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░