Решение по делу № 33а-1409/2020 от 13.05.2020

Судья Щепетков В.В. Дело № 33а-1409/2020

(УИД 37 RS0023-01-2015-003647-93)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 мая 2020 года город Иваново

Судья Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда Запятова Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу администрации Шуйского муниципального района Ивановской области на определение Шуйского городского суда Ивановской области от 11 марта 2020 г. об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен административный иск Кисерман Н.Н.: признано незаконным бездействие администрации Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области (далее – администрация поселения), выразившееся в не проведении процедуры перевода земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов. На администрацию поселения возложена обязанность внести изменения в генеральный план Остаповского сельского поселения, включив в его границы указанный земельный участок в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом разъяснено, что действия администрации поселения, направленные на включение земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером в границы сельского поселения, должно быть завершены к ДД.ММ.ГГГГ

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации поселения предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ по мотивам проведения необходимых согласительных процедур в отношении проекта внесения изменений в генплан поселения.

ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена должника в исполнительном производстве с администрации Остаповского сельского поселения на администрацию Шуйского муниципального района Ивановской области (далее – администрация района).

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Кисерман Н.Н. возбуждено исполнительное производство, должнику – администрации Шуйского муниципального района Ивановской области предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда – 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Кисерман Н.Н. администрации района предоставлена поэтапная рассрочка исполнения решения суда в целом на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которой должен быть разработан проект Генерального плана Остаповского сельского поселения с учетом включения в границы населенного пункта д. Клещевка земельного участка административного истца, проведены публичные слушания, проект генплана должен быть размещен в информационной системе территориального планирования в целях согласования с федеральными органами исполнительной власти и с иными заинтересованными государственными органами, после чего утвержден Советом Шуйского муниципального района, и соответствующие сведения внесены в ЕГРН.

Этим же определением суда администрации района отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, мотивированного ссылкой на наличие сводного заключения Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ о несогласии с проектом внесения изменений в генплан Остаповского сельского поселения, необходимостью внесения изменений в графическую и текстовую часть проекта и переходом полномочий в области градостроительной деятельности от сельских поселения к муниципальным районам с ДД.ММ.ГГГГ

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ вновь удовлетворено заявление Кисерман Н.Н. о предоставлении рассрочки исполнения решения суда, судом постановлено:

до ДД.ММ.ГГГГ - заключить муниципальный контракт с разработчиком документов территориального планирования по разработке проекта внесения изменений в генеральный план Остаповского сельского поселения;

до ДД.ММ.ГГГГ – загрузить проект изменений в ФГИС ТП, провести процедуру публичных слушаний, согласовать проект территориального планирования в межведомственной комиссии и направить уведомления в Минэкономразвития России;

до ДД.ММ.ГГГГ – направить внесенные изменения на согласование в федеральный орган исполнительной власти;

до ДД.ММ.ГГГГ - совершить действия по утверждению проекта внесенных изменений Советом Шуйского муниципального района;

до ДД.ММ.ГГГГ - сдать документы в уполномоченный орган для внесения изменений в ЕГРН.

Одновременно судом отказано в удовлетворении заявления администрации района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное отсутствием реальной возможности исполнения решения суда в установленный срок со ссылкой на то, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство лесного хозяйства отказало в согласовании проекта генплана Остаповского сельского поселения, в связи с чем возникла необходимость рассмотрения спорного вопроса согласительной комиссией, однако порядок деятельности такой комиссии на уровне субъекта Российской Федерации – Ивановской области не утвержден, находится в стадии разработки.

Определением Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное определение суда первой инстанции отменено и принято новое определение, которым заявление администрации района удовлетворено и предоставлена отсрочка исполнения решения Шуйского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ администрация района вновь обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на положения части 20 статьи 24 и части 23 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие рассмотрение вопроса о переводе земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов согласительной комиссией, порядок деятельности которой высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время не установлен; проект постановления Правительства Ивановской области об утверждении порядка деятельности комиссии проходит процедуру согласования у Губернатора Ивановской области, окончательные сроки согласования проекта неизвестны.

Определением Шуйского городского суда Ивановской области от 11 марта 2020 г. в удовлетворении заявления администрации района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.

Не согласившись с определением суда, администрация Шуйского муниципального района обратилась с частной жалобой, в которой просит определение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание такие исключительные обстоятельства как отсутствие утвержденного на уровне субъекта Российской Федерации – Ивановской области порядка деятельности комиссий, создаваемых на территории Ивановской области в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, только в рамках деятельности которой могут быть устранены замечания к проекту Генерального плана поселения, поступившие от Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).

Частная жалоба рассмотрена Ивановским областным судом по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив определение, оценив доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьями 310, 315, 316 КАС РФ основаниями для отмены определения суда первой инстанции в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.

В силу части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (частью 1 статьи 358 КАС РФ).

Перечень оснований предоставления отсрочки/рассрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона № 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям сельского поселения, к числу которых утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки не относится (часть 3 статьи 14 закона).

В силу части 4 статьи 14 указанного Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно пункту 14 части 1.1 статьи 5 Устава Шуйского муниципального района органы местного самоуправления Шуйского муниципального района в соответствии с частью 4 статьи 14 приведенного Федерального закона решают на территориях сельских поселений, входящих в состав Шуйского муниципального района, вопросы местного значения, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений.

На основании части 1 статьи 24, части 1 статьи 31, статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, а также внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. № 460.

Частью 20 статьи 24, частью 23 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия, порядок деятельности которой устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В свете изложенных нормативных положений приведенные администрацией района обстоятельства, связанные с отсутствием установленного на уровне субъекта Российской Федерации порядка деятельности согласительной комиссии, были учтены Судебной коллегией по административным делам Ивановской областного суда при рассмотрении частной жалобы администрации района на определение Шуйского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве исключительных, объективно препятствующих в своевременном исполнении судебного решения.

До настоящего времени указанные препятствия в исполнении решения суда не устранены.

Как следует из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с приведенными положениями ГрК РФ Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области разработан проект постановления Правительства Ивановской области, устанавливающий порядок деятельности Комиссий, и ДД.ММ.ГГГГ направлен на согласование в Правительство Ивановской области. Одновременно проект согласовывался с федеральными органами исполнительной власти (Министерство Обороны России, Рослесхоз). В ДД.ММ.ГГГГ года проект направлен в главное правовое управление аппарата Правительства Ивановской области с целью проведения правовой экспертизы, после чего направлен на согласование с членами Правительства Ивановской области и ДД.ММ.ГГГГ согласован.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шуйского муниципального района в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области направлены запросы о ходе утверждения постановления Правительства Ивановской области «Об утверждении порядка деятельности Комиссий, создаваемых на территории Ивановской области».

Из поступившего отзыва Департамента строительства и архитектуры Ивановской области на частную жалобу следует, что в пределах своей компетенции Департамент предпринял все необходимые меры по разработке и согласованию правового акта Правительства Ивановской области по определению порядка деятельности Комиссий, необходимого в целях реализации уполномоченными органами перевода земель из категории «земель лесного фонда» в категорию «земли населенных пунктов». В настоящее время проект находится на рассмотрении у Губернатора Ивановской области. Принятие вышеуказанного нормативного акта предоставит муниципальным образованиям, уполномоченным на проведение мероприятий по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую, возможность для формирования комиссии с целью решения вопросов по включению земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов, в связи с чем Департамент считает частную жалобу обоснованной, поскольку отсутствие утвержденного на уровне субъекта Российской Федерации порядка деятельности комиссий, создаваемых в соответствии с частью 20 статьи 24 ГрК РФ, является препятствием для исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ

В свете изложенного усматриваются основания для вывода о том, что в настоящее время решение не может быть исполнено по независящим от администрации района причинам.

В этой связи нельзя согласиться с выводами судьи в обжалуемом определении о том, что указанные обстоятельства не носят исключительный характер, не препятствуют совершению действий по исполнению решения суда, и имеется реальная возможность разработки нового проекта в отношении спорного земельного участка.

Отказ в удовлетворении заявления не отвечает принципам справедливости, соразмерности и затрагивает существо гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Таким образом, постановленное судьей определение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с разрешением вопроса по существу путем принятия определения об удовлетворении заявления администрации Шуйского муниципального района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Предложенный заявителем срок предоставления отсрочки является обоснованным, исходя из объема подлежащих выполнению мероприятий и срока их совершения. Кроме того, предоставление отсрочки исполнения решения суда на указанный срок – до ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям соразмерности и справедливости, обеспечивает баланс интересов должника и взыскателя.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 310, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Шуйского городского суда Ивановской области от 11 марта 2020 г. отменить, частную жалобу администрации Шуйского муниципального района Ивановской области удовлетворить.

Принять новое определение, которым заявление администрации Шуйского муниципального района Ивановской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворить.

Предоставить администрации Шуйского муниципального района Ивановской области отсрочку исполнения решения Шуйского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по административному иску Кисерман Натальи Николаевны к Администрации Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным на срок до ДД.ММ.ГГГГ

Судья Запятова Н.А.

33а-1409/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Кисерман Наталья Николаевна
Ответчики
Администрация Остаповского с/п
Другие
Комитет Ивановской области по лесному хозяйству
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Запятова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
13.05.2020Передача дела судье
19.05.2020Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Передано в экспедицию
19.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее