Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-950/2013 ~ М-1030/2013 от 24.09.2013

Дело №2-950/2013

Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

30 октября 2013 года г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.,

при секретаре Солонович Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара» о возложении обязанности выполнить элементы обустройства автомобильной дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара» (далее – МКУ «УГХ») о возложении обязанности выполнить элементы обустройства автомобильной дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения.

В обоснование заявленных требований указал, что 19.07.2013 ответчиком был утвержден проект организации дорожного движения автомобильной дороги по ул. Заводской в г.Нарьян-Маре, согласно которому должны были быть выполнены следующие элементы благоустройства: установлены предупреждающие дорожные знаки и нанесена разметка, оборудованы тротуары, пешеходные ограждения, пешеходный переход в районе автобусной остановки возле дома №19. Вместе с тем, проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверкой в деятельности МКУ «УГХ» были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в частности, ответчиком выполнены не все элементы обустройства автомобильной дороги, предусмотренные проектом от 19.07.2013. Ссылался, что в результате ненадлежащего исполнения проекта организации дорожного движения МКУ «УГХ» нарушаются права неопределенного круга лиц, участвующих в дорожном движении, и основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В судебном заседании помощник прокурора Воронин Е.В. исковые требования и доводы в их обоснование поддержал.

Представители ответчика МКУ «УГХ» Марющенко А.Н., Шель Г.А., действовавшие на основании доверенностей, с иском не согласились. Пояснили, что в рамках реализации утвержденного проекта обустройства от 19.07.2013 были установлены все необходимые дорожные знаки, искусственные неровности. Обустройство тротуаров и ограждений проектом не предусмотрено.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Ружников И.С., действовавший на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился.

Заслушав прокурора, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст.ст. 13, 18 Федерального закона от 18.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к числу вопросов местного значения городского округа.

Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно п. 1.3 Устава МКУ «УГХ» является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией благоустройства и озеленения, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов.

Пунктом 3.1, 3.2 Устава МКУ «УГХ» закреплено, что учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством российской Федерации полномочий муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в том числе, в сфере, организации работ по содержанию и строительству улично-дорожной сети, организации работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов, отнесенных к собственности муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В силу п. 5.1 Устава МКУ «УГХ» реализует право оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества. Имущество учреждения является муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления.

Таким образом, МКУ «УГХ», как организация, на которую возложены функции по обеспечению реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, является надлежащим ответчиком по делу.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 19.07.2013 директором МКУ «УГХ» по согласованию с начальником отдела ГИБДД УМВД РФ по Ненецкому автономному округу был утвержден проект организации дорожного движения дороги ул. Заводской в г.Нарьян-Маре.

В рамках утвержденного проекта предусмотрено выполнение следующих элементов обустройства автомобильной дороги: установка предупреждающего знака 1.23 «Дети», дорожного знака 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», нанесение горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра», оборудование тротуаров, пешеходных ограждений, пешеходного перехода в районе автобусной остановки возле дома №19.

Проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что по ул. Заводской в г.Нарьян-Маре выполнены не все элементы обустройства, предусмотренные проектом.

Так, из содержания акта обследования от 30.08.2013 следует, что на ул. Заводской в г.Нарьян-Маре в районе МБОУ СОШ №2 отсутствуют тротуары, пешеходные ограждения, а искусственные неровности не соответствуют стандартам.

Как видно из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19.09.2013, на участке автомобильной дороги по ул. Заводской в г.Нарьян-Маре отсутствуют тротуары, дорожные пешеходные ограждения вдоль дороги, пешеходный переход, дорожные знаки 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра».

Согласно акту осмотра технических средств организации дорожного движения от 08.10.2013 по ул. Заводской были установлены дорожные знаки в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 в количестве 14 штук, в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006 установлены искусственные неровности в количестве 2 штук.

Как следует из акта осмотра от 17.10.2013, по ул. Заводской в районе автобусных остановок был установлен пешеходный переход, что подтверждено с помощью фотофиксации.

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 30.10.2013 на участке автомобильной дороги по ул. Заводской в г.Нарьян-Маре отсутствуют дорожные ограждения, которые указаны в проекте организации дорожного движения по ул. Заводской и являются техническим средством организации дорожного движения, а также отсутствуют тротуары, которые необходимо обустраивать на участках автомобильных дорог 3 категории, к которым относится ул.Заводская в г.Нарьян-Маре.

В обоснование возражений на исковое заявление представители ответчика в судебном заседании ссылались на то, что проектом организации дорожного движения предусмотрено выполнение работ по установке дорожных знаков, нанесению разметки, размещению искусственных неровностей и организации пешеходного перехода. Данные работы МКУ «УГХ» были выполнены. Работы по обустройству тротуаров и пешеходных ограждений утвержденным проектом организации дорожного движения не предусмотрены.

Вместе с тем, данный вывод не основан на законе.

Так, ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

На основании ст. 3 Закона №257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения. Искусственные дорожные сооружения предназначены для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами.

К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

Во исполнение Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.

Согласно п. 2.1 названного Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Приказом Минтранса РФ от 12. 11.2007 №160 (действовавшим до 15.06.2013) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее – Классификация), согласно подп.1 п.15 которой в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.

Кроме того, аналогичные положения содержатся в разделе 4 п.5 п.п.1 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», действующему с 16.06.2013.

На основании п.2 ст.21 от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» письмом МВД РФ от 02.08.2006 №13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006 №01-29/5313 принят Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (далее – Порядок), который устанавливает перечень показателей, содержащихся в проекте организации дорожного движения, на автомобильных дорогах общего пользования.

Согласно п.2.1 Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

Пунктом 4.2 Порядка предусмотрено, что схема расстановки технических средств организации дорожного движения, являющаяся составной частью проекта организации дорожного движения, должна включать в себя, в том числе, дорожные знаки, дорожные ограждения, пешеходные ограждения, пешеходные переходы в разных уровнях, пешеходные дорожки.

Таким образом, деятельность уполномоченных органов по приведению автомобильной дороги в соответствие с утвержденным проектом организации дорожного движения заключается в реализации разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения, определяющего такие элементы обустройства автомобильной дороги в населенном пункте, как дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки, тротуары и другие сооружения.

Реализация проекта организации дорожного движения предполагает не только установку дорожных знаков, нанесение разметки и размещение искусственных неровностей, но и создание иных элементов обустройства автомобильной дороги, в том числе, дорожных ограждений, пешеходных дорожек, тротуаров и других сооружений.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения ответчиком утвержденного 19.07.2013 проекта организации дорожного движения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, участвующих в дорожном движении и основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа о возложении на МКУ «УГХ» обязанности обеспечить выполнение элементов обустройства автомобильной дороги в соответствии с утвержденным 19.07.2013 проектом организации дорожного движения подлежат удовлетворению.

С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара» о возложении обязанности выполнить элементы обустройства автомобильной дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара» выполнить элементы обустройства автомобильной дороги улицы Заводской в г.Нарьян-Маре в соответствии с утвержденным 19 июля 2013 года проектом организации дорожного движения.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий К.Ю. Щеголихина

Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2013 года.

2-950/2013 ~ М-1030/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
МКУ "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара"
Другие
Администрация МО "Городской округ г.Нарьян-Мар"
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Щеголихина Ксения Юрьевна
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
24.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2013Передача материалов судье
27.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2013Предварительное судебное заседание
30.10.2013Судебное заседание
01.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2013Дело оформлено
03.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее