Судья: Рогожникова О.А. |
дело <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж. В.,
судей Гулиной Е. М., Бобкова Д. В.,
при секретаре Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Климовой И. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании решения об отказе в установлении (выплате) пенсии недействительным,
заслушав доклад судьи Гулиной Е. М.,
объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Климова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> и, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать незаконным отказ, изложенный в решении комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты>, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца: с 27.07.1996г. по 15.08.1997г. в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> управления образования <данные изъяты>; с 01.09.1997г. по 02.07.2007г. в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> <данные изъяты>; с 20.08.2007г. по 02.09.2007г. в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» <данные изъяты>; с <данные изъяты> по 31.12.2007г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов»; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по учебно-методической работе МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов»; курсы повышения квалификации с 16.11.2009г. по 27.11.2009г.
В обосновании требований указала, что в спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, сведения о спорных периодах работы отражены в записях трудовой книжки и подтверждаются справками работодателя с места работы. В спорные периоды истице начислялась заработная плата, с которой производились удержания соответствующих взносов и платежей. До <данные изъяты> истица являлась гражданкой <данные изъяты>; с <данные изъяты> является гражданкой РФ, на основании п. «А» ч.1 ст. 1 Соглашения между <данные изъяты>, Кыргызской Республикой и РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства от 20.02.1999г. Истица считает, что в соответствии с положениями Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения» от <данные изъяты> стаж работы истицы в <данные изъяты> (страны-участника данного Соглашения) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Периоды работы в должности заместителя директора по воспитательной работе и должности воспитателя группы продленного дня также следует включить в специальный стаж, так как указанные должности значатся в Списке должностей, а также при суммарном сложении нормы рабочего времени в указанный период истица вырабатывала норму рабочего времени, приходящуюся на ставку заработной платы. Период работы, в который истица занимала должность зам. директора по учебно-методической работе на 0,5 ставки при одновременном занятии должности зам. директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, а также нагрузка в виде учебных часов как учителя начальных классов, по мнению истицы, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как работа в должности зам. директора по учебно-методической работе была связана непосредственно с образовательным процессом, в указанный период времени при суммарном сложении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), истица выполняла работу на полную ставку.
В судебном заседании истица и ее представитель требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признала.
Решением Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования были удовлетворены частично, суд признал решение ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> от 19.09.2017г. об отказе в назначении Климовой И.В. страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты незаконным в части отказа во включении в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с 27.07.1996г. по 15.08.1997г. в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> управления образования <данные изъяты>; с 01.09.1997г. по 02.07.2007г. в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> <данные изъяты>, (кроме периода с февраля 2001г. по август 2001г.); с 20.08.2007г. по 02.09.2007г. в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» <данные изъяты>; с 03.09.2007г. по 31.12.2007г. в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов»; 01.01.2008г. по 05.06.2017г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по учебно-методической работе МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов»; курсы повышения квалификации с <данные изъяты> по <данные изъяты>, обязал ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы (за исключением февраль-август 2001 г), в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <данные изъяты> истица обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <данные изъяты> <данные изъяты> Климовой И.В. было отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», с указанием на то, что у Климовой И.В. отсутствует необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом не приняты к зачету в стаж истицы, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы:
- с 27.07.1996г. по 15.08.1997г. в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> управления образования <данные изъяты>,
- с 01.09.1997г. по 02.07.2007г. в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> <данные изъяты>, в связи с тем, что пенсии за выслугу лет в <данные изъяты> учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, назначались в соответствии со ст. 37 Закона Казахской ССР от 17.06.1991г. <данные изъяты>-XII, действие которой было приостановлено с 27.07.1996г. Законом <данные изъяты> от 16.07.1996г. <данные изъяты>; а с 01.01.1998г. вступил в действие Закон <данные изъяты> <данные изъяты> от 20.06.1997г., в котором не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет; кроме того, с 01.01.2002г. по 02.07.2007г. не подтверждена уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность;
- с 20.08.2007г. по 02.09.2007г. в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» <данные изъяты>, с 03.09.2007г. по 03.11.2007г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов» - не засчитаны ни в страховой, ни в специальный стаж истицы, с указанием на то, что Климова И.В. являлась гражданкой <данные изъяты> и не имела постоянного проживания на территории РФ;
-с 04.11.2007г. по 31.12.2007г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов», не засчитан ни в страховой, ни в специальный стаж истицы, поскольку Климова И.В. была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования лишь 22.01.2008г;
- с 01.01.2008г. по 05.06.2017г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по учебно-методической работе МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов» не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как работа в должности «зам.директора по учебно-воспитательной работе» выполнялась на 0,5 ставки, а работа в должности «зам. директора по учебно-методической работе» непосредственно не связана с образовательным (воспитательным) процессом;
- курсы повышения квалификации с 16.11.2009г. по 27.11.2009г., так же не были включены в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В бесспорном порядке ответчиком включены в специальный страховой стаж истицы 4 года 11 месяцев 12 дней.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из следующего.
Пенсионное обеспечение граждан, работа которых проходила в странах СНГ, регулируется Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения".
В силу пункта 2 статьи 6 данного Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от <данные изъяты> "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" подписанного в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. При этом стаж работы после <данные изъяты> может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность.
В связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, Министерством социальной защиты РФ, в письме от 31.01.1994г. <данные изъяты>, были даны следующие разъяснения, согласно которых, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от <данные изъяты> года(<данные изъяты>, Туркменистан, <данные изъяты>, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от <данные изъяты> учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до <данные изъяты>, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от <данные изъяты>.
Суд установив, что в период с 27.07.1996г. по 15.08.1997г. истица работала в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> управления образования <данные изъяты>, а с 01.09.1997г. по <данные изъяты> - в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> <данные изъяты>, получала заработную плату, при выплате которой работодателем осуществлялась уплата обязательных пенсионных взносов, что подтверждается пояснениями истицы и вышеуказанными справками работодателя и архивных органов, посчитал возможным включить указанные периоды в полном объеме в специальный стаж истицы.
Между тем, судом не было учтено, что при исчислении специального стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не подлежат зачету периоды работы на территории Республики Казахстан после <данные изъяты>
Так, в целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств <данные изъяты> заключено Соглашение "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), которое подписано Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Согласно преамбуле Соглашения, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан; государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Следовательно, целью заключения данного Соглашения являлось сохранение за нетрудоспособными лицами государств-участников Соглашения права на пенсионное обеспечение, приобретенное в период вхождения государств в СССР, а также права на пенсионное обеспечение, приобретенного на территориях этих государств.
Законом Республики Казахстан от <данные изъяты> N 136-1 "О пенсионном обеспечении в <данные изъяты>", вступившим в силу с <данные изъяты>, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в <данные изъяты>, в частности, в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции, государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).
Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, законодательством Республики Казахстан с <данные изъяты> не предусмотрено, и истец, работая с этого времени учителем, знала, что данный стаж не дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
В силу статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В соответствии со статьей 10 Соглашения государства-участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Учитывая, что в <данные изъяты> с <данные изъяты> отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет, то в специальный стаж истицы для определения ее права на такую пенсию на территории Российской Федерации могут быть включены периоды ее работы учителем в школе на территории Республики Казахстан, имевшие место в период вхождения республики в состав СССР и до <данные изъяты> - до даты вступления в силу Закона Республики Казахстан от <данные изъяты> N 136-1 "О пенсионном обеспечении в <данные изъяты>", отменившего институт досрочных пенсий для педагогических работников.
Исходя из изложенного, решение суда в части включения в специальный стаж периода работы истца 01.09.1997г. по 02.07.2007г. в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> <данные изъяты>; подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, в июле 2007 года истица, являясь гражданской <данные изъяты>, приехала в <данные изъяты> к мужу, гражданину РФ, на постоянное место жительства.
Изначально истица регистрировалась по месту пребывания временно, так как ею были поданы документы на получение гражданства РФ, которые оформляются в упрощенном порядке без оформления вида на жительство, в порядке, предусмотренном Соглашением между республикой Беларусь, <данные изъяты>, Кыргызской Республикой и РФ от 20.02.1999г. По месту жительства истица была зарегистрирована лишь <данные изъяты>.
<данные изъяты> истице была выдана справка о принятии гражданства РФ БЗ-18327/07. Данные обстоятельства подтверждаются справкой из отдела по вопросам миграции УМВД России по <данные изъяты> от 16.06.2017г.
<данные изъяты> истица трудоустроилась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» <данные изъяты> на должность заместителя директора по воспитательной работе, и была уволена <данные изъяты> в связи с переводом в МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов».
Как следует из справки МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» от 15.03.2018г. <данные изъяты>, в указанный период времени Климовой И.В. начислялась заработная плата, из которой удерживался подоходный налог в размере 30%, отчисления страховых взносов работодателем за работника не производилось, так как работник не был зарегистрирован в качестве застрахованного лица.
С <данные изъяты> была принята на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе (на 0,5 ставки) и воспитателем группы продленного дня (1 ставка) в МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов» (приказ <данные изъяты> от 03.09.2007г.); с <данные изъяты>г. Климова И.В. имела следующую педагогическую нагрузка - зам. директора по УВР 0,5 ставки и 24 часа учителя начальных классов (приказ <данные изъяты>); с <данные изъяты>г. - 0,5 ставки замдиректора по учебно-воспитательной работе, 0,5 ставки зам. директора по учебно-методической работе, 8 час. учителя начальных классов (приказ <данные изъяты>); с <данные изъяты>г. - 0,5 ставки зам.директора по учебно-воспитательной работе, 0,5 ставки зам. директора по учебно-методической работе, 8 час. учителя начальных классов (приказ <данные изъяты>), и т.д. с увеличением педагогической нагрузки учителя начальных классов до 16 час.
В системе государственного пенсионного страхования истица была зарегистрирована <данные изъяты>г. (индивидуальный лицевой счет 149-004-425 40).
Включая период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012г. <данные изъяты> «О порядке рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЭ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд также привел положения письма Пенсионного фонда РФ от 29.04.2015г. №ЛЧ-25-26/5481, которым разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400- ФЗ) при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее соответственно - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица, Федеральный закон N 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд указал, что поскольку период осуществления истицей трудовой деятельности до регистрации в качестве застрахованного лица (до 22.01.2008г.) нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства совокупностью представленных в суд доказательств, он подлежит включению в страховой и специальный стаж Климовой И.В.
Между тем, данный вывод сделан суда без учета следующих обстоятельств.
На момент возникновения трудовых правоотношений между истцом и его работодателями в спорный период с <данные изъяты> по <данные изъяты> государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до <данные изъяты>), ст. 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с абз. 3 и 4 этого же Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
П. 1 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до <данные изъяты>, предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, действовавшие в период работы истца с <данные изъяты> по <данные изъяты> положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а, следовательно, и в отношении граждан Казахстана, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, в том числе, и граждане Казахстана, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до <данные изъяты> регулировалось Законом СССР от <данные изъяты> N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и в соответствии со ст. 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.
Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.
С <данные изъяты> правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от <данные изъяты> N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В ст. 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.
Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Вступившим в силу с <данные изъяты> Федеральным законом от <данные изъяты> N 379-ФЗ в п. 1 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано.
Исходя из изложенного выше обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.
Поскольку истица, как усматривается из материалов дела, в спорный период не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлась застрахованным лицом в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до <данные изъяты>), то у его работодателей не возникла обязанность уплачивать за нее страховые взносы в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что право истца на социальное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у него в спорный период вида на жительство, сделан с нарушением норм материального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истицы в части включения в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с 20.08.2007г. по 02.09.2007г. в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» <данные изъяты>, с 03.09.2007г. по 31.12.2007г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов» нельзя признать законным, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в данной части и вынесении нового решения об отказе в иске.
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 1.1 Списка предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а также учителя, воспитателя в школах всех наименований.
В соответствии с п. 4 Правил периоды выполнявшейся до <данные изъяты> работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с <данные изъяты> - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с подп. "б" п. 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
В соответствии подп. "ж" п. 2 Постановления Минтруда РФ от <данные изъяты> N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений.
В материалах дела имеется должностная инструкция заместителя директора по научно-методической работе, в соответствии с которой в должностные обязанности заместителя директора по научно-методической работе входит организация целенаправленного процесса развития школы, организация опытно-экспериментального, научно-методического и инновационного процессов в школе, руководство и контроль за развитием этих процессов, установление научных контактов с внешними организациями; организация мероприятий по повышению профессиональной, научно-методической компетентности участников инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в вопросах развития школы, разработка общих требований к процессам и результатам деятельности по развитию школы и критериев их оценки, изучение, обобщение и распространение опыта осуществления инновационной, опытно- экспериментальной и научно-методической деятельности в школе, организация системы научно-методической, опытно-экспериментальной и инновационной работы в школе, координация совместной деятельности отдельных участников инновационного процесса и их групп.
Истица пояснила, что, работая в должности заместителя директора в спорный период, она осуществляла организацию работы предметных кружков, факультативов, работу с одаренными детьми (выявление одаренных детей, привлечение их к научно-исследовательской работе, подбор индивидуальных и групповых занятий по предметам), проведение конкурсов "Русский медвежонок", "Кенгуру", олимпиад, организацию всероссийских проверочных работ по учебным предметам.
На основании вышеуказанных документов и объяснений истицы суд пришел к выводу, что работа истицы в должности заместителя директора по учебно-методической работе непосредственно связана с образовательным процессом, а потому суд включил периоды работы истицы с 22.01.2008г. до 05.06.2017г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, так как в указанные периоды, истица осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей; при этом при суммарном сложении нормы времени, в указанный период работы у Климовой И.В., вырабатывалась норма рабочего времени, приходящая на ставку заработной платы.
Между тем, материалами дела факт выполнения истицей нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты>, в том числе в период прохождения курсов повышения квалификации с 16.11.2009г. по 27.11.2009г., документально не подтверждается, поскольку в данном случае суммировать выполняемую нагрузку по должности заместителя директора по научно-методической работе с нагрузкой заместителя директора по учебно-воспитательной работе не представляется возможным, доказательств того, что работа истицы в должности заместителя директора по учебно-методической работе была непосредственно связана с образовательным процессом, не представлено, пояснения истицы, не подтвержденные документально, таковыми доказательствами служить не могут.
При таких обстоятельствах решение суда в части включения в специальный стаж периода работы истицы с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по учебно-методической работе МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов», курсов повышения квалификации с 16.11.2009г. по 27.11.2009г. следует отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований отказать.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода работы Климовой И. В. с 01.01.1998г. по <данные изъяты> в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> <данные изъяты>; с 20.08.2007г. по <данные изъяты> в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» <данные изъяты>, с 03.09.2007г. по 31.12.2007г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов», с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по учебно-методической работе МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов», курсов повышения квалификации с 16.11.2009г. по 27.11.2009г.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Климовой И. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о включении в специальный стаж периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности учителя начальных классов средней школы <данные изъяты> <данные изъяты>, с 20.08.2007г. по 02.09.2007г. в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» <данные изъяты>, с 03.09.2007г. по 31.12.2007г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Дмитровская средняя школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов», с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по учебно-методической работе МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов», курсов повышения квалификации с 16.11.2009г. по 27.11.2009г. – отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи