Судья Зацепилина Е.В. Дело № 33-3322
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 декабря 2018 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Киселевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никишова С.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда г.Орла от 8 октября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу
Никишова С.М., изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Никишов С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывал, что в период с <дата> по <дата> он работал на <...> № (далее - <...>
№), расположенной по адресу: <адрес>
Полагая, что работа в зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее – ЧАЭС) дает ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию, он обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за досрочным назначением пенсии.
Решением пенсионного органа от <дата> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия документального подтверждения расположения <...> № на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Не согласившись с решением пенсионного органа, просил суд признать за ним право на получение пенсии в связи с работой в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Приводит довод о том, истцом не представлено документального подтверждения расположения <...> № на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем оснований для снижения Никишову С.М. общеустановленного возраста не имелось.
Полагает, что в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, <дата> Никишов С.М. был принят помощником машиниста щебне-очистительной машины на <...> № Московской железной дороги.
<дата> Никишов С.М. переведен <...>; <дата> - уволен в связи с уходом на пенсию <...>.
<дата> Никишов С.М. вновь принят на работу <...> №, откуда <дата> - уволен по собственному желанию.
<...> № располагалась в <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца; справками начальника <...> № от <дата>, справкой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата>, свидетельством о праве собственности на землю <...> № от <дата>, Положением о <...> №.
Помимо письменных доказательств, факт работы истца в спорный период на территории зоны проживания с льготным социально-эконмическим статусом подтвержден показаниями допрошенных свидетелей ФИО6 и
ФИО7, достоверность которых ответчиком не опровергнута.
<дата> Никишов С.М., <дата> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно.
Решением пенсионного органа от <дата> Никишову С.М. отказано в назначении досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на <...> ввиду отсутствия документального подтверждения расположения <...> № на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Удовлетворяя требования Никишова С.М., суд первой инстанции пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с <...> со снижением общеустановленного пенсионного возраста на <...>, возложив на ответчика обязанность её назначить и выплачивать <дата>.
Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения ввиду следующего.Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении, Федеральный закон № 166-ФЗ). В соответствии с подп. 5 п.1 ст. 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.5 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении). К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991№ 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон). Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечания к ст. 35 Закона). Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона).При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ № 1244-1 до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, после 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, действующий до 08.10.2015. Населенный пункт <адрес> указанными Перечнями был отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.Учитывая установленность судом первой инстанции действительного осуществления истцом трудовой деятельности в <адрес> в спорный период, судебная коллегия находит правильным выводы суда первой инстанции о признании за Никишовым С.М. права на снижение общеустановленного возраста и о возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать последнему пенсию с указанной выше даты, поскольку они мотивированы, основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных надлежащими доказательствами, в связи с чем оснований для их переоценки не находит. Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованном признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение, факт постоянной работы истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, обуславливающий досрочное назначение пенсии, подтвержден истцом и не опровергнут ответчиком. Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии Никишову С.М. ранее момента вступления решения суда в законную силу не может быть принят во внимание ввиду его основанности на ошибочном толковании п. 1 ст. 23 Федерального закона № 166-ФЗ. Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда определила: решение Заводского районного суда г.Орла от 8 октября 2018 года Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Зацепилина Е.В. Дело № 33-3322
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 декабря 2018 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Киселевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никишова С.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда г.Орла от 8 октября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу
Никишова С.М., изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Никишов С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывал, что в период с <дата> по <дата> он работал на <...> № (далее - <...>
№), расположенной по адресу: <адрес>
Полагая, что работа в зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее – ЧАЭС) дает ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию, он обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за досрочным назначением пенсии.
Решением пенсионного органа от <дата> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия документального подтверждения расположения <...> № на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Не согласившись с решением пенсионного органа, просил суд признать за ним право на получение пенсии в связи с работой в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Приводит довод о том, истцом не представлено документального подтверждения расположения <...> № на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем оснований для снижения Никишову С.М. общеустановленного возраста не имелось.
Полагает, что в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, <дата> Никишов С.М. был принят помощником машиниста щебне-очистительной машины на <...> № Московской железной дороги.
<дата> Никишов С.М. переведен <...>; <дата> - уволен в связи с уходом на пенсию <...>.
<дата> Никишов С.М. вновь принят на работу <...> №, откуда <дата> - уволен по собственному желанию.
<...> № располагалась в <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца; справками начальника <...> № от <дата>, справкой администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата>, свидетельством о праве собственности на землю <...> № от <дата>, Положением о <...> №.
Помимо письменных доказательств, факт работы истца в спорный период на территории зоны проживания с льготным социально-эконмическим статусом подтвержден показаниями допрошенных свидетелей ФИО6 и
ФИО7, достоверность которых ответчиком не опровергнута.
<дата> Никишов С.М., <дата> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно.
Решением пенсионного органа от <дата> Никишову С.М. отказано в назначении досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на <...> ввиду отсутствия документального подтверждения расположения <...> № на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Удовлетворяя требования Никишова С.М., суд первой инстанции пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с <...> со снижением общеустановленного пенсионного возраста на <...>, возложив на ответчика обязанность её назначить и выплачивать <дата>.
Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения ввиду следующего.Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении, Федеральный закон № 166-ФЗ). В соответствии с подп. 5 п.1 ст. 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.5 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении). К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991№ 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон). Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечания к ст. 35 Закона). Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона).При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ № 1244-1 до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, после 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, действующий до 08.10.2015. Населенный пункт <адрес> указанными Перечнями был отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.Учитывая установленность судом первой инстанции действительного осуществления истцом трудовой деятельности в <адрес> в спорный период, судебная коллегия находит правильным выводы суда первой инстанции о признании за Никишовым С.М. права на снижение общеустановленного возраста и о возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать последнему пенсию с указанной выше даты, поскольку они мотивированы, основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных надлежащими доказательствами, в связи с чем оснований для их переоценки не находит. Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованном признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение, факт постоянной работы истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, обуславливающий досрочное назначение пенсии, подтвержден истцом и не опровергнут ответчиком. Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии Никишову С.М. ранее момента вступления решения суда в законную силу не может быть принят во внимание ввиду его основанности на ошибочном толковании п. 1 ст. 23 Федерального закона № 166-ФЗ. Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда определила: решение Заводского районного суда г.Орла от 8 октября 2018 года Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи