Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1209/2023 ~ М-414/2023 от 16.02.2023

РЕШЕНИЕ    

именем Российской Федерации

15 мая 2023 года                        г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чирковой Е.А.

при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1209/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Жировой И.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с указанным административным иском к Жировой И.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 6 222,41 руб., в том числе:

по транспортному налогу:

за 2019 г. налог в размере 2 723,00 руб., пени в размере 8,10 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2020г.;

по налогу на имущество:

за 2014 г. налог в размере 88,00 руб., пени в размере 7,75 руб. за период с 17.09.2018г. по 21.11.2018г.;

за 2019 г. налог в размере 1 612,00 руб., пени в размере 4,80 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2020г.;

за 2020 г. налог в размере 1 773,00 руб., пени в размере 5,76 руб. за период с 02.12.2021г. по 14.12.2021г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком по транспортному налогу за 2019 г. и налогу на имущество за 2014г., 2019г., 2020г. в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях. На момент подачи административного иска Жирова И.В. сумму задолженности не оплатила.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 6).

В судебное заседание административный ответчик Жирова И.В. не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-1243/2022 по заявлению МИФНС России №23 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Жировой И.В. задолженности по налогам, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст.ст. 363, 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пункт 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) устанавливает, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Положениями пункта 1 статьи 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения транспортным налогом, согласно ст. 358 НК РФ, являются указанные в данной статье транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства.

Ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размеры ставок, применяемых для транспортного налога.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения задолженности по уплате налогов) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения задолженности по уплате налогов) предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Жирова И.В. является плательщиком налога на имущество за 2014г., 2019г., 2020г. в связи с наличием в ее собственности объектов налогообложения, а именно:

жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 63:01:0624002:1307 (л.д. 35-36);

квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Также Жирова И.В. является плательщиком транспортного налога за 2019 г. в связи с наличием в ее собственности объекта налогообложения, а именно: автомобиля <данные изъяты>, г/н (л.д. 42-43).

Административным ответчиком представлены налоговые уведомления № 31315366 от 21.09.2017 за налоговый период 2014-2016 гг. (транспортный налог за 2016 г. в размере 6 536,00 руб., налог на имущество за 2014 г. в размере 88,00 руб., за 2016 г. – в размере 1 211,00 руб.), № 42929630 от 01.09.2021 за налоговый период 2020 г. (налог на имущество в размере 1 773,00 руб.), содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате.

По причине неуплаты налога на имущество с физических лиц за 2014г., 2019г., 2020г., транспортного налога за 2019 г. в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налогов и пени:

требование № 40613 от 22.11.2018 г. об уплате налога на имущество в размере 88,00 руб., пени на недоимку по налогу на имущество в размере 7,75 руб. со сроком уплаты до 17.01.2019г. (л.д. 28);

требование № 40174 от 23.12.2020 г. об уплате транспортного налога в размере 2 723,00 руб., налога на имущество в размере 1 612,00 руб., пени на недоимку по транспортному налогу в размере 8,10 руб., пени на недоимку по налогу на имущество в размере 4,80 руб. со сроком уплаты до 09.02.2021г. (л.д. 27);

требование № 71957 от 15.12.2021 г. об уплате налога на имущество в размере 1 773,00 руб., пени на недоимку по налогу на имущество в размере 5,76 руб. со сроком уплаты до 01.02.2022г. (л.д. 29).

Вместе с тем в нарушение требований ст. ст. 32 НК РФ доказательств направления в адрес административного ответчика налоговых уведомлений не представлено.

Представленный в материалы дела акт от 15.06.2022 № 2 о выделении к уничтожению объектов хранения, не подлежащих хранению (л.д. 13), не подтверждает соблюдение административным истцом досудебного порядка направления уведомлений в адрес налогоплательщика.

С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка взыскания налоговой задолженности и об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 6 222,41 руб., в том числе: по транспортному налогу: за 2019 г. налог в размере 2 723,00 руб., пени в размере 8,10 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2020г.; по налогу на имущество: за 2014 г. налог в размере 88,00 руб., пени в размере 7,75 руб. за период с 17.09.2018г. по 21.11.2018г., за 2019 г. налог в размере 1 612,00 руб., пени в размере 4,80 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2020г., за 2020 г. налог в размере 1 773,00 руб., пени в размере 5,76 руб. за период с 02.12.2021г. по 14.12.2021г., в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Жировой И.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.

Судья          Е.А. Чиркова

2а-1209/2023 ~ М-414/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Жирова И.В.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация административного искового заявления
16.02.2023Передача материалов судье
20.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.03.2023Предварительное судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее