Судья: Жарова С.К. Дело <данные изъяты>а-37608/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего <данные изъяты>
судей Соколовой Н.М., Нарыжной Е.В.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> на решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному исковому заявлению Батуева Максима О. Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> ? Воронина И.А.,
у с т а н о в и л а :
Батуев М.О. оспорил в суде решение Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> от <данные изъяты> № ПК-32 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, просила обязать административного ответчика включить его в указанный реестр.
В обоснование своего нарушенного права ссылался на то, что инвестировал денежные средства в строительство жилого дома по адресу: <данные изъяты>, район Восточный, мкр. 2 и 3, <данные изъяты>, входящего в состав жилого комплекса «Восточный». Вступил в ЖСК «Аврора» с целью получения двухкомнатной квартиры для проживания в многоквартирном жилом доме по указанному выше адресу (секция 9, этаж 13, номер на площадке 1, тип слева). Обязательства по оплате требуемых взносов выполнил своевременно и в полном объеме. Правовым основанием для подписания договоров с участниками строительства являлся договор купли-продажи будущей недвижимости от <данные изъяты> № СУ-ЖСК/3-9, заключенный между ЖСК «Аврора» и АО «СУ-155». В соответствии с условиями договора, ориентировочный срок окончания строительства жилого дома – III квартал 2015 <данные изъяты> суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в отношении АО «СУ-155» введена процедура наблюдения, <данные изъяты> должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от <данные изъяты> срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев до <данные изъяты> До настоящего времени строительство дома не завершено, обязательство по передаче жилых помещений застройщиком не выполнено. Г. управление государственного строительного надзора <данные изъяты> незаконно отказало ему во включении в реестр.
Решением Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Г. управление государственного строительного надзора <данные изъяты> просит решением суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 214-ФЗ от <данные изъяты> № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от <данные изъяты> № 214-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее ? участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у них правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только указанными в нем способами на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, жилищных сертификатов; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов (часть 2 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 214-ФЗ).
Статьей 23 Федерального закона от <данные изъяты> № 214-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее ? уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1); государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2).
Исходя из содержания части 1 статьи 1 и части 2 статьи 27 Федерального закона от <данные изъяты> № 214-ФЗ, данный Федеральный закон регулирует основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, связанные с привлечением денежных средств, в частности, граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу – начиная с <данные изъяты>
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7 статьи 23 Федерального закона от <данные изъяты> № 214-ФЗ, действующей в период возникновения спорного правоотношения).
Таким контролирующим органом в <данные изъяты> с 2018 года является Г. управление государственного строительного надзора <данные изъяты>.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение <данные изъяты>), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение <данные изъяты>).
В соответствии с пунктом 9 раздела III приложения <данные изъяты> к названному приказу решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.
Подпунктом 1 пункта 10 приложения <данные изъяты> к названному выше приказу установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр при его несоответствии одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения <данные изъяты> к данному приказу.
Решением Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано Батуеву М.О. во включении в реестр пострадавших граждан на основании несоответствия заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения <данные изъяты> к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>/пр, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 214-ФЗ (протокол заседания комиссии № ПК-32) (л.д. <данные изъяты>).
Признавая оспариваемое решение незаконным, суд исходил из того, что <данные изъяты> ЗАО «Компания МОНБЛАН», действующим от имени ЖСК «Аврора», и ООО «СК СтройВест» заключен договор об участив ЖСК <данные изъяты>-Ж-3-9. Предметом договра являлось приобретение ООО «СК СтройВест» прав на жилые помещения в виде отдельных квартир в жилом доме по указанному выше адресу. Соглашением о перемене лиц в договоре об участии в ЖСК <данные изъяты>-Ж-3-9, заключенному между ООО «СК СтройВест» и Батуевым М.О. <данные изъяты> общество передало Батуеву М.О. в полном объеме свои права и обязанности в отношении квартиры, расположенной по строительному адресу: <данные изъяты>, район Восточный, мкр. <данные изъяты> и <данные изъяты>, корпус 9, имеющей следующие проектные характеристики: двухкомнатная квартира, секция <данные изъяты>, этаж 13, номер на площадке 1, тип слева. Свои обязательства по договору по оплате паевого взноса в размере <данные изъяты> рублей административный истец исполнил в полном объеме, что подтверждается представленными доказательствами. Однако жилой дом не построен, квартира до настоящего времени не передана, денежные средства, уплаченные по договору об участии в ЖСК, не возвращены.
Судебная коллегия признает, что суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам, его выводы не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Вывод в оспариваемом решении о невозможности отнести Батуева М.О. к числу пострадавших граждан применительно к Федеральному закону от <данные изъяты> № 214-ФЗ основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Поскольку до настоящего времени нарушенное право административного истца, как пострадавшего гражданина, не восстановлено, то оснований для отказа во включении в указанный реестр, как не соответствующего критерию подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, у Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> не имелось. Суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение нельзя признать законным.
Довод апелляционной жалобы о том, что полномочия по ведению реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с вступлением в силу Федерального закона от <данные изъяты> № 151-ФЗ у Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> упразднены, не может повлечь отмену по существу правильного решения.
Батуев М.О. обратился в Г. управление государственного строительного надзора <данные изъяты> с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, приложив все необходимые документы, в период действия части 7 статьи 23 Федерального закона от <данные изъяты> № 214-ФЗ, получил незаконный отказ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Оспариваемое решение ставит Батуева М.О., как гражданина, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в неравное положение с гражданами, обладающими аналогичным статусом, включенными в такой реестр, что недопустимо.
Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а :
решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. управления государственного строительного надзора <данные изъяты> ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи