Дело № 2-544/2019 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.,
при секретаре Абрамовой А.Ю.,
с участием представителя истца АО «Интауголь» по доверенности – Сметаниной Н.К.,
представителя ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Инты» - Витковской М.Б., третьего лица Юдина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2019 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества «Интауголь» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Юдину В. А.,
установил:
Акционерное общество «Интауголь» (далее - АО «Интауголь») обратилось в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» (далее - ГУ РК «ЦЗН г. Инты») об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Юдина В. А..
В обоснование заявленных требований представитель АО «Интауголь» указал, что Юдин В.А. был уволен в связи с ликвидацией организации 22.10.2018. Ответчиком ГУ РК «ЦЗН г. Инты» 26.02.2019 было принято решение о сохранении Юдину В.А. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения с учетом нахождения на его иждивении несовершеннолетнего ребенка. Истец полагает данное решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» необоснованным, поскольку решение не мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие исключительных обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. Также отсутствуют доказательства, указывающие на действия, предпринятые бывшим работником при содействии службы занятости и/или самостоятельно в поисках новой работы.
Представитель АО «Интауголь» в суде заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Инты» в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что Юдин В.А. после его увольнения из АО «Интауголь» по п. 1 ст. 81 ТК РФ своевременно обратился в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» и был зарегистрирован в качестве ищущего работу, признан безработным. В период состояния на учете Юдину В.А. осуществлялся поиск подходящей работы, работодателями на территории г. Инты вакансии, соответствующие профессиональному образованию и опыту работы Юдина В.А. не предоставлялись. Также Юдин В.А. принимал меры к самостоятельному поиску работы, но безрезультатно. Ответчиком при принятии решения о выплате среднего заработка за 4 месяц после увольнения принято во внимание, что у Юдина В.А. на иждивении находится несовершеннолетний ребенок.
Юдин В.А., привлеченный к участию в деле в качестве 3-его лица, в судебном заседании с иском АО «Интауголь» не согласился, пояснил, что имеет несовершеннолетнего сына, брак с матерью которого заключен не был. Алименты на сына с Юдина В.А. не взысканы, но он помогает сыну добровольно, высылая денежные ему ежемесячно суммы. В настоящее время сын с матерью и ее мужем выехали из г. Инты. Также Юдин В.А. помогает материально своей матери, которая получает пенсию по возрасту. Суммы, полученные от работодателя при увольнении, Юдиным В.А. направлены на погашение банковского кредита, поскольку не известно, сможет Юдин В.А. трудоустроиться и погашать кредит в дальнейшем.
Выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены статьей 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ, разъяснено, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Материалами дела подтверждено, что Юдин В.А., работавший в АО «Интауголь» в должности <....> уволен 22.10.2018 по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
Юдин В.А. 13.11.2018, то есть в месячный срок со дня увольнения, обратился в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» и был зарегистрирован в качестве ищущего работу. Приказом ответчика Юдин В.А. признан безработным.
С даты постановки на учет Юдин В.А. регулярно обращался в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей работы, что подтверждается сведениями ГУ РК «ЦЗН г. Инты» о вакансиях (выпиской из регистра). Также Юдин В.А. занимался поиском работы самостоятельно, что подтверждается выданными ответчиком планами поиска работы.
Юдин В.А. обратился в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» с заявлением о принятии решения о сохранении за ним среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
Решением ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 26.02.2019 № 465 за Юдиным В.А. признано право на сохранение средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения с 23.01.2019 по 22.02.2019. В качестве исключительного обстоятельства ответчик указал наличие на иждивении Юдина В.А. несовершеннолетнего ребенка.
Юдин В.А. холост, имеет сына Юдина В.В., 12.08.2003 г. рождения, который проживает с матерью. Алименты на ребенка с Юдина В.А. не взысканы, материальную помощь сыну Юдин В.А. оказывает в добровольном порядке. Также из пояснений Юдина В.А. следует, что он оказывает материальную помощь матери Юдиной В.Н.
По сообщению ГУ-УПФР по г. Инте Юдин В.А. получателем страховой пенсии и иных социальных выплат не является.
Согласно информации ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты» Юдин В.А. является получателем мер социальной поддержки в виде федеральной ежегодной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».
Юдин В.А. пояснил, что в феврале 2019 года он получил ежегодную денежную выплату по Закону РФ «О донорстве крови и ее компонентов» в размере <....> руб.
Работодателем АО «Интауголь» Юдину В.А. при увольнении было начислено всего <....> руб., в том числе, оплата времени простоя, выходное пособие в размере <....> руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <....> руб. Также Юдину В.А. был выплачен работодателем средний месячный заработок за 2-й и 3-й месяцы трудоустройства в размере, соответственно, <....> руб.
В спорный период постановлением Правительства РК от 04.02.2019 № 49 установлена величина прожиточного минимума для северной зоны Республики Коми: для трудоспособного населения – 15 067 руб.; для детей – 14 856 руб. Следовательно, ежемесячный прожиточный минимум для Юдина В.А. с учетом несовершеннолетнего ребенка составит <....> руб. (15 067 + 14 856).
Фактически после увольнения ежемесячный доход семьи Юдина В.А. с учетом несовершеннолетнего сына (даже без учета выплаченных при увольнении сумм компенсации за неиспользованный отпуск и оплаты времени простоя, которые были направлены Юдиным В.А. на погашение банковского кредита), составляет <....> руб. ((<....>) : 4 месяца).
Согласно справке ГУ-УПФР по г. Инта Юдина В.Н., зарегистрированная вместе с Юдиным В.А., получает пенсию по старости, размер которой составляет <....>. Прожиточный минимум для пенсионеров северной зоны Республики Коми установлен в размере 11 485 руб. Следовательно, по закону Юдина В.Н. социально незащищенным лицом и нетрудоспособным иждивенцем Юдина В.А. признана быть не может.
При решении вопроса о наличии у Юдина В.А. исключительных обстоятельств, дающих основание для получения среднего заработка за 4 месяц трудоустройства, суд принимает во внимание, что ежемесячный доход Юдина В.А. с учетом несовершеннолетнего сына превышает прожиточный минимум, установленный для северной зоны Республики Коми. При увольнении и в течение 3-х месяцев после увольнения Юдиным В.А. были получены от АО «Интауголь» значительные суммы, намного превышающие прожиточный минимум его семьи. При достаточной степени заботливости и осмотрительности Юдин В.А. должен был и мог предвидеть негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, связанных с социальной незащищенностью и отсутствием средств к существованию, позволяющих Юдину В.А. претендовать на сохранение среднего заработка за 4 месяц со дня увольнения. Решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 26.02.2019 № 465 о сохранении среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения Юдина В.А. подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного общества «Интауголь» удовлетворить.
Отменить решение Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» от 26.02.2019 № 465 о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Юдина В. А..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.04.2019 в 16 часов 00 минут.
Судья- Н.А.Жуненко