РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 января 2022 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре судебного заседания Зиминой Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара, ООО УК «Заря» о возмещении ущерба,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 10:28 во дворе <адрес> в <адрес> произошло падение аварийного дерева на принадлежащий истцу автомобиль Лада Веста г/н №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. В результате указанного события автомобилю причинены механические повреждения, истцу – материальный ущерб. По факту повреждения имущества ФИО2 обратилась в ОП №3 У МВД России по г.Самаре. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст.167 УК РФ. С целью определения размера причиненного ущерба ФИО2 обратилась в Бюро технических экспертиз. В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (Акт экспертного исследования №) стоимость восстановительного ремонта по устранению обнаруженных повреждений автомобиля Лада Веста г/н №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, на октябрь 2021 года составила 220 300руб. Расходы по определению стоимости восстановительного ремонта составили 10 000руб. Ссылаясь на изложенное, истец просил взыскать с ответчиков солидарно ущерб 220 300руб., расходы по определению ущерба 10 000руб., госпошлину 5503руб.
В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности ФИО6 заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара ФИО7 в судебном заседании просила в удовлетворении требований к Администрации отказать, ссылаясь на отсутствие вины в причинении ущерба.
Ответчик ООО УК «Заря» о слушании дела извещен надлежаще, заявлений, ходатайств не представил, о причинах неявки представителя не уведомил.
Представитель третьих лиц – Администрации городского округа Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара – по доверенности ФИО8 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, считает, что надлежащим ответчиком по делу является управляющая организация.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и изучив материалы гражданского дела, материалы КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле, согласно статей 59, 60, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу требования ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль Лада Веста г/н №, 2017 года выпуска.
Постановлением ст.участкового уполномоченного отдела участковых уполномоченных ОП №3 У МВД России по г.Самаре ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению ФИО2 о совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.167 УК РФ, по основаниям п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием события преступления.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОП №3 У МВД России по г.Самаре поступило заявление от ФИО2 по факту повреждения автомобиля. Опрошенная ФИО2 пояснила, что у нее в собственности имеется автомобиль Лада Веста г/н №. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 10:28 ФИО2 приехала на своем автомобиле по адресу: <адрес>, автомобиль припарковала на асфальтированном участке, предназначенном для парковки автомобилей. После этого ФИО2 ушла. Примерно в 12:10 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вернулась к своему автомобилю и обнаружила, что на автомобиль упало дерево, от чего автомобиль получил повреждения.
Из постановления следует, что в ходе осмотра автомобиля были выявлены повреждения: разбито заднее стекло автомобиля; повреждена крыша в виде вмятины в левом нижнем углу; повреждение переднего (лобового) стекла, а именно разбито; повреждение заднего правового крыла в виде вмятины; повреждение стойки в верхней части в виде многочисленных вмятин со следами повреждения лакокрасочного покрытия; повреждено зеркало заднего вида с правой стороны; повреждение стойки с левой стороны спереди; повреждение правой пассажирской двери; повреждение капота в виде вмятины и царапин; повреждение крыши в виде многочисленных вмятин со следами повреждения лакокрасочного покрытия.
Согласно пункту 11 раздела II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за № 5176 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах эксплуатации определено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома. Согласно подпункту «в» пункта 1.8 статьи 1 Правил эксплуатации техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе уход за зелеными насаждениями. Перечень работ по содержанию жилых домов, являющийся приложением к Правилам эксплуатации, включает озеленение территорий и уход за зелеными насаждениями. В силу пункта 3.8.3 главы 3 Правил эксплуатации сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.
Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно Правилам оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными данным Постановлением Правительства РФ, перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом, в том числе, наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома. Таким образом, минимальный перечень таких работ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, не является исчерпывающим. Управляющая компания обязана выполнять и иные работы, которые могут потребоваться для обеспечения безопасности проживания в доме.
Таким образом, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что придомовая территория с элементами озеленения является общим имуществом многоквартирных жилых домов, и обязанность по ее содержанию возложена на собственников помещений таких домов (организацию осуществляющую управление многоквартирным домом).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 16.2. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросы местного значения внутригородского района относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.
Руководствуясь ст. 2 Устава г.о. Самара, городской округ Самара в соответствии с Законом Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в котором органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области.
Статьей 6 Устава г.о. Самара установлено, что местное самоуправление в городском округе Самара осуществляется также на территориях внутригородских районов городского округа Самара.
Согласно Главе 2 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» определены полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов, установленных ст. 16.2 131-Ф3.
Согласно пункту 4 главы 3 Правил благоустройства в целях закрепления территории городского округа Самара, в том числе территорий внутригородских районов городского округа Самара, для содержания и благоустройства между администрациями внутригородских районов городского округа Самара и физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключается соглашение о содержании прилегающей территории.
В силу пункта 10 главы 3 Правил благоустройства благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то есть в случае отсутствия соглашения о содержании прилегающих территорий, осуществляется администрациями внутригородских районов городского округа Самара в соответствии с компетенцией.
Согласно Правил благоустройства объектами благоустройства являются автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды, внутриквартальные проезды, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты, указатели наименования улиц, номеров домов, малые архитектурные формы, иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
Пунктом 20 главы 3 Правил благоустройства определены виды и периодичность работ по содержанию и ремонту объектов благоустройства, мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, а также сносу сухих, аварийных и потерявших ценность деревьев должны производиться по мере необходимости.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент), утвержденного решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681 (далее - Положение) установлено, что Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения в целях выполнения возложенных задач Департамент наделен полномочиями выступать заказчиком по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения), капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства (за исключением установки, ремонта и содержания парковочного оборудования и технических средств организации дорожного движения на парковках (парковочных местах), используемых в том числе на платной основе), проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Пунктом 8 главы 27 Правил благоустройства определено, что весь комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями, охране, защите, учету зеленых насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара осуществляется на озелененных территориях общего пользования, в границах дорог общего пользования местного значения городского округа Самара,
Для применения ответственности, предусмотренной ст.ст.15, 1064 ГК РФ, необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего причинение вреда и доказанность его размера, противоправность действий, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в частности безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц..., соблюдение прав законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать улуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичные положения содержатся в подп. «е», «ж» ст. 2 Раздела I, подп. "ж" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. (далее - Правил), согласно которым в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства.
Согласно п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно подп. "ж" п. 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ о строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, к технической эксплуатации жилищного фонда относится осуществление мер по его санитарному содержанию, которое включает в себя уход за зелеными насаждениям, что подтверждается положениями п. 3.8.3 указанных Правил, где предусмотрено, что сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией. При этом владельцы озелененных территорий обязаны во всех случаях в соответствии с существующими требованиями правил и технологическим регламентом осуществлять вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта (п. 3.91. Правил).
В соответствии с п. 8.6.13 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613, учет, содержание, клеймение, снос, обрезку, пересадку деревьев и кустарников рекомендуется производить силами и средствами специализированной организации - на улицах, по которым проходят маршруты пассажирского транспорта; жилищно-эксплуатационных организаций - на внутридомовых территориях многоэтажной жилой застройки; лесхоза или иной специализированной организации - в городских лесах.
В соответствии с Правилами благоустройства территории г.о. Самара, утвержденными постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.08 г. № 404, придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, строения, сооружения) и (или) отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, строение, сооружение) и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения. Придомовая территория жилых домов (зданий, строений, сооружений) включает в себя: территорию под жилым домом (зданием, строением, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения, сооружения).
Содержание придомовых территорий многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в объеме не менее установленного перечнем работ по содержанию жилых домов (п.55).
Организация работ по содержанию и благоустройству придомовой территории производится организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда, либо собственниками при непосредственном управлении многоквартирным домом (п.56).
Содержание придомовых территорий производят организации, осуществляющие содержание жилищного фонда, либо собственники при непосредственном управлении многоквартирным домом (п.64).
Согласно п.7 главы 27 названных Правил землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, на которых расположены земельные насаждения, при использовании земельных участков обязаны.. .выполнять валку сухих и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, замазку ран, дупел на деревьях.
Весь комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями, охране, защите, учету земельных насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов на территориях, прилегающих к многоквартирным домам, осуществляются
- собственными силами собственниками помещений в многоквартирном доме либо лицом, ими уполномоченным.
Работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют: на прилегающих территориях многоквартирных домов - собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное; на тротуарах, пешеходных дорожках, расположенных на придомовых территориях - организации, осуществляющие содержание жилищного фонда, либо собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении (п.11).
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Установлено, что <адрес> в <адрес>, возле которого произошло падение аварийного дерева на принадлежащий истцу автомобиль Лада Веста г/н №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, обслуживает ООО УК «Заря», в ведении которого находится в том числе содержание, озеленение и уборка придомовой территории. Допустимых доказательств выполнения ООО УК «Заря» своих обязанностей по надлежащему контролю за состоянием зеленых насаждений, принятию своевременных мер по уничтожению аварийных (сгнивших) зеленых насаждений, не представлено, поэтому в данном случае обязанность по возмещению ущерба лежит на управляющей компании.
Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК РФ).
В случае если со стороны собственника имущества, которому был нанесен ущерб, была допущена грубая неосторожность, которая содействовала возникновению вреда, то ответственность за причиненный ущерб лежит на самом собственнике (см. Определение Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N №).
Поскольку запрет на парковку автомобиля может подтверждаться только соответствующими дорожными знаками (Апелляционное определение Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 33-№), по убеждению суда, в материалы дела не представлены допустимые и относимые доказательства того, что стоянка в месте парковки автомобиля истца была запрещена, и, соответственно, ущерб причинен в результате грубой неосторожности истца.
Обстоятельства непреодолимой силы, не установлены, случайное повреждение автомобиля так же не установлено, оснований для признания ответчика-управляющей компании невиновным в причинении истцу материального ущерба не имеется. Иных доказательств суду не представлено.
Обстоятельства падения дерева на автомобиль истца также подтверждаются материалами проверки КУСП, не опровергнуты ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, судом достоверно установлено, что ответственность за надлежащее содержание территории, где произрастало аварийное дерево, несет ответчик-управляющая компания, следовательно, именно на него возлагается обязанность по возмещению причиненного истцу ущерба.
С целью определения размера причиненного ущерба ФИО2 обратилась в Бюро технических экспертиз.
В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (Акт экспертного исследования №) стоимость восстановительного ремонта по устранению обнаруженных повреждений автомобиля Лада Веста г/н №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, на октябрь 2021 года составила 220 300руб.
Расходы по определению стоимости восстановительного ремонта составили 10 000руб.
Заключение эксперта в силу положений ст. 86 ГПК РФ является одним из доказательств по делу, составляется с использованием специальных познаний и научных методов исследования, однако суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в ст. 67 ГПК РФ закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях ч. 3 ст. 86 ГПК РФ отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.
Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Анализируя имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, сравнивая соответствие заключения эксперта БТЭ «Эксперт» поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что указанный отчет в полной мере является допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим размер причиненного истцу ущерба. Оснований сомневаться в данном заключении у суда не имеется, поскольку оценка проведена на основании ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», заключение дано надлежащим специалистом экспертного учреждения, имеющим необходимую аккредитацию и квалификацию, является научно-обоснованным, аргументированным, каких-либо неясностей и противоречий не содержит.
Факт причинения убытков действиями/бездействием ответчика-управляющей компании, который своевременно не произвел обрезку либо вырубку аварийного дерева, наличие причинной связи между действиями (бездействиями) ответчика и наступившим вредом, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства ответчик не оспаривал размер материального ущерба (стоимость восстановительного ремонта автомобиля), ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью определения ущерба не заявлялось.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями гражданского законодательства, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, в том числе объяснения лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с управляющей компании стоимости восстановительного ремонта автомобиля Лада Веста г/н №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в размере 220 300руб.
На основании ст.98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оценке ущерба в сумме 10 000руб., госпошлина в сумме 5503руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара, ООО УК «Заря» о возмещении ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с ООО УК «Заря» в пользу ФИО2 ущерб в сумме 220 300руб., расходы по оценке ущерба в сумме 10 000руб., госпошлину в сумме 5503руб., а всего взыскать 235 803руб.
В остальной части иска к Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: