К делу № 2-3881/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Скнарь А.В.,
с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека Гук В.К., представителя Министерства здравоохранения Республики Адыгея Жане А.А., ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» Хачегогу Л.С.,
рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека к Министерству здравоохранения РА, ГБУЗ РА Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека обратилось в Майкопский городской суд с иском Министерству здравоохранения РА, ГБУЗ РА Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. В обоснование пояснило, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> проведена плановая выездная проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации» (постановлением кабинета Министров Республики Адыгея № от 11.12.2013г. переименовано в ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации»), расположенного по адресу : <адрес>.
В ходе проверки были установлены нарушения требований в области санитарно- эпидемиологического благополучия, ст.11, 24, 25, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». По результатам плановой проверки (акт проверки №от ДД.ММ.ГГГГ) должностные лица - ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации» привлечены к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.
По итогам плановый выездной проверки ГБУЗ РА «АРЦВМР» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
С целью проверки исполнения вышеуказанного предписания, была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлен факт невыполнения пунктов №, часть №, №№, 4, 5 ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ – «нарушена целостность внутренней отделки всех помещений бальнеологического отделения и отделения теплолечения (отслоение покраски, побелки на стенах, потолках, нарушение напольного покрытия); в отделении теплолечения не выделена комната для подогрева парафина и не оборудована принудительная система вентиляции, не обеспечено функционирование вытяжного шкафа над рабочим местом для подогрева парафина».
По результатам внеплановых проверок (акты проверок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 12.10.2017г.) в отношении должностного лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» за невыполнение выданных предписаний материалы переданы по подведомственности мировому судье <адрес> для привлечения к административной ответственности по ст.19.5.ч.1.
На основании изложенного просят признать незаконным (противоправным) бездействие Министерства здравоохранения Республики Адыгея, выразившееся в невыполнении требований предписания, а именно: обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея незамедлительно устранить имеющиеся нарушения, а именно: в бальнеологическом отделении и отделении теплолечения ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» провести ремонт; в отделении теплолечения выделить комнату для подогрева парафина, оборудовать принудительную систему вентиляции, обеспечить функционирование вытяжного шкафа над рабочим местом для подогрева парафина.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека Гук В.К., уточнил требования в части срока исполнения решения, поддержал исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Адыгея Жане А.А., возражал против удовлетворения иска и просил отказать, пояснил, что меры принимались и принимаются в настоящее время в бюджет республики заложены денежные средства, для устранения недостатков.
Представитель ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» Хачегогу Л.С. пояснила, что в части признает требования, однако, принимала меры для устранения недостатков.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает, требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ, орган государственной власти вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту их интересов.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентируются санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий и сооружений, при эксплуатации которых должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: - «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
Как установлено судом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> проведена плановая выездная проверка в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации» (постановлением кабинета Министров Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации»), расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки были установлены нарушения требований в области санитарно- эпидемиологического благополучия, ст.11, 24, 25, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно: - к внутренней отделке помещений (нарушение целостности отделки, покраски, кафеля, побелки стен и потолков, напольного покрытия) кабинетов теплолечения, клинической лаборатории, функциональной диагностики, лечебного корпуса бальнеологического отделения, что является нарушением ст.24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.4.2., 11.14 Р.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - не соответствие гигиеническим нормативам по набору - в отделении теплолечения отсутствует специально выделенная комната для подогрева парафина (кухня), площадью не менее 8 м2), что является нарушением ст.24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.6. Р.1 (приложение № п. 41) СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; - отсутствует принудительная система вентиляции в отделении теплолечения; не функционирует вытяжной шкаф над рабочим местом для подогрева парафина, что является нарушением требований ст.25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.6.1 Р.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; - транспортировка минеральных вод от источника до отделений (кабинетов) для отпуска внутренних не питьевых бальнеотерапевтических процедур производится по трубопроводам укладка, которых произведена в подземной галерее открытым способом, данная галерея не изолирована от попадания в нее поверхностных атмосферных и почвенных вод, что не соответствует требованиям раздела 2 «Требования к транспортировке минеральной воды от источника» до отделений (кабинетов), отпускающих внутренние не питьевые бальнеотерапевтические процедуры», п.13 (д) Санитарных правил устройства и эксплуатации отделений (кабинетов) для отпуска внутренних не питьевых бальнеотерапевтических процедур» № от 20.03.1975г.; - в 2013 году у 10 из 39 подлежавших обследованию на стафилококк, выявлен патогенный стафилококк в нарушение п.10.1 СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», не организовано проведение осмотра врачами ЛОР, стоматологом с установлением диагноза или носительства, санации.
Не проведено внеочередное заседание комиссии по профилактике ВБИ по случаю выявления патогенного стафилококка у 10 сотрудников центра. Не проведено расследование и противоэпидемические мероприятия с целью установления источника инфекции, путей и факторов передачи инфекции; не разработан план мероприятий с принятием управленческих решений, что является нарушением п.10.1 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; пп. 1.2, 1.4 р.З СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, п.п.2.2, 2.3 Инструкции по бактериологическому обследованию на выявление носителей патогенного стафилококка и проведению санации (приложение № к приказу М3 СССР от 31.07.1978г.); -выявлены нарушения в организации и проведении стерилизации инструментов в физиотерапевтическом отделении: в кабинете № не ведется учет проведения стерилизации химическим способом (в 2,5% растворе амиксидина) масок латексных, тубусов пластмассовых, применяемых при ингаляции, что подтверждается документально и что является нарушением п. 2.34 Р.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; - за период с 09.01.2013г. по 06.04.2013г. не был обеспечен контроль за сроками использования мягкого материала в клинической лаборатории: не отмечается дата и время вскрытия двух биксов с ватными шариками, что является нарушением п.2.28 Р.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; - в клинической лаборатории после стерилизации капилляров в сухожаровом шкафу на крафт-бумаге не указывается дата и время стерилизации в нарушение п. 2.25 Р.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- 10; - при оценке производственного контроля качества минеральной воды установлено, что в представленной программе не в полном объеме указаны точки отбора проб минеральной воды, не определен перечень химических и биологических факторов (проведения лабораторных исследований), что не соответствует требованиям раздела III «Требования к программе (плану) производственного контроля п.3.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий».
Санитарно-бактериологический контроль качества минеральной воды осуществляется по договору от 22.01.12г. № с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>»; - не организован контроль общего состояния бальнеологических устройств и их воздействия на физико-химические свойства минеральной воды (при необходимости не реже одного раза в год), то есть проведение лабораторных исследований воды из основных точек технологической линии на химические показатели; не соблюдается периодичность отбора проб минеральной оды по бактериологическим показателям (при необходимости не реже одного раза в месяц) - фактически в 2012 году - ежеквартально), что не соответствует требованиям раздела 5 «Санитарно-бактериологический контроль минеральной воды» п.43, п.47 «Санитарных правил устройства и эксплуатации отделений (кабинетов) для отпуска внутренних не питьевых бальнеотерапевтических процедур»; - при оценке проведения мероприятий по очистке и дезинфекции резервуаров установлено, что в журнале регистрации отсутствует информация о расчетах потребности дезинфицирующих средств, его концентрации, времени контакта активного хлора с водой, результатов определения остаточного хлора в воде после дезинфекции, что не соответствует требованиям раздела 2 «Требования к транспортировке минеральной воды от источника до отделений (кабинетов), отпускающих внутренние не питьевые бальнеотерапевтические процедуры», п.15 (в) Санитарных правил устройства и эксплуатации отделений (кабинетов) для отпуска внутренних не питьевых бальнеотерапевтических процедур».
По результатам плановой проверки (акт проверки №от 26.04.2013г.) должностные лица - главный врач, заместитель главного врача, главная медсестра ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации» привлечены к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.
ГБУЗ РА «АРЦВМР» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
С целью проверки исполнения вышеуказанного предписания, была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлен факт невыполнения пунктов №, часть №, №№, 4, 5 ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам внеплановых проверок (акты проверок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении должностного лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» за невыполнение выданных предписаний материалы переданы по подведомственности мировому судье <адрес> для привлечения к административной ответственности по ст.19.5.ч.1. четыре раза.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество.
В тоже время судом установлено, что главный врач ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» обращался в Министерство здравоохранения Республики Адыгея о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ бальнеологического отделения и отделения теплолечения.
Согласно информационных писем Министерства здравоохранения Республики Адыгея № от 24.11.2017г., № от ДД.ММ.ГГГГ в бальнеологическом отделении и отделении теплолечения ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации», ремонт не был проведен.
Как установлено в судебном заседании для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Адыгея, выявленных в ходе проверок, проведенных в том числе Управлением Роспотребнадзора по <адрес>, в 2019 году дополнительно необходимо 1,5 млн. рублей на капитальный ремонт ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» (бальнеологическое отделение и отделение теплолечения).
При этом судом установлено, что в рамках полномочий Министерство осуществляет финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений посредством предоставления последним субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
В компетенцию Министерства здравоохранения Республики Адыгея не входит совершение конкретных действий, указанных в предписании должностного лица Управлением Роспотребнадзора по <адрес>.
Более того как видно из материалов дела, предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, со сроками его исполнения, было вынесено в отношении ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации». ответственность за выполнение данного предписания была возложена также на ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации».
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что предписания направлялись в Министерство здравоохранения Респубблики Адыгея в том числе для его исполнения в части финансирования мероприятий по исполнению предписаний.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Республики Адыгея Жане А.А., пояснил, что при формировании проекта республиканского бюджета Республики Адыгея на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в адрес Министерства финансов Республики Адыгея направлено обращение с просьбой о выделении - дополнительных бюджетных ассигнований на ремонт учреждений (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №), в том числе и на ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации». При формировании республиканского бюджета были заложены средства на приобретение в 2019 году помещения для ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации».
При этом непосредственно требований к ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» не заявлено.
При таком положении доводы истца о незаконном бездействии ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» и Министерства здравоохранения Республики Адыгея, выразившегося в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, соответственно иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человек к Министерству здравоохранения РА, ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» о признании незаконным бездействия и обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея в срок до декабря 2019 года устранить нарушения, а именно в бальнеологическом отделении и в отделении теплолечения ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации» провести ремонт; в отделении теплолечения выделить комнату для подогрева парафина, оборудовать принудительную систему вентиляции, обеспечить функционирование вытяжного шкафа над рабочим местом для подогрева парафина, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Н.Середа.