Строка статотчета 068, г/п 00 =00
Судья: Белоусов А.Л. Дело № 33-3913/2020 25 июня 2020 года
Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гулевой Г.В.
судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.
при секретаре судебного заседания Степанишиной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-173/2020 по иску Смирнова Александра Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить время действительной срочной военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, начислить и выплатить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и взыскании денежной компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) Новиковой В.Л. на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 27 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
Смирнов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление) о возложении обязанности включить время действительной срочной военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом включения военной службы по призыву стаж работы в районах Крайнего Севера, взыскании денежной компенсации морального вреда, сославшись на неправомерный отказ Управления в перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с прохождением в районах Крайнего Севера действительной срочной военной службы с 15 ноября 1977 года по 12 ноября 1979 года, после окончания которой (службы) он в течение трех месяцев трудоустроился в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В связи с высказанными в отношении него <данные изъяты> ему причинены нравственные страдания и переживания.
В судебном заседании Смирнов А.А. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель Управления Новикова В.Л. иск не признала, заявила о пропуске Смирновым А.А. без уважительных причин срока исковой давности, поскольку истец узнал о нарушении своих пенсионных прав еще в 2014 году.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 27 февраля 2020 года постановлено: Исковые требования Смирнова Александра Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о защите пенсионных прав и взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность включить период службы в армии Смирнова Александра Александровича по призыву с 16.11.1977 по 12.11.1979 в стаж работы в районе Крайнего Севера.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) обязанность произвести Смирнову Александру Александровича начисление и выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 28.01.2014 по 31.12.2014 в связи с работой в районе Крайнего Севера в соответствии с п. 7 ст. 14 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начисление и выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2015, в связи с работой в районе Крайнего Севера в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В удовлетворении остальной части иска Смирнова Александра Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периода службы в армии по призыву с 16.11.1976 по 15.11.1977 в стаж работы в районе Крайнего Севера и взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб., отказать.
Возвратить Смирнову Александру Александровичу излишне уплаченную по чек-ордеру от 09.12.2019 государственную пошлину в размере 300 рублей.
С данным решением не согласился представитель Управления Новикова В.Л., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований ввиду нарушения норм материального права и принять по делу новое – об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, так как, несмотря на то, что после демобилизации Смирнов А.А. устроился на работу в Архангельское АТП № 2, город Архангельск на тот момент и в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» не относился к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Соответственно, время военной службы истца по данному основанию не подлежит учету в «северный» стаж.
Также нельзя согласиться и с тем, что суд удовлетворил требования истца о начислении и выплате фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 28 января по 31 декабря 2014 года в связи с работой в районах Крайнего Севера в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начисление и выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 января 2015 года, в связи с работой в районах Крайнего Севера в соответствии с части 4 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Так, архивную справку № 4/230560, выданную 1 августа 2019 года ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», истец представил в Управление лишь 6 ноября 2019 года при обращении с заявлением о перерасчете размера пенсии.
При том, что при обращении с заявлением о назначении пенсии 10 января 2014 года истец предоставил в Управление военный билет, на основании которого Управление включило в страховой стаж истца период военной службы, согласно действующему пенсионному законодательству. Вопреки суждению городского суда о том, что «у ответчика отсутствовали законные основания для исключения периода действительной срочной военной службы истца из стажа работы в районе Крайнего Севера, который с достоверностью мог быть установлен ответчиком, на основании представленных истцом документов для назначения пенсии, а также посредством запроса дополнительных сведений в Военном комиссариате Приморского и Соловецкого районов, города Новодвинска Архангельской области, которому сведения о месте службы истца без ограничения представлены архивным учреждением, либо посредством разъяснения истцу о праве на предоставление таких сведений самостоятельно» Управление не имело оснований (обязанности) для направления соответствующего запроса в комиссариат или дачи разъяснений истцу, в связи с тем, что согласно действующему законодательству период службы в армии, как на тот период времени, так и сейчас пенсионным фондом не включается в «северный» стаж. Данной позиции придерживался в 2014 году (год обращения истца с заявлением о назначении пенсии) и Верховный Суд Российской Федерации, не включая службу в армии в «северный» стаж (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 года по делу № 34-В05-1, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2007 года по делу № 38-В06-6).
Суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о применении к спорным правоотношениям последствий пропуска срока исковой давности, поскольку истец узнал о нарушении своих прав в 2014 году, а с настоящим иском обратился в январе 2020 года, тем самым пропустив срок на обращение в суд с заявленными требованиями.
Изучив материалы дела, выслушав Смирнова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, с 13 ноября 1977 года по 11 ноября 1979 года Смирнов А.А. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, что подтверждается записями в военном билете Смирнова А.А., который (билет) он также предоставлял в пенсионный орган для назначения пенсионного обеспечения по старости.
После демобилизации 5 декабря 1979 года, то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы по призыву, он принят на работу в Архангельское автотранспортное предприятие № 2 Архангельского областного автотранспортного управления города Архангельска.
С 28 января 2014 года Смирнову А.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с 1 января 2015 года – пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При обращении за назначением трудовой пенсии по старости Смирнов А.А., как указано выше, представил и военный билет.
6 ноября 2019 года Смирнов А.А. обратился в Управление с заявлением о повышении фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом включения периода военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера. Прохождение Смирновым А.А. военной службы по призыву в районах Крайнего Севера подтверждается представленной им архивной справкой № 4/230560, выданной 1 августа 2019 года ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», из которой следует, что он проходил военную службу в войсковой части № с 16 ноября 1977 года по 12 ноября 1979 года, войсковая часть дислоцировалась в <адрес>.
Решением Управления от 11 ноября 2019 года Смирнову А.А. отказано в удовлетворении заявления, так как не усматривается факт работы в районах Крайнего Севера, поскольку период прохождения военной и иной приравненной к ней службе включается только в страховой стаж и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии в пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования о защите пенсионных прав, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, с 1 января 2015 года –Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», пришел к верному выводу о наличии оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе истцу в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с необоснованным исключением периода срочной военной службы истца в районе Крайнего Севера из стажа работы в районе Крайнего Севера.
Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена фиксированная выплата к страховой пенсии, целевой характер которой по своему назначению аналогичен устанавливаемому до 1 января 2015 года фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии.
Этим же Федеральным законом предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (часть 4 статьи 17) и лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (часть 5 статьи 17).
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (часть 6 статьи 17).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Смирнов А.А. проходил военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, и не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы для зачета периода срочной военной службы в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, поступил на работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что период его службы с 16 ноября 1977 года по 12 ноября 1979 года подлежит включению в стаж работы в районе Крайнего Севера.
Не порочит выводов суда утверждение подателя апелляционной жалобы о неправомерности удовлетворенных судом требований о начислении и выплате фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с 28 января по 31 декабря 2014 года в связи с работой в районах Крайнего Севера, начисления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 января 2015 года, в связи с работой в районах Крайнего Севера, то есть за прошлое время, поскольку архивную справку о военной службе по призыву в районе Крайнего Севера истец предоставил в Управление лишь 6 ноября 2019 года при обращении с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Действительно, пенсионным законодательством не возложена на пенсионные органы обязанность запрашивать документы о стаже в связи с обращением лица или пенсионера с заявлением назначении и перерасчете пенсии, обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, лежит на заявителе.
Вместе с тем, удовлетворяя требования в данной части, суд по сути правомерно исходил из того, что Управление, основываясь на занятой позиции, в любом случае, оценивая представленные истцом сведения о прохождении им военной службы по призыву в районе Крайнего Севера, приняло решение об отказе включения периода военной службы по призыву в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Нельзя согласиться и с заявлением пенсионного органа о том, район, в котором после демобилизации работал Смирнов А.А., до 1 января 1992 года не относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Так, в пункте 2 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичная норма воспроизведена в части 2 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях») законодатель предусмотрел применение при решении вопроса о назначении страховой пенсии по старости применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно перечня таких районов и местностей, применявшегося при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
На указанную дату (31 декабря 2001 года) город Архангельск в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 года № 25 «Об отнесении городов и районов Архангельской области к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера» был отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Довод пенсионного органа о необходимости применения срока исковой давности, предусмотренного ст.196 Гражданского кодекса РФ, к спорным пенсионным правоотношениям, несостоятелен ввиду неправильного толкования норм материального права.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
Ранее сложившаяся судебная практика по гражданским делам с участием иных лиц и других обстоятельств преюдициального значения для настоящего конкретного дела не имеет.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда никем не обжалуется и в силу присущего гражданскому процессуальному законодательству принципу диспозитивности судебной коллегией не проверяется.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию пенсионного органа, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные. Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции по существу спора мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новодвинске Архангельской области (межрайонное) Новиковой В.Л. – без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В.Гулева
Судьи: Е.М.Бланару
Д.А.Маслов