Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 07 августа 2014 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,
при секретаре Ганзиковой Л.В.,
с участием прокурора Гришанова Д.Л.,
представителя ответчика ООО «Комфорт» генерального директора Лепендина О.Г.,
представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности Камынина М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску
Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Комфорт» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать ООО «Комфорт» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать проект зоны санитарной охраны шести подземных источников водоснабжения, расположенных по адресам: артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес> и направить данный проект на утверждение в уполномоченный орган исполнительный власти.
В судебном заседании прокурор Гришанов Д.Л. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ООО «Комфорт» генерального директора Лепендин О.Г. иск не признал и пояснил, что разработку проекта охранной санитарной зоны водозаборных скважин считает экономически нецелесообразно, поскольку на это потребуется около <данные изъяты>. Данные денежные средства в бюджет не заложены.На указанные скважины имеется техническая документация, поэтому считает, что ее вполне достаточно.
Представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности Камынин М.В. исковые требования поддержал и пояснил, что разработка проекта охранной зоны водозаборной скважины является обязательным требованием, предусмотренным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Организация охранных зон направлена на защиту вононосного слоя от внешних загрязнений, и в конечном счете обеспечивает эпидемиологическую безопасность населения, использующего данную воду.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В силу со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 г. № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако, в нарушение требований законодательства ответчиком ООО «Комфорт» проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения разработан не был, санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Комфорт», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства.
ООО «Комфорт» является юридическим лицом: свидетельство о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ серия №, свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ г., серия №, ОГРН <данные изъяты>.
ООО «Комфорт» осуществляет эксплуатацию шести артезианских скважин в соответствии с лицензией на геологическое изучение пресных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения населения, организаций и предприятий <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении владения, пользования и оказания услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям с. Малая Верейка и <адрес> муниципальное образование Землянского сельского поселения передало ООО «Комфорт» право владения и пользования артезианскими скважинами, расположенными по следующим адресам: артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>;
Как следует из представленных материалов, из указанных скважин ООО «Комфорт» в ДД.ММ.ГГГГ добыто <данные изъяты>, в 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ добыто <данные изъяты>.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны, ООО «Комфорт» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым, предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенного права может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
Вместе с тем, суд не может принять во внимание доводы стороны ответчика о целесообразности разработки проекта охранной зоны водозаборной скважины, поскольку находит их несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Однако, учитывая необходимость значительных денежных затрат со стороны ответчика на разработку указанных проектов, суд считает необходимым увеличить срок исполнения решения суда до одного года.
Таким образом, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Комфорт» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарной охранной зоны шести подземных источников водоснабжения, расположенных по адресам:
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>, и направить данный проект на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 07 августа 2014 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,
при секретаре Ганзиковой Л.В.,
с участием прокурора Гришанова Д.Л.,
представителя ответчика ООО «Комфорт» генерального директора Лепендина О.Г.,
представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности Камынина М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску
Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Комфорт» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать ООО «Комфорт» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать проект зоны санитарной охраны шести подземных источников водоснабжения, расположенных по адресам: артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес> и направить данный проект на утверждение в уполномоченный орган исполнительный власти.
В судебном заседании прокурор Гришанов Д.Л. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ООО «Комфорт» генерального директора Лепендин О.Г. иск не признал и пояснил, что разработку проекта охранной санитарной зоны водозаборных скважин считает экономически нецелесообразно, поскольку на это потребуется около <данные изъяты>. Данные денежные средства в бюджет не заложены.На указанные скважины имеется техническая документация, поэтому считает, что ее вполне достаточно.
Представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности Камынин М.В. исковые требования поддержал и пояснил, что разработка проекта охранной зоны водозаборной скважины является обязательным требованием, предусмотренным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Организация охранных зон направлена на защиту вононосного слоя от внешних загрязнений, и в конечном счете обеспечивает эпидемиологическую безопасность населения, использующего данную воду.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В силу со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 г. № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако, в нарушение требований законодательства ответчиком ООО «Комфорт» проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения разработан не был, санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Комфорт», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства.
ООО «Комфорт» является юридическим лицом: свидетельство о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ серия №, свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ г., серия №, ОГРН <данные изъяты>.
ООО «Комфорт» осуществляет эксплуатацию шести артезианских скважин в соответствии с лицензией на геологическое изучение пресных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения населения, организаций и предприятий <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении владения, пользования и оказания услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям с. Малая Верейка и <адрес> муниципальное образование Землянского сельского поселения передало ООО «Комфорт» право владения и пользования артезианскими скважинами, расположенными по следующим адресам: артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>; артезианская скважина №, <адрес>;
Как следует из представленных материалов, из указанных скважин ООО «Комфорт» в ДД.ММ.ГГГГ добыто <данные изъяты>, в 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ добыто <данные изъяты>.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны, ООО «Комфорт» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым, предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенного права может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
Вместе с тем, суд не может принять во внимание доводы стороны ответчика о целесообразности разработки проекта охранной зоны водозаборной скважины, поскольку находит их несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Однако, учитывая необходимость значительных денежных затрат со стороны ответчика на разработку указанных проектов, суд считает необходимым увеличить срок исполнения решения суда до одного года.
Таким образом, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Комфорт» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарной охранной зоны шести подземных источников водоснабжения, расположенных по адресам:
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>;
артезианская скважина № <адрес>, и направить данный проект на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ