Дело № 2-81-2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Губаха 11.02.2015 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,
при секретаре Н.Б.Никулиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина А.П. и Наумовой М.Н. к Товариществу собственников жилья «Рассвет» и администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о признании незаконным бездействия в надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и об обязании ликвидировать несанкционированное место сбора бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьмин А.П. и Наумова М.Н. обратились в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха», Товариществу собственников жилья «Рассвет» (ТСЖ «Рассвет»), заявив требования о признании незаконным бездействия ответчиков в надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории <адрес> и об обязании ответчиков ликвидировать несанкционированное место сбора бытовых отходов на территории этого дома, указав, что они, являются собственниками квартир № и № в <адрес>, управление которым осуществляет ТСЖ «Рассвет», на котором лежит обязанность по уборке придомовой территории. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> прошел процедуру межевания, поставлен на кадастровый учет и находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного <адрес>. Между тем, на территории данного земельного участка находится место для сбора бытовых отходов (площадка для сбора ТБО), где расположены пять металлических контейнеров для мусора, хотя собственники многоквартирного дома не принимали решения о размещении на этом месте площадки для сбора ТБО; Кроме того, в нарушение санитарных норм и правил площадка для сбора ТБО расположена менее чем в 20 метрах от жилого <адрес> и менее чем в 20 метрах от детского сада № (<адрес>А). Несанкционированное размещение твердых бытовых отходов около жилого дома и детского учреждения оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, обязанных принимать меры по их выявлению и их ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В силу ст.138 ЖК РФ в обязанности ТСЖ «Рассвет» входит уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, включающая в себя, в том числе, регулярную уборку от грязи, мусора, бытовых отходов. Вместе с тем, наличие организации; управляющей многоквартирным жилым домом, не освобождает администрацию городского округа от возложенных на неё в силу закона (п.11 и 24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды») обязанностей по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов на территории городского поселения. Однако ответчики не исполняют возложенные на них обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов с придомовой территории жилого дома, в связи с чем их необходимо обязать их ликвидировать несанкционированное место сбора бытовых отходов на территории <адрес>.
Истцы Наумова М.Н. и Кузмин А.П. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали.
Представитель истцов Наумов Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным в иске обстоятельствам и дополнил, что контейнерная площадка состоит из бетонного основания, металлического ограждения, на ней уставлены металлические контейнеры. На ней постоянно находятся бытовые отходы, старая мебель, сантехника, которые приносят сюда как жители <адрес>, так и жители соседних домов, где место для сбора ТБО отсутствует. Собаки постоянно растаскивают мусор, бытовые отходы по двору, бегают крысы. После формирования земельного участка и утверждения кадастрового паспорта, администрация городского округа передала земельный участок вместе со свалкой, хотя никаких документов о законном установлении контейнерной площадки на этом земельном участке нет, а собственники решения о размещении на земельном участке мусорной площадки не принимали. Администрация городского округа «город Губаха» обещала в весенне-летний период 2014 года ликвидировать контейнерную площадку, однако это обещание не исполнила. Несанкционированное размещение бытовых отходов около жилого дома в нарушение вышеуказанных норм, санитарных правил и правил содержания общего имущества, жилищного кодекса, нарушают права собственников, Возможности снести контейнерную площадку самостоятельно у ТСЖ «Рассвет» пока нет, так как для этого необходимо соответствующее решение общего собрания собственников дома
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Бельтюков Д.Г. исковые требования не признал, пояснив, что спорная контейнерная площадка в реестре муниципальной собственности не числится, поэтому с переходом земельного участка в собственность жильцов дома она стала их общей собственностью, поэтому решение о ее ликвидации вправе принять только общее собрание собственников. В связи с этим администрация города не имеет никакого отношения к спорной контейнерной площадке, которая обслуживается избранной собственниками управляющей организацией ТСЖ «Рассвет».
Представитель ТСЖ «Рассвет» Черепанова Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что спорная контейнерная площадка обслуживается ТСЖ «Рассвет» с момента его образования, сбор ТБО осуществляется на этой площадке и вывозится регулярно ООО «УралСтрой Ресурс» в соответствии с заключенным между ТСЖ «Рассвет» и этой организацией договором. Несмотря на это постоянно происходит захламление контейнерной площадки, так как свой бытовой мусор приносят сюда не только жильцы <адрес>, но и жители соседних домов, где отсутствует место для сбора ТБО. В связи с этим ТСЖ обращалось в администрацию города с просьбой решить вопрос о переносе места сбора ТБО в другое место, поскольку на отмежёванном их дому земельном участке расположить контейнерную площадку под ТБО в соответствии с санитарными правилами нет возможности. Администрация в своём письме № СЭД 01-12-2-380 от 6.02.2014 года обязалась ликвидировать контейнерную площадку в весенне-летний период 2014 года, однако это обещание не исполнила. Ликвидировать контейнерную площадку должна администрация городского округа, которая ее возвела.
Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п.4 ч.1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч.3)
В статье 44 Жилищного кодекса РФ указано, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (ч.1), к компетенции которого относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (п.1 и 2 ч.2).
Согласно статье 138 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещении в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (п.п. «е», «ж» п.2). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (п.п.«г, д», п.11).
В пунктах 11 и 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В ходе судебного разбирательства установлено, что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) во дворе <адрес> установлена в 2007 году на основании постановления главы администрации Губахинского муниципального района от 08.11.2007 года №1073 и экспертного заключения о соответствии места расположения контейнерной площадки санитарным правилам. С 2007 года и по настоящее время жильцы указанного дома, а также жильцы соседних домов складируют свои бытовые отходы на этой контейнерной площадке, которая муниципальным имуществом не является. С ноября 2010 года управление данным домом осуществляет ТСЖ «Рассвет», которое содержит и обслуживает эту контейнерную площадку. Земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 11.04.2012 года.
Это подтверждается, кроме объяснений сторон, показаниями свидетеля и письменными доказательствами.
Из показаний свидетеля Ш. следует, что контейнерная площадка для сбора ТБО во дворе <адрес> установлена в 2007 году на основании постановления главы администрации Губахинского муниципального района и экспертного заключения о соответствии места расположения контейнерной площадки санитарным правилам. При образовании ТСЖ «Рассвет» в 2010 году возражений от собственников и ТСЖ по поводу этой контейнерной площадки не поступало, жильцы дома до настоящего времени складируют бытовые отходы на этой контейнерной площадке, которую обслуживает ТСЖ «Рассвет». Когда в 2012 году проводилось формирование земельного участка для <адрес>, то в соответствии с земельным кодексом эта контейнерная площадка вместе с объектами озеленения, газонами и другими объектами благоустройства вошла в состав общего имущества. Земельный участок под контейнерной площадкой принадлежит собственникам МКД по <адрес>. В соответствии с постановлением №170 Госстроя управляющие организации, в том числе и ТСЖ, обязаны организовать на территории жилого дома контейнерную площадку для сбора бытовых отходов. Контейнерной площадки у <адрес> по проспекту Октябрьский нет. Имеются контейнеры для сбора мусора на углу <адрес> и <адрес>.
Из свидетельства о государственной регистрации права серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии следует, что Кузьмин А.П. является собственником квартиры по адресу: <адрес> - 51.
Из свидетельства о государственной регистрации права серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии следует, что Наумова М.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес> - 68 (1/2 доля в праве).
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного 20.06.2012 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю» следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 3586 (+/-21) кв.м расположен по адресу: <адрес>, разрешенное использование - под пятиэтажный многоквартирный жилой дом, находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости 11.04.2012 года.
Из постановления главы администрации Губахинского муниципального района Пермского края от 08.11.2007 года №1073 «О предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков администрации Губахинского городского поселения», договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 08.11.2007 года №33, экспертного заключения от 27.09.2007 года и акта от 21.08.2007 года следует, что земельный участок у <адрес> выделен для оборудования площадки для установки мусорных контейнеров в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Из выписки из ЮГРЮЛ, устава ТСЖ «Рассвет» и протокола №2 общего собрания собственников помещений <адрес> от 11.11.2010 года следует, что указанный дом с ноября 2010 года находится в управлении ТСЖ «Рассвет».
Из заключенного между ТСЖ «Рассвет» и ООО «УралСтрой Ресурс» договора на выполнение работ по вывозу ТБО от 07.12.2012 года и приложений к нему следует, что сбор ТБО, образовавшихся в результате жизнедеятельности жильцов <адрес>, осуществляется на специально отведенном месте в стандартных контейнерах и мусорокамерах отдельно от строительного и крупногабаритного мусора и вывозится транспортом ООО «УралСтрой Ресурс» в соответствии с установленным графиком.
В своем заявлении № 159 от 23.07.2013 года в адрес главы администрации городского округа «Город Губаха» председатель ТСЖ «Рассвет» Черепанова Г.В. просила принять меры к УК «Наш дом» в связи с захламлением контейнерной площадки, расположенной на территории дома <адрес>
Из письма администрации городского округа «Город Губаха» от 06.02.2014 года №СЭД-01-12-2-380 следует, что администрация в весенне-летний период 2014 года обязалась ликвидировать контейнерную площадку по адресу: <адрес>
Из выписки из протокола № 1-2014 от 16.02.2014 года общего собрания членов товарищества, собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> следует, что собственники решили предложить администрации городского округа определить место нахождения сбора ТБО с переносом 4-х контейнеров с территории ТСЖ на территорию между домами № и № по <адрес>.
В своем заявлении от 17.12.2014 года Кузьмин А.П. и Наумова М.Н. просили ТСЖ «Рассвет» ликвидировать площадку для сбора бытовых отходов у <адрес>.
Из акта осмотра земельного участка от 27.12.2014 года, составленного председателем ТСЖ «Рассвет» Черепановой Г.В. и собственниками помещений: Кузминым А.П. и Наумовым Н.А., и приложенного к нему плана земельного участка следует, что на земельном участке у <адрес> расположено место (площадка) для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), состоящее из бетонного основания размером 6 х 2,23 м площадью 13,38 кв.м и ограждающих металлических конструкций (металлических рам с металлической сеткой); на этой площадке расположены 4 металлических контейнера; площадка для сбора ТБО находится на расстоянии 15,2 м от стены жилого дома по <адрес>,18 и на расстоянии 10,7 м от территории детского учреждения – Детский сад № (<адрес>,55 А).
На представленных истцами фотографиях изображена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов.
Из ответа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» от 02.02.2015 года следует, что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная у <адрес>, в муниципальной казне и реестре муниципальной собственности отсутствует.
Из совокупности исследованных доказательств следует, что поскольку земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникло в силу закона (ч. 5 ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ») с момента проведения государственного кадастрового учета, то есть с 11.04.2012 года. С этого же момента в силу п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ у собственников помещений в многоквартирном доме возникло право общей долевой собственности и на расположенные на этом земельном участке элементы озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, в том числе контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, которая муниципальным имуществом не является, содержится и обслуживается управляющей этим домом организацией - ТСЖ «Рассвет» в интересах жителей дома.
Это прямо следует из Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года №170, согласно которым оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, решение вопроса о ликвидации этой контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов в силу ч.3 ст.36, ч.2 ст.44 ЖК РФ относится к компетенции общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме. Между тем, решение о ликвидации этой контейнерной площадки общим собранием собственников помещений не принималось. В этой связи заявленные требования об обязании администрации городского округа «Город Губаха» и ТСЖ «Рассвет» ликвидировать данную контейнерную площадку, указанную в иске как несанкционированное место сбора бытовых отходов, не основаны на законе.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, поэтому в силу п.4 ст.138, ч.2.2 ст.161 ЖК РФ является обязанностью ТСЖ «Рассвет». Между тем, при рассмотрении дела установлено, что ТСЖ «Рассвет» принимает все необходимые меры по сбору и вывозу бытовых отходов с территории данного многоквартирного дома, однако по объективным причинам не справляется с объемом этих работ, поскольку территория контейнерной площадки захламляется жильцами соседних домов.
В этой связи заявленные требования о признании незаконным бездействия этой управляющей организации в организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории многоквартирного <адрес> является необоснованным.
Ссылка истцов на пункты 11 и 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (а также на корреспондирующие им нормы Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона «Об охране окружающей среды») необоснованна, так как данные нормы, относящие к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не касаются содержания общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем не имеют отношения к рассматриваемому делу. В этой связи заявленные требования о признании незаконным бездействия администрации городского округа «Город Губаха» в организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории многоквартирного <адрес> не основано на законе.
Ссылка истцов на нарушение санитарных правил и норм является необоснованной, поскольку соответствующими актами компетентных органов не подтверждена.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Кузьмину А.П. и Наумовой М.Н. в удовлетворении исковых требований к Товариществу собственников жилья «Рассвет» и администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о признании незаконным бездействия в надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории <адрес> и об обязании ликвидировать несанкционированное место сбора бытовых отходов на территории этого дома.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.