Дело №2-1110/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2015 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Менц О.П.,
с участием Углегорского городского прокурора – Видоменко Ю.Н.,
при секретаре – Ванифатовой А.А.,
с участием заявителя Артамонова В.С., представителя Углегорской территориальной избирательной комиссии Русина О.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по заявлению Артамонова В.С. об отмене решения Углегорской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года №№ об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Углегорский городской суд поступило заявление Артамонова В.С. о признании недостатков в подписных листах не существенными, отмене решения Углегорской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года №№ об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ года решением Углегорской территориальной избирательной комиссии № № ему, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения. С указанным решением Углегорской территориальной избирательной комиссии не согласен, считает решение Углегорской территориальной избирательной комиссии неверным, принятым по сугубо формальному, несущественному признаку. Не оспаривая наличие в законе требования о проставлении даты рождения, считает, что отсутствие даты рождения в удостоверительной надписи подписного лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, является незначительным упущением, которое возможно устранить в рабочем порядке. Приобрести подписные листы в МАУ «Издательский дом» рекомендовал ответственный член Углегорской ТИК Русин О.В., поэтому у него не возникло сомнений по вопросу соответствия подписных листов закону №35-ЗО от 28.04.2008 «О муниципальных выборах в Сахалинской области». Подписные листы в Углегорскую территориальную комиссию доставил своевременно, заполнил в соответствии с реквизитами, обозначенными в подписном листе. Решение Углегорской территориальной избирательной комиссии несоразмерно допущенному нарушению, нарушает его право на регистрацию в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, а также права лиц, поддержавших его самовыдвижение и подписавших подписные листы, предоставленных им законодательством о выборах.
В судебном заседания заявитель Артамонов В.С. просил суд требование о признании не проставление им в подписных листах даты рождения не существенным недостатком не рассматривать как самостоятельное требование, а принять во внимание как довод, приведенный в обоснование заявленных требований об отмене решения Углегорской территориальной избирательной комиссии об отказе в его регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования и возложении на Углегорскую территориальную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, которые он поддерживает. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ представил в Углегорскую территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения и необходимые для выдвижения документы. Изготовить подписные листы ему посоветовали в МАУ «Издательский дом». В соответствии бланка подписного листа на наличие всех реквизитов он не сомневался, полагая, что форма подписного листа согласована между территориальной избирательной комиссией и МАУ «Издательский дом».
Представитель заинтересованного лица Углегорской территориальной избирательной комиссии Русин О.В., действующий на основании доверенности, с требованиями заявителя не согласился, полагая, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации заявителя кандидатом на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения является законным. Дополнительно пояснил, что на 13.09.2015 назначены выборы главы муниципального образования Шахтерского городского поселения. ДД.ММ.ГГГГ в 15:15 заявителем в Углегорскую территориальную избирательную комиссию были сданы заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования, а также документы, необходимые для выдвижения кандидата. ДД.ММ.ГГГГ Артамонов В.С. представил в Углегорскую территориальную избирательную комиссию подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, документы, подтверждающие оплату подписных листов. ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы проверены представленные Артамоновым В.С. подписные листы, в результате все подписи в подписных листах были признаны недействительными, в связи с нарушением ч. 10 ст. 32 Закона Сахалинской области №35-ЗО, а именно, не указана дата рождения лица, собирающего подписи, что послужило основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе Артамонову В.С. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения. Кроме этого, подписные листы не были прошнурованы, что также, по мнению представителя избирательной комиссии, является нарушением установленных законом требований. Члены избирательной комиссии при приеме документов для регистрации кандидата в депутаты не вправе указывать на недостатки подписных листов, поскольку проверка подписных листов осуществляется комиссионно, по результатам чего принимается решение о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
Выслушав заявителя Артамонова В.С., представителя Углегорской территориальной избирательной комиссии Русина О.В., заключение Углегорского городского прокурора Видоменко Ю.Н., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу положений части 1статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).
На территории Сахалинской области гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав определяет Закон Сахалинской области 35-ЗО от 28.04.2008 «О муниципальных выборах в Сахалинской области» (далее -Закон № 35-ЗО).
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 75 Федерального закона №67-ФЗ, решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ закреплено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 1статьи 35 Закона Сахалинской области № 35-ЗО от 28.04.2008 «О муниципальных выборах в Сахалинской области» для регистрации кандидата, этот кандидат не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, определяющую результаты выборов в округе, следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов; 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей; 3) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года №658-О изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Требование соблюдения закона, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата регламентируются статьей 37 Федерального закона №67-ФЗ.
В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 32 Закона Сахалинской области № 35-ЗО от 28.04.2008 «О муниципальных выборах в Сахалинской области» предусмотрено, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону, в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 3-1 к настоящему Закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 4 к настоящему Закону.
В силу пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Аналогичное положение содержится в части 10 статьи 32 Закона Сахалинской области № 35-ЗО от 28.04.2008 «О муниципальных выборах в Сахалинской области».
Согласно пункту 13 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Вышеназванные нормы закона, а также Разъяснения порядка применения некоторых положений пункта 7 статьи 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», одобренные Центральной избирательной комиссией РФ в протоколе от 28.09.2005 №153-3-4, не запрещают кандидату в депутаты лично осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом.
В силу пункта 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Аналогичное положение содержится в части 14 статьи 32 Закона Сахалинской области № 35-ЗО.
Подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичное положение содержится в пункте 7 части 4 статьи 37 Закона Сахалинской области № 35-ЗО.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Аналогичное положение содержится в пункте 8 части 12 статьи 36 Закона Сахалинской области № 35-ЗО.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что необходимость указания в подписных листах сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Совета Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района №263 от 19.06.2015 назначены выборы депутатов Совета Шахтерского городского поселения 4-го созыва и главы муниципального образования Шахтерское городское поселение на 13 сентября 2015 года.
Постановлением Избирательной комиссии Сахалинской области №121/730 от 27.01.2011 сформирована Углегорская территориальная избирательная комиссия в количестве 9 членов комиссии с правом решающего голоса.
Председателем Углегорской избирательной комиссии назначена Яковлева Е.Г., что подтверждается постановлением Избирательной комиссии Сахалинской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению Углегорской территориальной избирательной комиссии от 22.06.2015 №167/814 создана рабочая группа в количестве 4 человек для приемки документов и проверки достоверных данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представляемых избирательными объединениями, на муниципальных выборах в Углегорском муниципальном районе 13.09.2015, в составе Попсуевой М.М., Королевой Л.В., Соболевой В.В., Русина О.В.
В порядке самовыдвижения, свою кандидатуру на участие в выборах главы муниципального образования Шахтерское городское поселение выдвинул Артамонов В.С., о чем ДД.ММ.ГГГГ года подал в Углегорскую территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться и необходимые для выдвижения документы.
ДД.ММ.ГГГГ Артамоновым В.С. в Углегорскую территориальную избирательную комиссию представлены <данные изъяты> подписных листов с <данные изъяты> подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения, а также документ, подтверждающий оплату подписных листов.
Из исследованных в ходе судебного разбирательства подписных листов следует, что лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, является Артамонов В.С., сведения, содержащиеся в подписных листах, внесены им собственноручно, что не оспаривалось сторонами.
Итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных Артамоновым В.С. в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными <данные изъяты> подписей, содержащиеся в <данные изъяты> подписных листах.
Решением Углегорской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года №№ «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерское городское поселение» Артамонову В.С., отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области.
Из содержания оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии следует, что основанием для отказа в регистрации Артамонову В.С. кандидатом на должность главы муниципального явилось то обстоятельство, что в подписных листах не в полном объеме указаны сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно, не указана дата рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что следует из исследованных судом подписных листов, представленных заявителем Артамоновым В.С. в территориальную избирательную комиссию.
Не согласившись с решением Углегорской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года №№, Артамонов В.С. обратился в суд с заявлением об отмене указанного решения Углегорской территориальной избирательной комиссии, полагая, что отсутствие в удостоверительной надписи подписного листа даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, является незначительным упущением, которое возможно устранить в рабочем порядке.
Однако, с данным доводом суд согласиться не может по следующим основаниям.
Избирательным законодательством предусмотрены строгие требования к оформлению подписных листов, в том числе применительно к сведениям о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.
Отклонение от этих требований является основанием для признания всех подписей избирателей в таком подписном листе недействительными.
Каких-либо исключений применительно к порядку оформления подписных листов при совпадении в одном лице кандидата в депутаты и сборщика подписей избирателей, закон не содержит. Закон также не предусматривает обязанность сопоставлять сведения из различных частей подписного листа.
Такие требования закона направлены на обеспечение надлежащего закрепления воли избирателей в поддержку кандидата с учетом политической и правовой значимости процедуры регистрации кандидатов как стадии избирательного процесса.
По смыслу стаей 37 и 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме Российской Федерации» порядок заполнения и заверения подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не является произвольным, а производится в соответствии с требованиями данным Федеральным законом, в том числе к форме подписного листа, несоблюдение которых является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования является Приложением № 6 к ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме Российской Федерации», а также Приложением №2 к Закону Сахалинской области № 35-ЗО от 28.04.2008 «О муниципальных выборах в Сахалинской области».
Таким образом, кандидат обязан в целях регистрации обеспечить предоставление избирательной комиссии доказательства основания своего выдвижения – подписные листы, оформленные в соответствии с законом.
Избирательное законодательство не делает каких-либо исключений в части заверения подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, с внесением в полном объеме всех предусмотренных законом сведений о нем, не содержит оговорок и условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если подписные листы не содержат каких-либо из обязательного объема сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, и не устанавливает критерии, позволяющие дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости от чего и определять последствия этих нарушений. Избирательные права реализуются гражданами исключительно в порядке, предусмотренном законом (ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ), с соблюдением общеправовых принципов равенства избирательных прав граждан и равенства прав кандидатов (ст. 5, 39 указанного Федерального закона).
Суд находит не состоятельным довод заявителя о том, что Углегорской территориальной избирательной комиссией ему было рекомендовано изготовить подписные листы в МАУ «Издательский дом», поэтому у него не возникло сомнений по вопросу соответствия подписных листов закону, в силу следующего.
Как установлено судом между МАУ «Издательский дом», именуемым в договоре «Исполнитель», и Артамоновым В.С., именуемым в договоре «Заказчик», ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор №№ на оказание полиграфических услуг, согласно которому Заказчик обязуется оплатить предоставленные Исполнителем полиграфические услуги по печатанию подписных листов (пункт 1.1 Договора).
На основании пунктов 4.1.1, 4.1.4 указанного Договора, Заказчик после подписания Договора не позднее 2 (двух) дней со дня согласования конкретного заказа передает Исполнителю исходные образцы бланочной продукции, необходимые Исполнителю для оказания полиграфических услуг. Заказчик несет ответственность за представленные образцы бланочной продукции.
Таким образом, на заказчике лежит обязанность обеспечить исполнителя исходным образцом бланочной продукции, а также проверить готовую полиграфическую продукцию.
Однако, в судебном заседании заявитель Артамонов В.С. пояснил, что не передавал МАУ «Издательский дом» в соответствии с пунктом 4.1.1 Договора №№ на оказание полиграфических услуг исходные образцы бланочной продукции, необходимые Исполнителю для оказания полиграфических услуг.
Как следует из содержания обжалуемого решения территориальной избирательной комиссии, основанием для отказа в регистрации заявителя кандидатом на должность главы муниципального образования явилось именно не указание в подписных листах даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, а не соответствие формы подписных листов, представленных Артамоновым В.С. в избирательную комиссию, той форме, которая содержится в Приложении №2 Закона Сахалинской области №35-ЗО.
Вместе с тем, ответственность за представление необходимых документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, возложена именно на кандидата.
Доводы заявителя о том, что территориальная избирательная комиссия при принятии у него документов для регистрации, в том числе и подписных листов, не указала на недостатки в подписных листах, тогда как, по его мнению, обязана была оказать ему содействие в правильности оформления подписных листов, а также не предоставила ему возможность устранить ошибки, допущенные при оформлении подписных листов и восполнить недостающие сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей в представленных для регистрации подписных листах, суд также признает не состоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1.1.статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, пункта 2 статьи 35 Закона Сахалинской области № 35-ЗО, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Данной нормой предоставлено право кандидату вносить дополнения и уточнения лишь в документы, содержащие сведения о нем, внесение исправлений в подписные листы законом не предусмотрено.
Тем самым кандидат, представивший в избирательную комиссию подписные листы, оформленные с нарушением закона, лишен возможности впоследствии исправить эти нарушения.
При этом суд считает, что в данном случае права Артамонова В.С. не нарушаются, поскольку конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, а реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения, а также последствия ввиду нарушения установленных действующим на территории Российской Федерации законодательством правовых норм, установленные правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, поскольку каждое государство имеет законный интерес в обеспечении нормального функционирования своей системы органов власти и вправе требовать от гражданина, претендующего на занятие выборной должности лица местного самоуправления строгого соблюдения всех предписаний избирательного законодательства.
В силу ч. 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как следует из приведенных выше норм действующего законодательства, необходимость указания в представленных заявителем подписных листах точных данных о кандидате на должность - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения кандидата. Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому не указание кандидатом точных сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны. Кроме того, выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к подписному листу, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
В ходе исследования подписных листов установлено, что во всех представленных подписных листах не указано наименование района (Углегорский район) в адресе места жительства кандидата на должность главы муниципального образования Шахтерское городское поселение Артамонова В.С.
Необходимость указания в адресе места жительства кандидата наименования района, в состав которого входит муниципальное образование, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
В ст. 2 п. 5 Федерального закона №67-ФЗ дано понятие адреса места жительства: адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 30 Постановления от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.02 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Обязательной для правоприменителей является позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 № 1483-0, в котором указано, что Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в подпункте 5 статьи 2 для целей данного Федерального закона определено, что адрес места жительства означает адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Следовательно, содержащееся в нем законоположение означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан на основе демократических принципов и норм избирательного права (пункт 3 статьи 20), не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым, приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Адрес места жительства кандидата, как участника избирательного процесса, должен был быть отражен в подписных листах, в точном соответствии с его паспортом. Следовательно, в представленных Артамоновым В.С. подписных листах в части указания на адрес его места жительства должен был быть указан г. Шахтерск Углегорского района Сахалинской области, что фактически им не было сделано.
Кроме этого, исходя из положений пункта 9 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
Аналогичное требование содержится, в части 4 статьи 32 Закона Сахалинской области № 35-ЗО.
В силу пункта 58 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что закон возлагает на кандидата безусловную обязанность сообщить полные сведения о судимости, к которым в соответствии с пунктом 58 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ относятся сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Указание кандидатом подобных сведений необходимо для решения вопроса о наличии у него пассивного избирательного права.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования Шахтерское городское поселение Артамоновым В.С. указано на наличие судимости, тогда как в подписных листах такая информация отсутствует.
Кроме того, согласно пункту 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Однако, судом установлено, что подписные листы в Углегорскую территориальную избирательную комиссию были представлены Артамоновым В.С. ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований пункта 16 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ не сброшюрованном виде.
Также в ходе судебного разбирательства установлено, что подписной лист №№, представленный Артамоновым В.С., в нарушение требования пункта 13 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ, им, как кандидатом, не подписан.
Таким образом, судом установлено, что подписные листы оформлены с нарушением требований Федерального закона №67-ФЗ и Закона Сахалинской области № 35-ЗО, что является препятствием для регистрации Артамонова В.С. кандидатом на должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения.
На основании части 1 статьи 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание, что нарушений при принятии решения об отказе в регистрации Артамонова В.С. кандидатом на должность главы муниципального образования Углегорской территориальной избирательной комиссией не допущено, суд приходит к выводу о законности решения Углегорской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в регистрации Артамонова В.С. кандидатом, в связи с чем, отказывает Артамонову В.С. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Артамонова В.С. об отмене решения Углегорской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года № № об отказе в регистрации кандидатом должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения, возложении обязанности на Углегорскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать в качестве кандидата должность главы муниципального образования Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение 5 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья - О.П. Менц
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2015 года в 17:00.
Председательствующий судья - О.П. Менц