РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2023 года Чертановский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Бадовой О.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а – 1565 / 2023 по административному исковому заявлению Осипова Алексея Игоревича к адрес Чертаново адрес Москвы, Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения (заключения) о не прошедшим службу не имея на то законных оснований от 31.10.2023г. и обязании выдать военный билет
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным заявлением. Свои требования обосновывает тем, что состоит на воинском учете в ОВК адрес. 31.10.2023г. Призывная комиссии муниципального образования Чертаново Южное адрес вынесла заключение о признании административного истца непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С данный заключением административный истец не согласен. Просит признать незаконным заключения призывной комиссии от 31.10.2023г., обязать выдать военный билет.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражала против предъявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Осипов А.И. был поставлен на воинский учет в ОВК адрес 22.05.2005г.
27.10.2015г. Осипову А.И. исполнилось 27 лет.
31.10.2023г. призывной комиссией муниципального образования Чертаново Южное адрес было вынесено решение о зачислении административного истца в запас на основании ст. 28 п. 1.1 и п. 1 ст. 52 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Личное дело призывника было утрачено в связи с тем, что было затоплено в результате аварии и уничтожено 03.12.2019г.
Согласно учетно-алфавитной книги призывников паспортные данные, решением призывной комиссии от паспортные данные Осипову А.И. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2011г. Отсрочка от призыва на военную службу на время прохождения обучения фио в аспирантуре не представлялось.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Пунктом 1.1 ст. 28 предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В силу п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу), при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел для получения документов воинского учета (п. 36 Положения о призыве на военную службу).
Согласно ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе "Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации; успешно завершивших обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших федеральные государственные образовательные организации высшего образования; успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации; не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах; прошедших альтернативную гражданскую службу; женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Пунктом 18 Положения установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по вызову военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы (пункт 4 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу п. 1 ст. 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Довод административного истца о том, что он имел право на весь период обучения в аспирантуре с 07.09.2011г. по 2014г., что не было учтено при вынесении оспариваемого заключения, суд находит несостоятельным.
Как следует из представленной копии справки из Московской Гуманитарно-Технической Академии от 07.09.2011г. № 3980 Осипов А.И. на основании приказа № 833 от 29.08.2011г. зачислен в НОУ ВПО «МГТА» со сроком обучения и защите квалификационной работы в 2014г. Справка выдана для предоставления в военный комиссариат.
Доказательств того, что справка была предоставлена Осиповым А.И. в Чертановский комиссариат для получения отсрочки, суду не представлено. Копия данной справки заверена нотариусом в 06.10.2023г.
Сведения о предоставлении указанной справки в учетно-алфавитной книге призывников отсутствуют.
Кроме того, административным истцом не представлены документы, подтверждающие, что он прошел обучение НОУ ВПО «МГТА», в 2014г. осуществил защиту квалификационной работы и получи диплом об образовании.
До осени 2023г. никаких заявлений, в том числе о выдаче документов воинского учета или жалоб от фио в военный комиссариат не поступало; заключение принято призывной комиссией соответствует требованиям законодательства, принято уполномоченным органом, после 30.06.2011г. решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении фио не принималось.
Ссылка административного истца о том, что военный комиссариат его не призывал, повесток и других извещений он не получал, не было учтено его право на отсрочку не может являться основанием для не прохождения военной службы, а положениями части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона.
Действующие законодательство не допускает злоупотребление правом. Осипов А.И. по достижении возраста 27 лет в 2015г. длительное время не обращался в военный комиссариат за получением военного билет, доказательств законных оснований для не прохождения военной службы не представил, по состоянию здоровья подлежал призыву на военную службу.
В такой ситуации Призывная комиссия правомерно вынесла заключение о том, что Осипов А.И., подлежавший призыву на военную службу и не прошедший ее до достижения возраста 27 лет, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Анализируя в соответствии со ст. 62 КАС РФ представлены документы, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным заключения призывной комиссии от 31.10.2023г. о признании не прошедшем военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не имеется, поскольку оно принято в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, у административного ответчика имелись предусмотренные законом основания для вынесения оспариваемого решения; призывная комиссия в рассматриваемых правоотношениях действовала в соответствии с законом, в пределах предоставленных полномочий и без нарушения прав административного истца.
При таких обстоятельствах, требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.10.2023░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.12.2023░.
░░░░░: