Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-503/2014 (2-3754/2013;) ~ М-3083/2013 от 15.10.2013

Дело № 2-503-2014

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

                 

28 мая 2014 года          п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием представителя истцов ФИО6, представителя <адрес> и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 и ФИО1 к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» об оспаривании действий и гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» об оспаривании действий и,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 и ФИО1 обратились в суд с иском к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», в котором просят: ФИО3 - признать незаконными действия <адрес> по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, признать незаконными действия <адрес>, выразившиеся в преждевременном отказе ФИО3 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО3 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет; ФИО1 - признать незаконными действия <адрес> по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, признать незаконными действия <адрес>, выразившиеся в преждевременном отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет.

ФИО2 обратилась в суд с иском к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», в котором просит признать незаконными действия <адрес> по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1, действия <адрес>, выразившеся в преждевременном отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО2 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет.

В обоснование обоих исков, указано, что истцы написали заявления в администрацию <адрес>: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и о выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ; МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», рассмотрев заявления, предоставило ответы о включении инвалидов в реестр очередников, фактически отказав в предоставлении испрашиваемых участков со ссылкой на то, что участки ранее согласованы другим лицам и находятся в стадии формирования.

Определением суда данные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель истцов ФИО6 исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ФИО7 в судебном заседании иски не признал, ссылаясь на то, что на испрашиваемые земельные участки уже выданы схемы расположения на кадастровой карте другим гражданам и в настоящее время они проводят межевые работы.

Выслушав объяснения представителя истцов, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы в <адрес>, ФИО3 – в <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1, и о выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (дело № 2-542/2014, л.д. 6); ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию обратилась ФИО1 с заявлением о предоставлении в аренду под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (дело л.д. 8), в этот же день в Администрацию обратилась ФИО3 с заявлением о предоставлении в аренду под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (дело л.д. 10); все трое ссылались в своих заявлениях на ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 34 Земельного кодекса РФ; МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», рассмотрев заявления, в письменной форме дало всем одинаковые ответы, о том, что испрашиваемые земельные участки согласованы другим гражданам по ранее поданным заявлениям и в настоящее время находятся в стадии формирования, а также о том, что каждый из заявителей включен в реестр граждан, обладающих правом на льготное предоставление земельных участков, при этом, ФИО2 включена под номером 259, ФИО1 – под номером 337, ФИО3 – под номером 338 (дело л.д. 7, дело л.д. 9, 11).

В силу ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (то есть изъятых из оборота), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 28 Земельного кодекса РФ также предусматривает возможность предоставления гражданам в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и заключение соответствующего договора с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка заключается после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе.

Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства) по его выбору действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, согласно п. п. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В силу данной статьи проводить торги (конкурс, аукцион) при предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, не обязательно. Предоставление таких земельных участков гражданам без проведения торгов (конкурсов, аукционов) производится при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст. ст. 69, 70 ЗК РФ, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости.

Кроме того, по смыслу вышеназванных норм, обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, возникает только в случае реальной возможности предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и местоположении, то есть при наличии свободных земельных участков, причем именно в испрашиваемых размерах и местоположении.

Как установлено судом, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» уже выдало схемы КПТ другим гражданам: на участок по адресу: <адрес>, м-н Северный, пер. Вербный, 1 – ФИО8 (дело л.д. 18, 19, 20), участок по адресу: <адрес>ФИО9 (дело л.д. 26, 27, 28, 29), участок по адресу: <адрес>ФИО10 (дело л.д. 30, 31, 32).

Предоставление истцам испрашиваемых участков в судебном порядке при таком положении приведет к нарушению прав и законных интересов вышеназванных лиц.

Кроме того, истцы в порядке восстановления их прав просят обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет.

Данная восстановительная мера не может быть применена судом, так как направлена на получение схем расположения испрашиваемых участков в судебном порядке, минуя процедуру по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду с учетом зонирования территории, предусмотренную ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьями 17, 36 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Учитывая изложенное, не имеется оснований для признания незаконными действий <адрес> и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», выраженных в отказе истцам в предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков.

Поскольку обжалуемые действия не признаны судом незаконными, отсутствуют основания для удовлетворения остальных требований истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении:

исковых требований ФИО3 о признании незаконными действий <адрес> по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о признании незаконными действий <адрес>, выразившихся в преждевременном отказе ФИО3 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО3 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет,

исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий <адрес> по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о признании незаконными действий <адрес>, выразившихся в преждевременном отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет,

исковых требований ФИО2 о признании незаконными действий <адрес> по отказу в утверждении схемы КПТ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1, о признании незаконными действий <адрес>, выразившихся в преждевременном отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1; об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО2 схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Вербный, 1, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-503/2014 (2-3754/2013;) ~ М-3083/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федорова Станислава Герардовна
Ответчики
Администрация Емельяновского района
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
15.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2013Передача материалов судье
16.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2013Предварительное судебное заседание
05.03.2014Предварительное судебное заседание
28.05.2014Предварительное судебное заседание
28.05.2014Судебное заседание
29.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2015Дело оформлено
11.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее