Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1880/2021 ~ М-1851/2021 от 19.09.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

20 сентября 2021 года Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

с участием прокурора ФИО22,

при секретаре ФИО16,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка , председателю избирательной комиссии ФИО3, членам избирательной комиссии ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, Территориальной избирательной комиссии <адрес>, Территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии избирательного участка, признании бюллетеней недействительными и отстранении от работы членов участковой избирательной комиссии избирательного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по одномандатному Железнодорожному избирательному округу (далее - кандидат), обратился с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка (далее УИК-2815) и Территориальной избирательной комиссии <адрес> (далее - ТИК) об отмене решения УИК-2815 от <дата> в части признания допущенных нарушений как не влияющих на волеизъявление избирателей; признании бюллетеней, находящихся в сейф-пакете от <дата> УИК-2815, недействительными; отстранении членов участковой избирательной комиссии, незаконно выдавших бюллетени, от работы.

В обоснование иска указано, что <дата> в помещении УИК-2815, 10 избирателей, не проживающих по Железнодорожному одномандатному округу , незаконно получили бюллетени для голосования.

В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель ФИО20, действующий на основании доверенности, доводы заявления подтвердил, просили административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представители административных ответчиков Участковой избирательной комиссии избирательного участка , председатель избирательной комиссии ФИО3, представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО21, представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО15, административный иск не признали, указав, что допущенное нарушение не влияет на результаты голосования, бюллетени вследствие невнимательности выданы ошибочно гражданам, имеющим право голосовать на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Административные ответчики – члены избирательной комиссии ФИО4, ФИО5, Акшинский А.В., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО17, ФИО12, ФИО13, ФИО14, в судебное заседание не явились, будучи извещенным о времени и месте, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо – представитель Избирательной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск, подлежащим частичному удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

Постановлением Самарского Губернской Думы шестого созыва от <дата> назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва на <дата>.

Постановлением избирательной комиссии <адрес> от <дата> полномочия окружных избирательных комиссии возложены на территориальные избирательные комиссии.

В соответствии со ст. 63.1 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по решению избирательной комиссии <адрес> выборы депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва проводятся 17, 18, <дата>.

ФИО2 является кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по одномандатному Железнодорожному избирательному округу .

<дата> член Территориальной избирательной комиссии <адрес> с право совещательного голоса ФИО18 обратился в УИК-2815 с жалобой, в которой указал, что некоторым избирателям, не проживающим по одномандатному Железнодорожному избирательному округу , выданы бюллетени для голосования, что существенно влияет на результат голосования и волеизъявление граждан.

Проведенной УИК-2815 по жалобе проверкой установлено, что 10 избирателям, не зарегистрированным по месту жительства в пределах Железнодорожного избирательного округа , ошибочно выданы бюллетени для голосования по указанному округу.

Из пояснений представителей административных ответчиков в судебном заседании следует, что граждане, изъявившие желание голосовать по местонахождения, вместе с бюллетенями для выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, ошибочно получили бюллетени для голосования по Железнодорожному избирательному округу , которые выдаются только проживающим в указанном избирательном округе.

По результатам проверки <дата> УИК-2815 принято решение , согласно которому: «Провести дополнительную разъяснительную работу с членами избирательной комиссии избирательного участка ». Иных выводов по существу жалобу резолютивная часть обжалуемого решения не содержит.

Ввиду того, что решение касается процедуры голосования по Железнодорожному избирательному округу , заявитель, являясь кандидатом по указанному округу, вправе его обжаловать.

Оценивая принятое УИК-2815 решение, суд исходит из того, что сам факт допущенного нарушения, выразившегося в необоснованной выдаче 10 бюллетеней для голосования по Железнодорожному избирательному округу избирателям, не имеющим права голосовать за кандидатов по указанному округу, ответчиками не оспаривается и признается в самом решении.

В соответствии со ст. <адрес> от <дата> N 56-ГД "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Думы рассматривает жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения.

Аналогичная норма закреплена в ч.6 ст.27 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Рассмотрение жалобы предполагает вынесение участковой избирательной комиссией решения об ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении.

Как видно из оспариваемого решения, в нарушение вышеуказанных положений законов участковая избирательная комиссия избирательного участка предусмотренное законом решение не приняла.

Решение о проведении дополнительной разъяснительной работы с членами избирательной комиссии избирательного участка не является решение по существу жалобы заявителя, оспаривавшего достоверность волеизъявления граждан.

Указание в описательно-мотивировочной части решения на то, что «указанное нарушение не влияет на волеизъявление избирателей, ранее проголосовавших» не восполняет допущенные нарушения, так как не означает отказа в удовлетворении жалобы.

Кроме того, заявитель ставил под сомнение достоверность результатов голосования с учетом допущенных нарушений, а не волеизъявление избирателей, получивших обоснованно бюллетени для голосования.

Правовым механизмом восстановления нарушенных прав административного истца в соответствии с Законом является не только признание оспариваемого решения незаконным, но и его отмена судом.

Исходя из действующего стандарта доказывания, административный ответчик не доказал законность своих действий, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. <адрес> от <дата> N 56-ГД "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом N 1 - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 - об итогах голосования по общеобластному избирательному округу (далее также - протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования).

Статьей 78 указанного <адрес> установлено, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, иные лица, указанные в части 7 статьи 31 настоящего Закона. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - депутатов Думы, затем - в органы местного самоуправления. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, справа от наименований избирательных объединений, либо в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 14 настоящей статьи) оглашается и вносится в строку 8 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и общеобластному избирательному округу).

В соответствии со ст.<адрес> от <дата> N 56-ГД "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы", если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Закона, вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Думы может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Думы и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования, результатов выборов депутатов Думы недействительными.

В соответствии с п.4.7 Постановления ЦИК России от <дата> N 279/2039-7 (ред. от <дата>) "О Временном положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд", если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов, референдуму (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше указанного в соответствующем акте количества бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день голосования, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму (соответствующему избирательному округу), находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными.

Таким образом, по смыслу закона и разъяснений ЦИК России признание недействительными всех бюллетеней, обнаруженных в сейф-пакете, возможно только после подсчета голосов при подведении итогов голосования.

В ином порядке невозможно сделать вывод, что допущенные нарушение повлияли на результат голосования и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Для признания недействительным всех бюллетеней, обнаруженных в сейф-пакете от <дата>, необходимо установить, что количество бюллетеней, выданных с нарушением, способно привести к изменению итогового результата по участковой избирательной комиссии либо делают невозможным достоверно определить результаты волеизъявления граждан.

Иное толкование будет необоснованно ограничивать права избирателей, чьи бюллетени находятся в сейф-пакете вместе с необоснованно использованными, выделить которые невозможно.

С учетом изложенного, оснований для признания недействительным всех бюллетеней, обнаруженных в сейф-пакете от <дата>, в настоящее время у суда не имеется.

Оценивая требования заявителя об отстранении членов участковой избирательной комиссии, незаконно выдавших бюллетени, от работы, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

Кандидаты и их доверенные лица согласно ч.2 ст.239 КАС РФ вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, в силу прямого указания закона кандидаты не отнесены к числу лиц, имеющихся право обращаться в суд с иском об отстранении членов избирательной комиссии.

Кроме того, в силу пункта 6 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи.

Согласно п. «д» ч. 8 ст. 29 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

Само по себе указанное заявителем нарушение не свидетельствует о том, что члены УИК-2815 систематически не исполняют свои обязанности.

Допущенные вследствие невнимательности ошибки при выдаче бюллетеней не влекут обязательного отстранения члена УИК-2815.

Применение судом мер реагирования в виде отстранения члена участковой избирательной комиссии должно быть направлено на обеспечение процесса выборов и работы самой комиссии, а не на ее затруднение, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.

При таких обстоятельствах, заявленный иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заявителя ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Участковой избирательной комиссии избирательного участка от <дата> .

Обязать Участковую избирательную комиссию избирательного участка , повторно рассмотреть жалобу и принять решение предусмотренное законом.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 о признании недействительными бюллетеней, находящихся в сейф-пакете от <дата> участковой избирательной комиссии избирательного участка , и отстранении от работы членов участковой избирательной комиссии избирательного участка , - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> со дня принятия судом решения.

Председательствующий                  Р.Р. Гараева

2а-1880/2021 ~ М-1851/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тупиков Евгений Александрович
Фёдоров М.А.
Ответчики
МБОУ "Школа № 177 с кадетскими классами"
Другие
Доценко И.В.
Агапова Е.Н.
Тербалянц С.Э.
Демченко О.М.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Гараева Р. Р.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
19.09.2021Регистрация административного искового заявления
19.09.2021Передача материалов судье
19.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее