Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4171/2014 ~ М-3054/2014 от 20.05.2014

2 – 4171 /2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2014 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска

в составе:

председательствующего судьи Нуриевой В.М.

при секретаре Исламовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степановой К.В. об оспаривании отказа принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

Степанова К.В. обратилась с заявлением об оспаривании отказа принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Исковые требования мотивированы тем, что заявитель является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.

<дата> распоряжением главы Администрации Октябрьского <адрес> <номер> Степановой К.В. отказано в постановке на учет на основании ст. 53 ЖК РФ по причине намеренного ухудшения жилищных условий.

По мнению заявителя, решение Администрации Октябрьского района г. Ижевска является незаконным, в связи с чем за защитой своих интересов заявитель обратилась в суд.

В судебное заседание заявитель не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, в суд представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя в соответствии со ст. 257 ГПК РФ.

Представитель заявителя Ахмитшин Р.Р., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.

Представитель Администрации Октябрьского района г. Ижевска Вотяков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление не признал, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силуст.72Конституции Российской Федерации ист. 5Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не должны ему противоречить.

Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Согласно ст. 13ГКРФненормативный актгосударственного органаили органа местного самоуправления, авслучаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующие законуили иным правовым актам инарушающие гражданские права иохраняемые законом интересы гражданинаили юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания судом незаконными оспариваемого решения, являющегося ненормативным актом органа местного самоуправления (в рассматриваемом случае – Администрации Октябрьского района г. Ижевска ) необходимо установить, что оно нарушает права или создает угрозу нарушения прав заявителя.

<дата> Степанова К.В. обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска с заявлением о постановке на учет, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны для улучшения жилищных условий, поскольку проживает в трехкомнатной квартире жилой площадью 42, 2 кв.м., общей площадью 56,1 кв.м, в которой зарегистрированы и проживают 6 человек, своей собственности не имеет.

<дата> распоряжением главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска <номер> Степановой К.В. отказано в постановке на учет на основании ст. 53 ЖК РФ по причине намеренного ухудшения жилищных условий.

Заявитель просит признать распоряжение главы Администрации Октябрьского района г.Ижевска от <дата> <номер> об отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещений по основаниям того, что заявитель никаких намеренных действий по ухудшению жилищных условий не предпринимала. Ее сноха Рошаль Н.Г. самостоятельно <дата> произвела отчуждение 1\3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу : <адрес>.

Указанные доводы заявителя суд признает обоснованными по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года", а также Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", соответствующей категории граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, обязательным условием предоставления указанных мер социальной поддержки является установление нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учетной нормой (площади жилого помещения) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК РФ).

О необходимости учета площади только тех жилых помещений, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности следует из положений ст. ст. 246, 247 ГК РФ в силу которых распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется собственником не самостоятельно, а по соглашению всех участников долевой собственности. Если право собственности на жилое помещение приобретено в порядке, предусмотренном Законом РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", то самостоятельным правом пользования жилым помещением обладают лица, которые имели равные права пользования этим помещением с лицами, его приватизировавшим, но не пожелавшие участвовать в приватизации.

В соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 1081-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Р.А.Н. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации » указано, что о смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения 19 апреля 2007 года N 258-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О, от 29 мая 2012 года N 924-О, от 18 октября 2012 года N 1842-О, от 24 декабря 2012 года N 2363-О, от 16 июля 2013 года N 1190-О, от 24 декабря 2013 года N 1975-О и др.).

В соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2) и в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (пункта 3).

В судебном заседании установлено, что Степанова К.В. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Степанова Г.Е., умершего <дата> года.

Согласно поквартирной карточки в <адрес> <данные изъяты>

ФИО1 в собственности жилое помещение не имеет.

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> Р.Н.Г. с <дата> являлась собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу : <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданной нотариусом г. Ижевска Удмуртской Республике Соболевой С.М. <дата> года. Право собственности прекращено <дата> года.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права; отказ граждан от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом

Рошаль Н.Г. являясь собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу : <адрес> на основании свидетельства о праве наследство по завещанию, в целях не ущемления прав других собственников в наследственном имуществе – С.Т.Г. - 1\3 доля собственности, Г.И.Г. - 1\3 доля собственности, распорядилась своей долей в наследственном имуществе, что нашло свое подтверждение пояснениями свидетеля Рошаль Д.Г., а также представленными в суд документами.

С учетом выше установленных обстоятельств, суд признает, что отчуждение 1\3 доли жилого помещения в праве общей долевой собственности на квартиру нельзя расценивать как умышленное ухудшение жилищных условий заявителя с целью постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку собственник по соглашению других собственников распорядилась принадлежащей ей собственности и указанное обстоятельство не зависело от волеизъявления Степановой к.в..

По общему правилу, установленному ст. 249 ГПК РФ, на Администрацию Октябрьского района г. Ижевска возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, законности этого решения.

Доказательств намеренного ухудшения заявителем жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в смысле ст. 53 ЖК РФ материалы дела не содержат.

Доказательств в обосновании обстоятельств на основании, которых Администрация Октябрьского района г. Ижевска не поставила Степанову К.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении суду не представлено.

Доказательства законности принятого решения заинтересованное лицо не представляло, ссылаясь лишь на формальные обстоятельства.

На основании вышеизложенных обстоятельствах суд признает заявление Степановой к.в. об оспаривании решения органа местного самоуправления обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Степановой к.в. об оспаривании отказа принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Главы Администрации Октябрьского района № <номер> <дата> «Об отказе Степановой к.в. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ».

Обязать Администрацию Октябрьского района г. Ижевска поставить Степанову К.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с даты подачи заявления ( <дата> ) о приеме на учет.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Удмуртской республики, через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 11 сентября 2014 года.

Судья В.М. Нуриева

2-4171/2014 ~ М-3054/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова Клавдия Васильевна
Другие
Администрация Октябрьского р-на г.Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
_Нуриева Василя Мансуровна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
20.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2014Передача материалов судье
20.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2014Судебное заседание
13.08.2014Судебное заседание
29.08.2014Судебное заседание
08.09.2014Судебное заседание
11.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2014Дело оформлено
12.11.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее