Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-790/2022 ~ М-143/2022 от 24.01.2022

Дело (УИД) 57RS0022-01-2022-000186-53

Производство № 2-790/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Соловьевой З.А.,

с участием истца Васильева А.Ю.,

представителя истца адвоката Уланова Е.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – Аверичева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Белокопытовой Ю.П.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Васильева ФИО15 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Васильев А.Ю. обратился в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Орловской области (дата обезличена) с заявлением о назначении пенсии.

В назначении пенсии ему было отказано, поскольку по месту жительства в (адрес обезличен) он зарегистрирован только с (дата обезличена) года.

Указывает, что не согласен с отказом пенсионного органа, поскольку по адресу: Орловская область, Орловский район, д.Булановка, (адрес обезличен) он проживает с 2005 года, что подтверждается договором купли-продажи дома.

С учетом уточнения требований просит включить период его проживания с мая 2005 года в д.Булановка Орловского района Орловской области в льготный стаж для назначения пенсии по старости, признать за Васильевым ФИО16 право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 (три) года, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить Васильеву ФИО17 выплату пенсии с (дата обезличена).

В судебном заседании истец Васильев А.Ю. и его представитель Уланов Е.В. уточненные исковые требования поддержали, пояснили, что в мае (дата обезличена). истец приобрел жилой (адрес обезличен) д. (адрес обезличен)а (адрес обезличен) и с этого времени их семья стала проживать в доме, тогда же в 2005 году провели газ. Зарегистрировался по фактическому месту жительства только в феврале (дата обезличена) г., после того, как приватизировали квартиру в (адрес обезличен).

В судебном заседании представитель ГУ - ОПФР по Орловской области по доверенности Аверичев С.Н. исковые требования не признал. Возражая против заявленных требований, указал, что факт проживания истца в спорный период в д.Булановка Орловского района Орловской области не подтвержден, в связи с чем права на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец не имеет.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р действовавшем до 01.02.1998 г., в перечне, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, действующем с 01.02.1998г., перечне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074 действующем с 21.10.2015 указан населенный пункт - д. Булановка, Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986г. по настоящее время.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Васильев А.Ю. обратился в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Орловской области (дата обезличена) с заявлением о назначении пенсии.

В назначении пенсии ему было отказано, поскольку по месту жительства в (адрес обезличен) он зарегистрирован только с (дата обезличена) года. Период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 9 лет 10 месяцев 00 дней, что дает истцу право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии со ст.34 Закона от (дата обезличена) на 2 года, то есть по достижении возраста 58 лет.

Не согласившись с отказом и полагая, что с учетом проживания в д.Булановка Орловского района Орловской области, с (дата обезличена), он приобрел право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года, Васильев А.Ю. обратился в суд за защитой нарушенных прав.

Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, судом установлено следующее.

В соответствии с паспортом гражданина РФ истец Васильев А.Ю. (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен) сведения о предыдущих регистрациях отсутствуют.

Между тем, факт постоянного проживания Васильева А.Ю. без регистрации в период с мая (дата обезличена) г. по (дата обезличена) в д. Булановка подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности Васильева А.Ю. на жилой дом и земельный участок, расположенные в д. Булановка, выданными на основании договора купли-продажи от (дата обезличена) года; договорами на техническое обслуживание газопровода от (дата обезличена), купли-продажи природного газа; квитанциями об оплате за газоснабжение, электроснабжение; свидетельствами о государственной регистрации права собственности Васильевой Т.В. на жилой дом и земельный участок, расположенные в д. Булановка от (дата обезличена)

Согласно медицинских карт амбулаторного больного супруга истца-Васильева Т.В. и их сын Васильев М.А. с июля (дата обезличена) г. обращаются за медицинской помощью в БУЗ (адрес обезличен)а «Плещеевская ЦРБ», адрес их проживания указан (адрес обезличен)

Из домовой книги (номер обезличен) домовладения (номер обезличен) д. Булановка следует, что в указанном домовладении значатся зарегистрированными истец с (дата обезличена), мать супруги истца - ФИО7 с (дата обезличена), сын истца ФИО1 с (дата обезличена).

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9 – житель, почтальон, в судебном заседании также подтвердили факт постоянного проживания ФИО2 и его семьи в д. Булановка с 2005 г. по настоящее время.

Свидетель ФИО2 пояснила, что состоит в браке с ФИО10

В связи с тем, что ее дочь родила ребенка, а квартира, в которой они проживали семьей, небольшая, они с супругом приобрели дом в д. Булановка Орловского района (адрес обезличен). Весной (дата обезличена) года оформили договор купли-продажи дома, а осенью провели газ. В доме проживают с весны 2005 года. Позже перевезли к себе ее маму и она (ФИО2) стала осуществлять за ней уход.

Не доверять показаниям вышеназванных свидетелей у суда оснований не имеется, их показания суд счел правдивыми и согласованными как с материалами дела, так и с пояснениями самого истца в судебном заседании.

Кроме того, решением Заводского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена), вступившим в законную силу (дата обезличена) за Васильевой ФИО18 признано право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на два года.

Возложены обязанности на ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Васильевой ФИО19 с (дата обезличена).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 1 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом России, в том числе и показания свидетелей.

Несмотря на отсутствие сведений о регистрации истца в период с мая (дата обезличена) года по (дата обезличена) по адресу: (адрес обезличен), суд считает, что представленными доказательствами в их совокупности бесспорно подтверждается, что Васильев А.Ю. в данные периоды фактически проживал в указанном населенном пункте, отнесенном Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. №237-р действовавшем до (дата обезличена) и в перечне, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, действующем с 01.02.1998г.

Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года в связи с отсутствием документального подтверждения факта проживания в д. Булановка Орловского района Орловской области в спорный период, являются необоснованными.

Учитывая, что истец фактически проживал в период с мая 2005 года по настоящее время по адресу: (адрес обезличен), то есть в населённом пункте, отнесенном Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р действовавшем до 01.02.1998 г. и в перечне, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, действующем с 01.02.1998г., суд приходит к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.

Предоставление гражданам РФ льгот, вследствие проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у них регистрации по фактическому месту жительства.

Поскольку Васильев А.Ю. необходимого возраста достиг (дата обезличена), а к ответчику с заявлением обратился (дата обезличена), суд полагает, что пенсия ему должна быть назначена с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением, так как в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснениями, содержащимися в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11 декабря 2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», право на назначение пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на назначение пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Васильева ФИО20 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости – удовлетворить.

Признать за Васильевым ФИО21 право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить Васильеву ФИО22 выплату пенсии с (дата обезличена).

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Васильева ФИО23 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 10 марта 2022 года.

Судья                      З.А. Соловьева

2-790/2022 ~ М-143/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Алексей Юрьевич
Ответчики
ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Соловьева Зоя Александровна
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2022Передача материалов судье
24.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2022Подготовка дела (собеседование)
02.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее