Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 июня 2012 г. Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при секретаре Наумовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по исковому заявлению Красновой В.С. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара о назначении и перерасчете ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Краснова В.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара о назначении и перерасчете ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, указав, что 01.03.2000 г. погиб при исполнении обязанностей военной службы ее сын - ФИО2. В связи с гибелью сына ей установлены льготы, предусмотренные Законом СССР от 01.08.1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» как для участников Великой Отечественной войны. Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 г. льготы в натуральном виде заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которых установлен в соответствии со ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» по категории члену семьи погибшего военнослужащего. Считает, что имеет право на ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны, так как до 01.01.2005 г. у нее возникло и реализовано право на натуральные льготы как участникам Великой Отечественной войны, и замена данной льготы могла быть произведена только равноценной денежной компенсацией.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала. Просила с учетом уточнения признать за ней право на ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, назначить и произвести ее перерасчет с 01.01.2005 г.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара по доверенности Мишанина В.В. возражала против удовлетворения исковых требований, по мотивам, представленным в отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Кроме того, просила применить последствия пропуска срока исковой давности.
Представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит принять во внимание позицию ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара, считает действия Управления правомерными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Им предоставлены льготы, установленные на оплату жилья, коммунальных услуг в размере 50%, льготы на медикаменты, санаторно-курортное обслуживание.
Из материалов дела, справки, выданной ст. инспектором ОРСЛ ОМОН ГУ МВД России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что прапорщик милиции ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за период службы в органах внутренних дел с июня 1994 г. по март 2000г. находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона, где принимал участие в боевых действиях с августа по сентябрь 1994 г., с декабря 1995 г. по февраль 1996 г., с августа по октябрь 1998 г.
Согласно приказу ГУВД Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с прапорщик милиции ФИО2, милиционер-боец отряда милиции особого назначения при ГУВД Самарской области, с 01.03.2000 г. считается погибшим при исполнении служебных обязанностей.
Судом установлено, что Краснова В.С. получает пенсию по случаю потери кормильца за погибшего сына на основаниях, установленных для семей погибших военнослужащих.
Из ответа ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что пенсионным органом отказано в назначении ЕДВ в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г., поскольку Краснова В.С. не пользовалась льготами по Закону от 01.08.1989 г. № 313-1.
Суд считает данный отказ необоснованным.
Судом установлено, что Краснова В.С. получает пенсию по случаю потери кормильца за погибшего сына на основаниях, установленных для семей погибших военнослужащих, пользовалась льготами, установленными законодательством для участников Великой Отечественной войны.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О ветеранах» натуральные льготы, предусмотренные настоящим законом, действовавшим в редакции до 01.01.2005 г., заменены ежемесячной денежной компенсацией.
Суд считает, что истице следует назначить ежемесячную денежную выплату, исходя из ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны, которая составляет согласно ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» - 2 316 рублей по следующим основаниям.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ) и пункта 19 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до01.01.2005 г. в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения, то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. №331-0-П.
Таким образом, истице, ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истица ранее пользовались льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, а согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Месте с тем, заслуживает внимания заявление представителя ГУ УПФ в Промышленном районе г.Самара о применении последствий пропуска Красновой В.С. срока исковой давности.
Согласно ст.ст. 195, 196 ГК РФ исковой давность признаются срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Таким образом, суд с учетом требований названных норм закона полагает возможным возложить на ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самара обязанность произвести перерасчет ЕДВ с 25.05.2009 г. (иск предъявлен Красновой В.С. 25.05.2012 г.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», ст.23.1 Федерального Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. №331-0-П, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красновой В.С. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самара назначить Красновой В.С. ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны, и произвести ее перерасчет с 25.05.2009 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца.
Судья Н.В.Сергеева