Дело №2а- 240/2021
УИД 73RS0013-01-2020-005644-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2021 г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В., при секретаре Попредкиной Л.В., с участием адвоката Корниенко В.И., действующего на основании ордера № 14 от 19.01.2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корниенко И. С. к Управлению финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным бездействия, о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Корниенко И.С. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что решением Димитровградского городского суда от 24 июля 2020 года с МКУ «Городские дороги» в его пользу взысканы денежные средства в сумме 75 337р. 25 коп., выданы исполнительные листы, который он предъявил к исполнению путем направления в Управление финансов и муниципальных закупок г.Димитровграда. исполнительный документ ФС № 035570967 предъявлен к исполнению 7 сентября 2020 года. До настоящего времени денежные средства не перечислены. Бюджетный Кодекс РФ устанавливает 3-х месячный срок для исполнения судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета. В силу п.6 ст. 242.5 БК РФ должник обязан предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ в соответствии с абз. 1 п.3 настоящей статьи и (или) средств. Полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бездействие административного ответчика нарушает его права как взыскателя.
Просил признать незаконным бездействие Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в неисполнении решения Димитровградскогго городского суда Ульяновской области от 24 июля 2020 года (по делу №2-1475/2020) по иску Корниенко И.С. к МКУ «Городские дороги» о взыскании с МКУ «Городские дороги» задолженности в размере 75337р. 25 коп. и в не приостановлении операций по счетам должника МКУ «Городские дороги»; обязать административного ответчика приостановить до момента исполнения требований, изложенных в исполнительном документе ФС № 035570967, осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, перечисление удержанных налогов и оплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, взыскать с административного ответчика в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб., расходы по отправке административного иска, расходы по оказанию юридических услуг 15 000 руб.
В судебном заседании административный истец Корниенко И.С. не явился, адвокат административного истца Корниенко И.С. административный иск поддержал по изложенным в нем требованиям, просил о его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, представили отзыв на иск в котором указали, что исполнительный лист ФС № 035570967 поступил в Управление финансов и закупок и был принят к исполнению 7 сентября 2020 года. Управлением финансов и закупок, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений 7 сентября 2020 года направлено должнику уведомление о поступлении исполнительного листа и дате его приема к исполнению. Данный исполнительный лист включен должником в реестр расходных обязательств. Потребность в средствах на оплату исполнительных листов, включая потребность по исполнительному листу в пользу Корниенко И.С. включена в реестр расходных обязательств на 2021год, что предусматривает обязательность финансирования в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц МКУ «Городские дороги», Администрации г.Димитровграда в судебное заседание также не явились, возражений не представили.
Выслушав адвоката административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании решения Димитровградского городского суда от 24 июля 2020года. вынесенного по гражданскому делу по иску Корниенко И. С. к муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, Корниенко И.С. 2 сентября 20202 года выдан один исполнительный лист серии ФС № 035570967 в отношении должника МКУ «Городские дороги».
Корниенко И.С. посредством почтовой связи был направлен исполнительный документ серии ФС № 035570967 в отношении должника МКУ «Городские дороги» в адрес Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда, что подтверждено представленными суду документов, подтверждающих направление исполнительного документа и приложенных к нему документов в адрес административного ответчика для исполнения.
7 сентября 2020 года Управлением финансов и муниципальных закупок города Димитровграда получен исполнительный документ серии ФС № 035570967 в отношении должника МКУ «Городские дороги».
Административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлены суду доказательства тому, что исполнение по указанному выше исполнительному документу произведено и денежные средства перечислены взыскателю, напротив, из отзыва административного ответчика следует, что исполнение не произведено в связи с отсутствием финансирования.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации); производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, регламентирован статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения -должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику, как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3и 4 статьи 242.1настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п.2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первого настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первого настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п.4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.6).
Таким образом, по нормам, регулирующим бюджетные отношения, исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение; при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
Как следует из дела. Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области устанавливает порядок исполнения бюджета города по расходам; устанавливает порядок исполнения бюджета города по источникам финансирования дефицита бюджета города; организует исполнение бюджета города в соответствии с решением о бюджете города, иными решениями Городской Думы, правовыми актами Администрации города; осуществляет функции муниципального казначейства; осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных распорядителей и получателей средств бюджета города, а также для учета операций со средствами муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений.
Таким образом, именно на административного ответчика возложена обязанность исполнить исполнительный документ, выданный судом во исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Доказательств возврата исполнительного документа заявителю в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок суду не представлено, то есть были приняты административным ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства, задолженность по исполнительному листу в полном объеме не погашена, а осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника МКУ «Городские дороги» не приостановлено, доказательств обратному в суд не представлено.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 No8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок. Законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.
Бюджетное законодательство Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений и решений налогового органа по денежным обязательствам государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судебные акты не исполнены, бездействие ответчика не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, надлежит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа ФС № 035570967 выданного по решению Димитровградскогго городского суда Ульяновской области от 24 июля 2020 года (по делу №2-1475/2020) по иску Корниенко И.С. к МКУ «Городские дороги» о взыскании с МКУ «Городские дороги» задолженности в размере 75337р. 25 коп. и в не приостановлении операций по счетам должника МКУ «Городские дороги» незаконным.
В качестве способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права административного истца Управление финансов и контрольных закупок следует обязать приостановить до момента исполнения исполнительного листа ФС № 035570967 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника МКУ «Городские дороги» включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций, указанных в законе.
Поскольку судом удовлетворен административный иск, в соответствии со ст.112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца надлежит взыскать в возмещение расходов по оплате при подаче иска государственной пошлины 300 руб.
Административный истец ходатайствовал о возмещении расходов, связанных с отправкой иска в суд в размере 208р. 80 коп. и расходов на представителя в сумме 15 000руб.
В силу статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Корниенко И.С. представлены подлинники квитанций. подтверждающих направление административного иска в общей сумме 205р. 80 коп., соответственно указанная сумма в размере 205р. 80 коп. подлежит взысканию с административного ответчика в пользу Корниенко И.С., в остальной части заявления о возмещении расходов по отправке иска на сумму, превышающую выше надлежит отказать
В соответствии с положениям части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом его толкования, данного в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которому в случае удовлетворения требований физических и юридических лиц об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по возмещению судебных расходов возлагается судом непосредственно на орган власти, организацию, чьи решение, действия (бездействие) оспаривались.
Из дела следует, что Корниенко И.С. понес расходы, связанные с оплатой юридических услуг Адвокатского бюро «Советник» по составлению искового заявления и представительства в суде в сумме 15 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру №5 от 18 января 2021года.
Вместе с тем, договор на оказание юридических услуг между Корниенко И.С. и Адвокатским бюро «Советник» суду не представлен, при таких обстоятельствах, суд лишен возможности сделать вывод о том, что расходы, которые понес Корниенко И.С. по оплате услуг представителя и за составление искового заявления в сумме 15 000 руб. связаны именно с рассмотрением настоящего дела. С учетом изложенного, на момент рассмотрения иска по существу у суда не имеется оснований для возмещения расходов по оплате юридических услуг, в удовлетворении ходатайства в этой части Корниенко И.С. надлежит отказать. При этом, суд считает необходимым отметить, что Корниенко И.С. не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о возмещении судебных расходов при наличии документов, подтверждающих указанные расходы.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш ИЛ.
Административный иск Корниенко И. С. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа ФС № 035570967 выданного на основании решения Димитровградскогго городского суда Ульяновской области от 24 июля 2020 года по делу №2-1475/2020 по иску Корниенко И.С. к МКУ «Городские дороги» о взыскании с МКУ «Городские дороги» задолженности в размере 75337р. 25 коп. и в не приостановлении операций по счетам должника МКУ «Городские дороги».
Обязать Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 2 сентября 2020 серии ФС №035570967 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МКУ «Городские дороги», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Взыскать с Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области в пользу Корниенко И. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб., почтовые расходы в размере 205руб. 80 коп., всего взыскать 505 руб. 80 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 1 февраля 2021 года.
Председательствующий судья Н.В. Кудряшева