70RS0004-01-2020-007814-76
№2-751/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Титова Т.Н.,
при помощнике судьи Галицкой С.В.,
с участием представителя истца Шухтина Я.В.,
помощника прокурора Советского района г.Томска Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Желнорович ФИО9, Желнорович ФИО10, Желнорович ФИО11 к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г.Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Желнорович М.А., Желнорович В.А., Желнорович Л.Г. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск», в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 41,60 кв.м.
В обоснование требований, сославшись на ст. ст. 2, 15, 49,51,57,60, ЖК РФ, указали, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Советского района г. Томска от 07.06.2011 Желнорович М.А. признана нанимателем жилого помещения по адресу: г. Томск, <адрес> В настоящее время в указанной квартире, помимо Желнорович М.А., зарегистрированы и фактически проживают Желнорович В.А., Желнорович Л.Г. Постановлением администрации Города Томска от 14.02.2018 № 115 «О реализации решений Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесения изменений в отдельные постановления администрации города Томска» жилой дом <адрес> в г.Томске признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма истцам не представлено, вопрос о сносе дома не решен, дом не расселен.
Представитель истца Шухтина Я.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истцы Желнорович М.А., Желнорович В.А., Желнорович Л.Г., представитель муниципального образования «город Томск» в лице администрации г.Томска, администрации Советского района г. Томска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются данные, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие (ст. 167 ГПК РФ).
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч.2, 4 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
При решении вопроса о предоставлении жилого помещения и определении, каким требованиям оно должно соответствовать при предоставлении, суд руководствуется технической документацией на квартиру, а именно техническим паспортом жилого помещения, в котором содержатся технические характеристики жилого помещения, в частности указана общая площадь жилого помещения, количество комнат.
В судебном заседании установлено, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Советского района г. Томска от 07.06.2011, утвержденным распоряжением администрации №4477 от 07.06.2011 Желнорович М.А. признана нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>
Согласно справке паспортного стола от 26.11.2020 Желнорович М.А., зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с ним по данному адресу состоят на регистрационном учете с 24.08.1979 мать Желнорович Л.Г., с 10.06.2011 сын Желнорович В.А.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке.
Сведения о наличии прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Администрацией Советского района г. Томска Желнорович М.А. отказано в постановке на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Советского района Города Томска от 09.11.2016 №1174 утверждена муниципальная программа «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на <адрес> включено в программу в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащее расселению в рамках муниципальной программы.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 2089 от 15.01.2018 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Города Томска №115 от 14.02.2018 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Томска» многоквартирный <адрес> признан не пригодным для проживания (пункт 1 постановления); на администрацию Советского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2020 принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах.
Из письма администрации города Томска №№ следует, что проведение капитального ремонта или реконструкции объекта недвижимости не планируется.
Из сообщения администрации Советского района г. Томска от 12.05.2021 №2489 следует, что жилое помещение <адрес> в установленном порядке признано непригодным для проживания. Указанный многоквартирный дом является объектом деревянного зодчества и подлежащим сохранению. Проведение капитального ремонта либо реконструкция квартиры №9 считают нецелесообразным. Граждане из квартиры №9 с заявлением по вопросам ремонта дома в связи с невозможностью проживания в администрацию Советского района города Томска в период с мая 2017 года по настоящее время не обращались.
Поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социально найма является обоснованным.
Оценивая площадь предоставляемого жилого помещения, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.
Обязанность по предоставлению жилого помещения, в силу ст. 86 ЖК РФ лежит на органе государственной власти или органе местного самоуправления, принявшем решение о сносе дома. Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания подписано членами Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска.
Обязанность предоставления такого жилого помещения должна быть возложена на Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Статьями 57, 87, 89 ЖК РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями нуждающихся граждан не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору социального найма.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Согласно техническому паспорту на жилое помещение по адресу: <адрес>, площадь предоставленного истцам жилого помещения составляет 41,6 кв.м.
Учитывая, что истцы занимают жилое помещение общей площадью 41,60 кв.м., суд приходит к выводу, что на основании ст. ст. 57, 89 ЖК РФ ответчик обязан предоставить истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 41,60 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с аварийным состоянием жилого дома.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Желнорович ФИО12, Желнорович ФИО13, Желнорович ФИО14 к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г.Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г.Томска предоставить Желнорович ФИО15, Желнорович ФИО16, Желнорович ФИО17 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 41,60 кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Титов