Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5175/2023 ~ М-4998/2023 от 21.11.2023

                Дело № 2а-5175/2023

73RS0002-01-2023-007094-84

                                                                Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                 19 декабря 2023 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Саенко Е.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Долотцевой Г.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ходак И.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Ульяновска обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ходак И.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

    Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП на основании исполнительного документа, выданного МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области по исполнительному производству -ИП, предмет исполнения: обязать администрацию города Ульяновска в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное складирование отходов, расположенное вблизи ГСК "Надежда" на пересечении <адрес> и 3-го Светлого переулка в городе Ульяновске. Постановление о взыскании с должника администрации города ФИО2 исполнительского сбора в размере 50000 руб. вынесено МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в рамках исполнительного производства -ИП, по которому решение суда исполнено в полном объеме. Считают, что постановление, устанавливая ответственность в виде взыскания исполнительского сбора, нарушает имущественные права администрации города Ульяновска, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой. За нецелевое использование бюджетных средств действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих признаках организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в том числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее. На основании изложенного администрация города Ульяновсмка не устранялась от исполнения вступившего в законную силу решения суда в полном объеме. Таким образом, в действиях администрации города Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Просили освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП.

    Представитель заявителя администрации города Ульяновска по доверенности Гришулис А.Я. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.

    Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.

    В представленных суду письменных возражениях на административное исковое заявление, подписанных судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С., последняя просила оставить заявление администрации г.Ульяновска без удовлетворения.

             Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

    Представитель заинтересованного лица прокуратуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса, как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно ст.2 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.12 Федерального закона №118-ФЗ от 21.07.1997 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.

В соответствии со ст.5 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

Согласно п.12. ст.30 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 1-3, 6 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (пункт 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (пункт 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).

Судом установлено, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования отходов. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное складирование отходов, расположенное вблизи ГСК "Надежда" на пересечении <адрес> и 3-го Светлого переулка в городе Ульяновске.

ДД.ММ.ГГГГ указанное решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ Заволжским районным судом г.Ульяновска по делу взыскателю прокуратуре Заволжского района г. Ульяновска исполнительный лист серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: Обязать администрацию города Ульяновска в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное складирование отходов, расположенное вблизи ГСК "Надежда" на пересечении <адрес> и 3-го Светлого переулка в городе Ульяновске.

Указанный исполнительный лист направлен прокурором Заволжского района г.Ульяновска в ОСП №1 по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области для исполнения сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: По иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска. Обязать администрацию города Ульяновска в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное складирование отходов, расположенное вблизи ГСК "Надежда" на пересечении <адрес> и 3-го Светлого переулка в городе Ульяновске, в отношении должника администрации города Ульяновска в пользу взыскателя прокурора Заволжского района г.Ульяновска, было возбуждено исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации города Ульяновска.

При этом в данном постановлении должнику установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона. Должнику администрации города Ульяновска разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации - 50 000 руб. Копия данного постановления ДД.ММ.ГГГГ направлена сторонам исполнительного производства, в том числе должнику (тип доставки: ЕПГУ), в том числе нарочно поступило в администрацию города ФИО2, где было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ФИО1 <адрес> ФИО8 по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым решение суда в добровольный срок должником не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением должником администрации города Ульяновска указанного исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ в срок, установленный для добровольного исполнения, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному постановлению, с должника администрации города Ульяновска определено: взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 руб.; установить должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа до (дата не указана); обязать должника предоставить копию платежного документа судебному приставу-исполнителю. Копия данного постановления ДД.ММ.ГГГГ направлена должнику (тип доставки: ЕПГУ). Согласно оттиску регистрационного штампа, имеющемуся на указанном постановлении о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление поступило в администрацию города Ульяновска, где было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении нового срока от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым должнику администрации города Ульяновска установлен новый срок для исполнения требований указанного исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ. Копия данного постановления ДД.ММ.ГГГГ направлена должнику (тип доставки: ЕПГУ). Согласно оттиску регистрационного штампа, имеющемуся на указанном постановлении о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление поступило в администрацию города Ульяновска, где было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилкова Т.С. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ направила должнику администрации города Ульяновска Требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить требование вышеуказанного исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ направлено должнику администрации города Ульяновска Предупреждение Главе города Ульяновска о том, что он как руководитель организации-должника администрации города Ульяновска в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ. Предупреждение вручено под роспись Главе города Ульяновска.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым решение суда должником не исполнено.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления по благоустройству администрации города Ульяновска сообщил в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ФИО1 <адрес> об исполнении ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления по благоустройству администрации города Ульяновска сообщил в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ФИО1 <адрес> о предстоящем ДД.ММ.ГГГГ выезде участников по адресу: вблизи ГСК "Надежда" на пересечении <адрес> и 3-го Светлого переулка в городе ФИО2, предложив направить судебного пристава-исполнителя МОСп для проверки исполнения решения Заволжского районного суда г.ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным в администрацию города ФИО2, врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ФИО1 <адрес> попросила перенести выезд на место исполнения решения суда на дату после ДД.ММ.ГГГГ в связи с загруженностью судебного пристава-исполнителя.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ФИО1 <адрес> ФИО8 по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым решение суда должником не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в соответствии с которым постановлено окончить исполнительное производство -ИП на основании п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве", поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области по делу -ИП, предмет исполнения: Исполнительский сбор в размере 50000 руб. в отношении должника администрации города Ульяновска в пользу взыскателя УФССП России по Ульяновской <адрес>, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации города Ульяновска.

Оценив представленные доказательства, суд считает требование администрации города Ульяновска об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п.6).

В пункте 3 постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №13-П от 30.07.2001 определено, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1 ст. 51, п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 данного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" постановлением Правительство Российской Федерации от 31.08.2018г. №1039, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила). Данные Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (п.1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.2).

Согласно разделу I Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы №119 от 23.09.2014, городской округ - это правовой статус муниципального образования «город Ульяновск». Термин муниципальное образование «город Ульяновск» - это то же, что и «городской округ», «город Ульяновск», «город». Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно население и (или) образуемые представительным органом муниципального образования (Ульяновской Городской Думой) органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Организационная структура органа местного самоуправления, структура органа местного самоуправления - это внутреннее подразделение органа местного самоуправления на отраслевые (функциональные) органы и подразделения, необходимые для эффективного управления и решения задач местного значения и выполнения переданных государственных полномочий, а именно: комитеты и (или) управления.

В соответствии со ст.1 данного Устава, Муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области.

Администрация города Ульяновска (сокращенное наименование - администрация города) - это местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области (раздел I Устава).

В силу пунктов 27, 28 статьи 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст.23 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: Ульяновская Городская Дума, Глава города Ульяновска, администрация города Ульяновска, Контрольно-счетная палата, обладающие в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.36 Устава администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», является юридическим лицом. В ее структуру входят отраслевые (функциональные) органы и подразделения.

Согласно ст.39 Устава, администрация города Ульяновска является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. Она организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Ульяновской области.

Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска - приложению к решению Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, данное Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. (п.1.1.).

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Изложенные выше правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что Федеральный закон №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» относит исполнительский сбор к виду ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, являющемуся денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Из смысла понятия исполнительского сбора можно сделать вывод о том, что его основное правовое назначение - это «стимулирование» должника к своевременной уплате денежного долга и наложение ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Таким образом, исполнительский сбор представляет собой разновидность административной ответственности.

Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.

В силу ст. 6 указанного Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для взыскания с административного истца исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил в полном объеме требования исполнительного документа.

Как было указано выше, обязанность в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное складирование отходов, расположенное вблизи ГСК "Надежда" на пересечении <адрес> и 3-го Светлого переулка в городе Ульяновске, была возложена на администрацию города Ульяновска решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска направил исполнительный лист серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ для исполнения в ОСП №1 по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. на основании указанного исполнительного документа было в отношении администрации города Ульяновска было возбуждено исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ указанным должностным лицом установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, которое было зарегистрировано в администрации города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилкова Т.С. вручило Главе города Ульяновска Предупреждение о возможности привлечения его к уголовной ответственности в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда по ст.315 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация города Ульяновска исполнила в полном объеме решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, что было подтверждено Актом о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, составленным судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С., которая в тот же день вынесла постановление об окончании исполнительного производства -ИП.

Часть 7 ст.112 указанного Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 предусматривает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п.74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N13-П от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения, принятие мер по исполнению исполнительных документов и иных существенных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, в том числе доводы административного истца о действующем порядке финансирования администрации города Ульяновска, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, и о причинах неисполнения им в установленный законом срок требований вышеуказанного исполнительного документа, доводы административного ответчика, учитывая, что администрация города Ульяновска, в настоящее время исполнило требования вышеуказанного исполнительного документа, принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, дату вступления решения суда в законную силу - ДД.ММ.ГГГГ, после наступления которой у административного истца возникла обязанность по своевременному исполнению решения, исполнение решения суда в июне 2023 года, суд считает, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем для должника администрации города Ульяновска, подлежит уменьшению на 1/4, то есть на сумму 12 500 руб. Следовательно, размер исполнительского сбора будет составлять 37 500 руб.

Оснований для полного освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП суд не усматривает, поскольку как указывалось выше обязанность по своевременному и надлежащему исполнению решения суда у административного истца возникла после вступления решения суда в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, решение суда исполнено в июне 2023 года, доказательств обратного администрацией города Ульяновска суду не представлено.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление администрации города Ульяновска об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный по исполнительному производству -ИП (-ИП от ДД.ММ.ГГГГ) на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации города Ульяновска, с 50 000 руб. до 37 500 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                    Е.Н. Саенко

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2024

2а-5175/2023 ~ М-4998/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация г. Ульяновска
Ответчики
УФССП России по Ульяновской области
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В.
Другие
Прокуратура Ульяновской области
Управление по благоустройству администрации г.Ульяновска
Прокуратура Ленинского района города Ульяновска
Суд
Засвияжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Саенко Е. Н.
Дело на странице суда
zasvijajskiy--uln.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация административного искового заявления
21.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее