Гражданское дело № 2-1776/2019
УИД: 66RS0001-01-2019-001076-66
Мотивированное решение составлено 15 марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2019 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Ардашевой Е.С.,
с участием истца <ФИО>2, представителя ответчика ГУ УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга – <ФИО>4, действующей на основании доверенности,
при секретаре <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о взыскании социальной доплаты к пенсии,
установил:
<ФИО>2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о взыскании социальной доплаты к пенсии за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 в размере 19 342 рубля 42 копейки.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 истцу назначена и выплачена пенсия по инвалидности с федеральной социальной доплатой и ежемесячной выплатой в размере 74 271 руль 39 копеек. За указанный период выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 2 967 рублей 54 копейки. Размер прожитого минимума для пенсионеров установлен Правительством Свердловской области и составил на 1 квартал 2016 года 7 955 рублей, 2-й квартал – 7976 рублей, 3-й квартал – 8 223 рубля, 4-й квартал – 8 408 рублей. Общая сумма прожитого минимума за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 составила 81 776 рублей. Сумма, оплаченных истцом коммунальных платежей и взносов за капительный ремонт за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 составила 14 804 рубля 55 копеек. Согласно ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в РФ», социальная доплата к пенсии и величина прожиточного минимума устанавливаются на основании потребительской корзины, в которую не входят обязательные платежи. Таким образом, с учетом представленного расчета (74 271,39+2 967,54 – 81 776 14 804,55), полагает, что его права на получение суммы прожиточного минимума и на достаточный жизненный уровень (установленный ст. 28 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ ФЗ от 03.05.2012 № 46-ФЗ) нарушены, невыплаченная сумма социальной доплаты к пенсии за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 составляет 19 342 рубля 62 копейки.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по предмету и основаниям, просил иск удовлетворить в полном объеме, по указанным в заявлении доводам. Дополнительно пояснил, что согласен с тем, каким образом и на основании каких нормативно-правовых актов ответчиком ему начисляется социальная доплата к пенсии, вместе с тем, истец выразил несогласие с положениями указанных нормативных актов, которые применяются ответчиком при ее начислении.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга – <ФИО>4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. В обоснование возражений представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что на основании заявления <ФИО>2 от 23.12.2015 Управлением истцу установлена федеральная социальная доплата к пенсии начиная с 01.01.2016 в размере 1045 рублей 29 копеек. В дальнейшем, размер выплаты федеральной социальной доплаты неоднократно менялся в зависимости от изменения размера общей суммы материального обеспечения пенсионера. Расчет размера федеральной социальной доплаты к пенсии <ФИО>2 произведен без нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 166-ФЗ).
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № истцу назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствующем размере с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2014 № об установлении второй группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № ему назначена выплата ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) по категории «инвалид 2 группы» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствующем размере.
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились начисления и выплачивалась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Размеры социальных пенсий для нетрудоспособных граждан установлены ст. 18 Закона №166-ФЗ в твердых размерах. При этом, согласно положений ст. 25 Закона №166-ФЗ, социальные пенсии индексируются ежегодно с 01 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации. Кроме того, размеры социальных пенсий нетрудоспособных граждан, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» установлено, что при назначении лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих тамграждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Закона № 166-ФЗ применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» для Свердловской области (г. Екатеринбург) установлен районный коэффициент 1,15.
Именно в таком порядке рассчитан размер социальной пенсии по инвалидности истца, что последним не оспаривается.
Кроме того, согласно положениям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Закон №178-ФЗ) оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). В частности, ст. 12 Закона №178-ФЗ предусмотрен такой вид оказания государственной социальной помощи пенсионерам, как социальная доплата к пенсии. При этом, федеральный законодатель установил конкретные условия и порядок применения такого вида государственной социальной помощи пенсионерам.
Так, общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
При этом, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечениям ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
В силу п. 4 ст. 12.1 Закона №178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений Областного закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О прожиточном минимуме в Свердловской области» величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Законом №178-ФЗ, на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом Свердловской области.
Законом Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2016 год», принятым Законодательным Собранием Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2016 год в целях определения социальной доплаты к пенсии, установленной Законом № 178-ФЗ, составляет 8803 рублей в месяц.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на основании указанного порядка назначения федеральной социальной доплаты к пенсии, по заявлению <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу установлена федеральная социальная доплата к пенсии начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1045 руб. 29 коп.
В последующем, размер выплаты федеральной социальной доплаты неоднократно менялся в зависимости от изменения размера общей суммы материального обеспечения пенсионера, что подтверждается представленными в судебное заседание копиями распоряжений руководителя территориального органа ПФР о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии <ФИО>2 (так, УПФР в Верх – Исетском районе г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ в было вынесено Распоряжение о пересмотре размере Федеральной социальной доплаты к пенсии).
Принимая во внимание установленные судом в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что расчет размера федеральной социальной доплаты к пенсии <ФИО>2 производится в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имеется.
Доводы, на которых истец основывает заявленные им требования о взыскании с ответчика социальную доплату к пенсии основаны на неверном (субъективном) токовании истцом норм действующего законодательства.
Также суд считает необходимым отметить, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга является правоприменительным органом и не способно по собственной инициативе изменять порядок начисления пенсионных выплат и федеральных социальных доплат, порядок начисления и выплаты которых установлен вышеперечисленными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, исковые требования <ФИО>2 не обоснованы и подлежат оставлению без удовлетворения.
Иных требований, равно как и требований по другим основаниям, сторонами не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░–░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.