Дело № 2-74/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2018 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Артёменко Е.А.
при секретаре Сперанской А.В.,
с участием представителей истца Дружининой Ю.В., адвоката Тинковой Д.Ю.,
ответчика Мочалина А.Н.,
его представителя Чесноковой А.А.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в г. Иваново 31 января 2018 года гражданское дело по иску Новаева Алексея Владимировича к Мочалину Александру Николаевичу о признании права собственности на жилой дом, прекращении права общей долевой собственности,
установил:
Новаев А.В. обратился в суд с иском к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, в котором просит произвести выдел в натуре принадлежащих истцу 88/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; выделить в собственность Новаева А.В. жилой дом, состоящий из литеров А и А1, общей площадью 25,5 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу; признать за Новаевым А.В. право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 25,5 кв.м., состоящий из литеров А и А1; прекратить право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 25,5 кв.м., прекратить право собственности Мочалина Н.Д. на 12/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 25,5 кв.
Определением суда от 19 января 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Ивановский городской комитет по управлению имуществом на надлежащего ответчика – Мочалина А.Н.
В судебном заседании от сторон поступило заявление об утверждении мирового соглашения, по условиям которого стороны договорились:
произвести выдел в натуре принадлежащих Новаеву А.В. 88/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и выделить в собственность Новаева А.В. жилой дом, состоящий из литеров А и А1, общей площадью 25,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
признать за Новаевым А.В. право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 25,5 кв.м., состоящий из литеров А и А1;
прекратить право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 25,5 кв.м., и прекратить право собственности Мочалина А.Н. на 12/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 25,5 кв.;
Новаев А.В. выплачивает Мочалину А.Н. компенсацию в размере 15 000 руб. при подписании настоящего мирового соглашения; в подтверждение получения денег Мочалин А.Н. выдает расписку;
Новаев А.В. самостоятельно обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области для проведения государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и прекращения права общей долевой собственности на указанный жилой дом;
судебные расходы, связанные прямо и/или косвенно с рассмотрением дела, включая уплаченную государственную пошлину, расходы по оплате услуг представителей, сторонами друг другу не возмещаются и лежат исключительно на той стороне, которая их понесла.
Истец Новаев А.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Ивановской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В силу ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает возможным утвердить мировое соглашение, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Мировое соглашение подписано представителем истца, уполномоченным на заключение мирового соглашения.
Судом установлено, что Новаеву А.В. на основании договора купли-продажи доли в праве общей собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Ивановского городского нотариального округа Меркушевой С.А. принадлежит 88/100 долей в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 25,5 кв.м. (л.д. 9, 68-71).
Право общей долевой собственности истца в установленном законом порядке зарегистрировано в ЕГРН, в котором отсутствуют сведения о регистрации прав за иными сособственниками (л.д. 68-71).
Согласно справке Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 4 августа 2016 года вторым участником общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом является М.Н.Д. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, договора перераспределения долей от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 12).
Из справки Комитета Ивановской области ЗАГС от 17 мая 2017 года следует, что М.Н.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения <адрес> нотариальной палаты следует, что после смерти М.Н.Д. было заведено наследственное дело на основании заявления супруги наследодателя – М.А.И. Наследственное имущество, указанное в заявлении, состоит из денежного вклада с причитающимися процентами. 30 августа 1977 года на имя единственного наследника, принявшего наследство – супруги умершего М.Н.Д. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанный денежный вклад.
ДД.ММ.ГГГГ М.А.И. умерла (л.д. 37).
После ее смерти нотариусом Ивановского городского нотариального округа Карлявиным О.А. заведено наследственное дело № на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ сына наследодателя Мочалина А.Н. В качестве наследственного имущества были обозначены квартира по адресу: <адрес>, права на денежные средства, внесенные во клады. ДД.ММ.ГГГГ на имя М.Н.Д. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанное наследственное имущество (л.д. 121).
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР, действующего на момент смерти М.Н.Д., для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Данная норма корреспондирует пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего на момент смерти М.А.И., согласно которой принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что Мочалин А.Н., принявший наследство после смерти М.А.И., которая в свою очередь приняла наследство после смерти М.Н.Д.., является надлежащим ответчиком по делу и у него с момента открытия наследства после смерти М.А.И. возникло право собственности на 12/100 долей в праве общей собственности на вышеуказанный жилой дом.
Из технического паспорта на вышеуказанный жилой дом, составленный по состоянию на 28 декабря 2017 года усматривается, что в настоящее время общая площадь жилого дома составляет 25,5 кв.м., он представляет собой основное строение под литерами А и А1, в котором расположено одно изолированное жилое помещение (квартира) (л.д. 94-102).
Согласно техническому плану, составленному на 1965 год, на территории домовладения по адресу: <адрес>, кроме строения под литерами А и А1, располагалось отдельно стоящее строение под литером Б (л.д. 25).
В судебном заседании ответчик Мочалин А.Н. пояснил, что строение под литером Б занимала его семья.
В настоящее время указанное строение на территории земельного участка по адресу: <адрес>, отсутствует, что подтвердил ответчик в судебном заседании.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о прекращении существования литера Б, находившегося в пользовании семьи ответчика.
В соответствии со ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Согласно п. п. 6, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 4 от 10 июня 1980 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поскольку участники общей долевой собственности имеют равные права в отношении общего имущества пропорционально своей доле в нем, суд при выделе доли в натуре должен передать сособственнику часть жилого дома и нежилых построек, соответствующую по размеру стоимости его доле, если это возможно без несоразмерного ущерба хозяйственному назначению строений.
Судом установлено, что доля Новаева А.В. в праве общей долевой собственности на жилой дом фактически соответствует существующему в настоящее время объекту недвижимости – жилому дому. В связи с изложенным, выдел 88/100 долей в праве общей собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащих истцу, и передача ему в собственность жилого дома, состоящего из литеров А и А1, общей площадью 25,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, не противоречит закону.
Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.
Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с выделом доли Новаева А.В. в праве общей собственности на вышеуказанный жилой дом и прекращением существования литера Б, режим общей долевой собственности в отношении жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит прекращению, а также подлежит прекращению право собственности Мочалина А.Н. на 12/100 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что мировое соглашение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Стороны пояснили, что мировое соглашение заключено добровольно.
Последствия прекращения производства по делу в связи с заключением мирового соглашения, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им известны и понятны, также, как и возможность принудительного исполнения его условий.
В связи с утверждением мирового соглашения суд в соответствии со ст. 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу.
Руководствуясь ст. ст. 220, 221 ГПК РФ, суд
определил:
Утвердить мировое соглашение по делу по иску Новаева Алексея Владимировича к Мочалину Александру Николаевичу о признании права собственности на жилой дом, прекращении права общей долевой собственности, по условиям которого стороны договорились:
произвести выдел в натуре принадлежащих Новаеву Алексею Владимировичу 88/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и выделить в собственность Новаева Алексея Владимировича жилой дом, состоящий из литеров А и А1, общей площадью 25,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;
признать за Новаевым Алексеем Владимировичем право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 25,5 кв.м., состоящий из литеров А и А1;
прекратить право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 25,5 кв.м., и прекратить право собственности Мочалина Александра Николаевича на 12/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 25,5 кв.
Новаев Алексей Владимирович выплачивает Мочалину Александру Николаевичу компенсацию в размере 15 000 руб. при подписании настоящего мирового соглашения. В подтверждение получения денег Мочалин Александр Николаевич выдает расписку;
Новаев Алексей Владимирович самостоятельно обращается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области для проведения государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и прекращения права общей долевой собственности на указанный жилой дом;
судебные расходы, связанные прямо и/или косвенно с рассмотрением дела, включая уплаченную государственную пошлину, расходы по оплате услуг представителей, сторонами друг другу не возмещаются и лежат исключительно на той стороне, которая их понесла.
Производство по делу прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 15 дней.
Председательствующий: подпись