Петрозаводский городской суд Дело № 12-632/19-7
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33 10RS0011-01-2019-004793-67
Р Е Ш Е Н И Е
11 июня 2019 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу представителя Карельской региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики» ФИО1 на определение заместителя прокурора г. Петрозаводска от 29 апреля 2019 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ,
установил:
Определением заместителя прокурора г. Петрозаводска от 29 апреля 2019 года в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении сотрудников АУ РК ЦСП «ШВСМ» отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Карельской региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики» ФИО1 с указанным определением не согласна, обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит определение отменить, поскольку считает, что на должностное лицо АУ РК ЦСП «ШВСМ», осуществляющего публично значимые функции, Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» возложены обязанности по рассмотрению обращения в 30-дневный срок, конституционное право потерпевшего юридического лица на получение ответа нарушено, в действиях должностного лица имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ. При этом указывает, что заместителем прокурора г. Петрозаводска не всесторонне исследованы материалы дела, объяснения участников правоотношений не отобраны.
В судебном заседании представитель Карельской региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики» ФИО1 доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Зорняков Т.А. в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом.
Защитник Зорнякова Т.А. и АУ РК «ЦСП» Михальчик Д.А. в судебном заседании доводы жалобы не признал, полагал вынесенное определение законным и обоснованным.
Представитель прокуратуры г. Петрозаводска Петренко А.Д. доводы жалобы не признала, полагала вынесенное определение законным и обоснованным.
Исследовав представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом, считает, что жалоба подана в срок, установленный ст. 30.3 КоАП РФ.
Статьей 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно п.3 части 1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с ч.5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу ч.4 ст.30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными 30 главой.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установлено, что определением заместителя прокурора г. Петрозаводска от 29 апреля 2019 года в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении сотрудников АУ РК ЦСП «ШВСМ» отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку факт нарушения порядка рассмотрения обращения КРОО Карельской региональной общественной организации «Федерация художественной гимнастики» по существу поставленных в нем вопросов не нашел своего подтверждения, АУ РК ЦСП «ШВСМ» субъектом правонарушения не является, требования Федерального закона № 59-ФЗ на него не распространяются.
Доводы жалобы судьей не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Порядок рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, регулируется Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона №59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно п.4.1 ст.11 Федерального закона №59-ФЗ в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Из системного толкования указанных выше норм следует, что субъектом данного правонарушения являются органы государственной или муниципальной власти, государственные или муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции.
Основания и условия выполнения организациями публично значимых полномочий указаны в законе.
В силу п.1 ст. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 3ноября2006года N174-ФЗ «ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Согласно п.3.12 ст.2 автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
Согласно пункту 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6октября1999года N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Будучи учредителем соответствующих организаций, создаваемых для обеспечения реализации публично значимых функций, субъект Российской Федерации вправе возлагать на такие организации обязанности, не противоречащие их определенному федеральным законодательством статусу.
Таким образом, из содержания изложенных норм следует, что субъект Российской Федерации в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах вправе возложить на создаваемые для выполнения работ, оказания услуг в указанных сферах учреждения обязанности по рассмотрению обращений граждан.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 21.01.2015 г. №27р-П создано Автономное учреждение Республики Карелия Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства». Целями деятельности Автономного учреждения определено: подготовка спортсменов высокой квалификации в избранном виде спорта, подготовка спортивного резерва для сборных команд Республики Карелия и Российской Федерации, подготовка и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, включенных в государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем автономного учреждения. Уставом учреждения определено, что Автономное учреждение выполняет государственное задание, установленное учредителем в соответствии с предусмотренной Уставом основанной деятельностью. Кроме государственного задания и обязательств Автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (п.2.4).
Из представленных материалов дела следует, что 18.02.2019 г. КРОО «Федерация художественной гимнастики» обратилась в АУ РК ЦСП «ШВСМ» с заявлением о предоставлении информации об использовании субсидии, выделенной в рамках выполнения государственного задания на Открытый чемпионат Республики Карелия по художественной гимнастике и региональные соревнования «Кубок Надежды» по художественной гимнастике, состоявшихся с 08 по 10.02.2019 г. на проведение спортивных мероприятий, а также об объеме выделенной Министерством субсидии на каждое мероприятие, а также просила представить копию договора, основанием запроса которого являлся протокол совещания от 27.02.2015 г.
Из протокола совещания от 27.02.2015 г., участниками которого являлись представители Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорту Республики Карелия, ЦСП «ШВСМ», представители аккредитованных спортивных федерации, следует, что по его результатам было принято решение руководителям региональных спортивных федерации заключить договоры с АУ ЦСП «ШВСМ» на реализацию республиканского календарного плана.
Согласно договору от 03.02.2019 г., заключенному между АУ РК ЦСП «Школа высшего спортивного мастерства» (исполнитель) и КРОО «Федерация художественной гимнастики» (заказчик), заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по организации и проведению – Чемпионата Республики Карелия и Региональных соревнований «Кубок Надежды» по художественной гимнастике Республики Карелия в период с 08.02.2019 г. по 10.02.2019 г.
Таким образом, судья приходит к выводу, что порядок рассмотрения обращений, предусмотренный Федеральным законом №59-ФЗ, в данном случае на возникшие между юридическими лицами отношения не распространяется, принимая во внимание сложившиеся между юридическими лицами гражданско-правовые отношения по организации и проведению спортивного мероприятия. В сложившихся обстоятельствах учредителем функции по рассмотрению обращений граждан, а также юридических лиц на учреждение не возложены.
Существенных процессуальных нарушений при вынесении определения, влекущих за собой его отмену, судьей не установлено.
При таких обстоятельствах в действиях должностных лиц АУ РК ЦСП «ШВСМ», в том числе Зорнякова Т.А. отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с чем судья полагает, что заместитель прокурора г. Петрозаводска пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц АУ РК ЦСП «ШВСМ».
С учетом изложенного судья приходит к выводу, что правовых оснований для отмены или изменения определения заместителя прокурора г. Петрозаводска от 29 апреля 2019 года об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении сотрудников АУ РК ЦСП «ШВСМ» не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Определение заместителя прокурора г. Петрозаводска от 29 апреля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении сотрудников Автономного учреждения Республики Карелия Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Н.Е.Деготь