Подлинник Дело № 2-328/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017г. с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вирт М.Ю.,
при секретаре Слабинской Т.В.,
с участием помощника прокурора Казачинского района Красноярского края Колобан О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Казачинского района Красноярского края, администрации Талажанского сельсовета Казачинского района Красноярского края об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Казачинского района Красноярского края обратился в суд с вышеуказанным иском, уточнив его и мотивировав тем, что прокуратурой Казачинского района проведена проверка исполнения ответчиками требований земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой установлено, что на территории Талажанского сельсовета Казачинского района Красноярского края имеется 2 общественных кладбища, расположенные в с. Талажанка, д. Щелкановка, являющиеся действующими, к вновь созданным не относящиеся. Указанные кладбища, в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории бесхозяйной вещи, поскольку право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано, однако, на учёт в орган, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлены, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, право последних на благоприятную окружающую среду, а также влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости.
Кроме того, на вышеназванных общественных кладбищах захоронения производятся гражданами стихийно, без разрешения органов местного самоуправления, без учета правил и норм СанПиН 2.1.1279-03. Устройство могил производится без учёта экологических и санитарно-эпидемических оснований.
Администрация Талажанского сельсовета Казачинского района и администрация Казачинского района Красноярского края не принимают должные меры к оформлению необходимых документов на земельные участки, занятые под кладбищами на территории Талажанского сельсовета, меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ, нарушая права неопредёленного круга лиц.
В связи с изложенным прокурор просит суд возложить на администрацию Казачинского района Красноярского края обязанность в срок до 31 декабря 2019г. принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков, занятых под общественные кладбища, расположенные в с. Талажанка, д. Щелкановка Казачинского района, Красноярского края, а также возложить на администрацию Талажанского сельсовета Казачинского района обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества общественных кладбищ, расположенных в с. Талажанка, д. Щелкановка Казачинского района, Красноярского края в срок до 31 декабря 2019г.
Стороны о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, представители ответчиков в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учётом того, что реализация права лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в судебном процессе, осуществляется по собственному усмотрению этих лиц своей волей и в своём интересе, суд расценивает неявку вышеуказанных лиц в судебное заседание на рассмотрение гражданского дела как их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации указанного права, и полагает рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Помощник прокурора Казачинского района Красноярского края Колобан О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Заслушав помощника прокурора Казачинского района Красноярского края Колобан О.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2. ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений.
Аналогичное положение содержится в Уставе сельсовета.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на ню. кладбищами для захоронения тел (останков) умерших и т.д.Согласно п.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Общественные кладбища, расположенные в указанных населенных пунктах, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Следовательно, администрация Казачинского района обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципальных образований, собственность на которые не разграничена, поэтому принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ предъявляются именно к районной администрации.
При проведении проверки соблюдения ответчиками земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле прокуратурой Казачинского района Красноярского края установлено, что администрация Пятковского сельсовета Казачинского района и администрация Казачинского района Красноярского края не принимают должные меры к оформлению необходимых документов на земельные участки, занятые под кладбищами на территории Пятковского сельсовета, а также меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ, нарушая права неопределённого круга лиц.
Представители ответчиков указанные в исковом заявлении обстоятельства не оспаривают, исковые требования прокурора признали в полном объёме, что подтверждается их письменным заявлениями. Последствия признания иска представителям ответчиков разъяснены и понятны. Признание иска ответчиками не нарушает чьих-либо законных прав и интересов и судом принимается.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, суд принимает во внимание, что предложенный прокурором срок устранения нарушений законодательства является разумным, с указанным сроком представители ответчиков согласны.
С учётом изложенного, а также учитывая, что все необходимые для рассмотрения дела доказательства по делу представлены, ходатайства о приобщении к делу иных доказательств либо об истребовании дополнительных доказательств не заявлены, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
Таким образом, суд полагает возложить на администрацию Казачинского района Красноярского края обязанность в срок до 31 декабря 2019г. принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков, занятых под общественные кладбища, расположенные в с. Талажанка, д. Щелкановка Казачинского района, Красноярского края. Также суд полагает возложить на администрацию Талажанского сельсовета Казачинского района Красноярского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества общественных кладбищ, расположенных в с. Талажанка, д. Щелкановка Казачинского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2019г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Казачинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию Казачинского района Красноярского края обязанность в срок до 31 декабря 2019г. принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков, занятых под общественные кладбища, расположенные в с. Талажанка, д. Щелкановка Казачинского района, Красноярского края.
Возложить на администрацию Талажанского сельсовета Казачинского района Красноярского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества общественных кладбищ, расположенных в с. Талажанка, д. Щелкановка Казачинского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2019г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме – 14.12.2017г.
Судья М.Ю. Вирт