Дело № 2-249/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2011 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Камалиеве Т.Ф,
с участием представителя истца - Зубова С.С., ответчиков: - Гурылева Д.В.; - Нагаева М.М.; - Иванова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного комиссариата Республики Татарстан (далее - ВК РТ) к Гурылеву Д.В., Нагаеву М.М. и Иванову С.В. о возмещении материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Военный комиссариат Республики Татарстан обратился в военный суд с иском к Гурылеву Д.В., Нагаеву М.М. и Иванову С.В. о возмещении материального ущерба.
В обоснование своих требований в исковом заявлении указано, что в результате проверки финансовой инспекцией Министерства Обороны Российской Федерации финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Республики Татарстан за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год было выявлено незаконное расходование денежных средств на сумму <данные изъяты>, в результате неправомерной компенсации расходов по выплате надбавок в повышенном размере врачам-специалистам за работу в выходные дни, ночное время и произведенную сверхурочную работу. Нанесённый военному комиссариату ущерб был частично возмещен в размере <данные изъяты>.
Полагая, что указанное нарушение явилось результатом несогласованных действий должностных лиц ВК РТ: - <данные изъяты> - Гурылева Д.В.; - <данные изъяты> - Нагаева М.М. и <данные изъяты> - Иванова С.В., которые непосредственно регулировали вопросы привлечения медицинских работников на время проведения призывных мероприятий, истец просил взыскать с ответчиков в порядке солидарной ответственности в пользу военного комиссариата Республики Татарстан материальный вред в размере <данные изъяты>, нанесённый действиями Гурылева Д.В., Нагаева М.М. и Иванова С.В. и выразившийся в ненадлежащем исполнении ими должностных обязанностей.
Представитель военного комиссариата Республики Татарстан - Зубов С.С. в судебном заседании полностью поддержал заявленные исковые требования, при этом пояснил, что при осуществлении призыва и набора граждан на военную службу, привлекаемым для проведения военно-врачебной комиссии медицинским специалистам, из лечебных учреждений города, незаконно начислена и произведена выплата денежных средств в повышенном размере за работу в выходные дни, ночное время и произведенную сверхурочную работу. Считая, что нанесённый материальный вред произведён в результате неправомерных действий ответчиков, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Ответчик Гурылёв Д.В. - <данные изъяты> ВК РТ, заявленные в суде требования истца не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, при этом пояснил, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года № 240/168 " Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», для проведения военно-врачебной комиссии на предмет годности граждан к прохождению военной службы, привлекается медицинский персонал из медицинских учреждений МЗ РТ. В период <Дата обезличена> -<Дата обезличена> года нагрузка на каждого врача превышала установленную суточную нагрузку, медицинский персонал привлекался в выходные, а также в сверхурочное время, так как: - доставка призывников на сборный пункт военкомата Республики Татарстан осуществлялась и в выходные; - медицинский осмотр призывников из удалённых районов начинался во второй половине дня и его завершение в рамках рабочего времени зачастую было невозможно; - убытие военнослужащих осуществлялось в соответствии с графиком отправок определенным ОМУ штаба округа, в том числе, в вечернее и ночное время; - медицинский пункт СП РТ является функциональным подразделением и в нём организовано круглосуточное дежурство, к которому привлекался и персонал из медицинских учреждений. Компенсация сверх установленного времени работы медицинского персонала осуществлялась на основании договора между ВК РТ и медицинскими учреждениями МЗ РТ, на основании требований ст.ст. 152, 153 ТК РФ.
Нагаев М.М. - <данные изъяты> ВК РТ, в суде требования, заявленные истцом не признал, при этом пояснил, что необходимость работы медицинского персонала в выходные дни, а также за пределами продолжительности рабочего времени в <Дата обезличена>-<Дата обезличена> году обусловлена спецификой оказываемых медицинских услуг и условиями призыва граждан на военную службу. Учёт рабочего времени осуществлялся им путём заполнения табеля рабочего времени, направляемого в медицинское учреждение по месту постоянной работы врача-специалиста или среднего медицинского персонала, на основании которого в военкомат Республики предоставлялся счёт на оплату труда работника, оплачиваемый в соответствии с заключённым договором. Работа медицинского персонала в сверхурочное время и в выходные дни оплачивалась в соответствии с требования трудового законодательства. Считая, что в своих действиях он не вышел за пределы своей компетенции, просил суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик Иванов С.В. в суде требования, заявленные истцом не признал, при этом пояснил, что свои должностные обязанности он исполнял надлежащим образом. На основании договоров заключённого между ВК РТ и медицинскими учреждениями МЗ РТ, им производилась оплата труда медицинских работников привлекаемых для проведения военно-врачебной комиссии граждан призываемых для прохождения военной службы, на основании счетов выставляемых медицинскими учреждениями. Контроль оплачиваемых сумм осуществлялся путём сверки учёта рабочего времени, который ведётся начальником ВВК ВК РТ. Денежные средства в размере <данные изъяты> добровольно возвращены одним из медицинских учреждений Республики Татарстан, после получения им акта финансовой проверки, что, по его мнению, не является основанием для признания действий вышеуказанных должностных лиц незаконными и просил отказать истцу в удовлетворении его требований.
В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.
Согласно копии акта проверки отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности военного комиссариата Республики Татарстан от <Дата обезличена>, проведенной <данные изъяты> МО РФ в период с <Дата обезличена> установлено, что военному комиссариату Республики Татарстан вменены неправомерные компенсации расходов по выплате надбавок в повышенном размере за работу в выходные дни и ночное время, сверхурочную работу, медицинским работникам, привлекаемым в состав военно-врачебных комиссий. По данной причине допущены расходы денежных средств на сумму <данные изъяты>.
Копией договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> подтверждается заключение между ГМУ «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан и ВК РТ договора, предметом которого является направление врачей-специалистов и среднего медицинского персонала данного медицинского учреждения в ВК РТ для включения в основной состав призывной комиссии Республики Татарстан, с последующей компенсацией среднего заработка медицинским работникам участвующим в медицинском освидетельствовании граждан призываемых на военную службу.
Из копии договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> между ГМУ «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан и ВК РТ усматривается, что ВК РТ принял на себя обязательства по обеспечению деятельности врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, включенных в состав призывной комиссии Республики Татарстан, и оплаты их труда.
По выпискам из приказа военного комиссара Республики Татарстан <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> видно, что Гурылев Д.В. и Нагаев М.М., соответственно, в оспариваемый период, исполняли свои должностные обязанности в качестве военнослужащих.
В соответствии со справкой выданной <данные изъяты> ВК РТ - ФИО6 установлено, что ВК РТ в период <Дата обезличена>-<Дата обезличена> годов выплачена медицинским учреждениям РТ компенсация среднего заработка в сумме - <данные изъяты>.
Из оглашенной в суде копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от <Дата обезличена> вынесенного заместителем руководителя военного следственного отдела по Казанскому гарнизону подполковником юстиции Никитиным Д.В. видно, что в возбуждении уголовного дела в отношении Гурылёва Д.В., Нагаева М.М. и Иванова С.В. по ч.1 ст. 293 УК РФ отказано на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства и изучив материалы дела, суд считает, что требования истца к Гурылёву Д.В., Нагаеву М.М. и Иванову С.В. удовлетворению не подлежат.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность, только за причиненный по их вине реальный ущерб. При этом по смыслу статьи 7 этого Закона вина военнослужащего в причинении материального ущерба доказывается командованием воинской части, для чего проводится административное расследование.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В судебном заседании установлено, что в период 2009 -2010 года военным комиссариатом Республики Татарстан, для проведения военно-врачебной комиссии на предмет годности граждан к прохождению военной службы, привлекался медицинский персонал из медицинских учреждений МЗ РТ, при этом установленные им обязанности исполнялись, в том числе, и в выходные дни, и сверхурочное время, в связи с чем, превышение установленного времени работы и суточной нагрузки, было компенсировано соответствующими денежными выплатами. Основываясь на выводах финансового инспектора Министерства Обороны Российской Федерации проводившего проверку финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Республики Татарстан и полагая, что выплата указанных компенсаций произведена в следствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами ВК РТ, а именно: - Гурылёвым Д.В., Нагаевым М.М. и Ивановым С.В., истец просил взыскать с ответчиков оспариваемые денежные средства.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 200 от 20 августа 2003 года "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации", для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации создаются штатные и нештатные (постоянно и временно действующие) военно-врачебные комиссии (ВВК) и врачебно-летные комиссии (ВЛК), деятельность которых регламентирована. Пунктом 50 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации на ВВК военного комиссариата субъекта Российской Федерации возлагаются, в том числе: - организация и проведение ВВЭ (ВЛЭ) и освидетельствования в военном комиссариате субъекта Российской Федерации; - контроль совместно с территориальными органами управления здравоохранением за организацией медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, и анализ результатов этой работы; - проведение по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации медицинского осмотра перед направлением к месту прохождения военной службы граждан, призванных на военную службу, контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также граждан, заявивших о несогласии с решением призывной комиссии о категории годности их к военной службе по состоянию здоровья; - взаимодействие с территориальными органами управления здравоохранением, учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, другими организациями по вопросам медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1441 от 31 декабря 1999 года «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и его последующими изменениями, установлено Положение, пунктом 28, которого, лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года № 240/168 " Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», утверждена Инструкция «О порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятиях среди граждан Российской Федерации получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья», в соответствии с которой, военный комиссариат организует: - проведение медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту военной службы; - изучение и подбор врачей-специалистов для медицинского освидетельствования призывников. При этом медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы осуществляется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения.
Таким образом, привлечение военным комиссариатом Республики Татарстан специалистов из медицинских учреждений МЗ РТ, суд признаёт законным и обоснованным и принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, считает позицию представителя истца о причинении ВК РТ материального вреда в следствии ненадлежащего исполнения ответчиками своих должностных обязанностей голословной и отвергает её, как не нашедшую своего подтверждения в суде.
Ссылку представителя истца на заключение финансового инспектора проводившего проверку деятельности военного комиссариата Республики Татарстан, в котором он высказал мнение о ненадлежащем использовании денежных средств, в связи с выплатой денежной компенсации за переработку медицинскому персоналу привлеченному для проведения медицинского освидетельствования граждан призываемых на военную службу, как основание для привлечения Гурылёва Д.В., Нагаева М.М. и Иванова С.В. к материальной ответственности, по данному предмету спора, суд не может признать обоснованной, поскольку указанный документ не является нормой права и представляет собой лишь мнение должностного лица.
Кроме этого, как установлено в судебном заседании и подтверждено истцом, ответчиками, в силу возложенных на них функциональных должностных обязанностей, надлежащим образом было организовано медицинское освидетельствование граждан призываемых на военную службу, а привлечение медицинского персонала в сверхурочное время, выходные дни, осуществлялось в соответствии с требованиями закона, и в силу служебной необходимости, поэтому выполнение ответчиками требований ст.ст. 152 и 153 ТК РФ по выплате медицинскому персоналу привлеченному для проведения медицинского освидетельствования граждан призываемых на военную службу денежной компенсации за переработку, суд полагает обоснованным и не противоречащим действующему законодательству.
Как видно из исследованных судом доказательств договор о привлечении медицинского персонала из учреждений МЗ РФ заключён непосредственно истцом, каких-либо доказательств ненадлежащего исполнения служебных обязанностей ответчиками, а также произведённых выплат по данному договору, сторонами в судебном заседании не представлено, поэтому суд приходит к выводу о надуманности предъявляемых истцом требований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» за материальный ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законодательством.
Принимая во внимание положения ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которых военнослужащие, несут полную материальную ответственность в пределах оснований для привлечения их к полной материальной ответственности, перечень которых носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит, а также тот факт, что в материалах дела отсутствуют какие-либо обстоятельства доказывающие законность привлечения ответчиков к материальной ответственности, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований и недоказанности вины ответчиков в причинении материального ущерба.
При таких обстоятельствах суд полагает, что сторона истца не доказала виновность Гурылёва Д.В., Нагаева М.М. и Иванова С.В., в причинении материального ущерба военному комиссариату Республики Татарстан и на основании вышеперечисленного, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований заявленных военным комиссариатом Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 194-199, 336-338 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░