Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1961/2016 от 30.05.2016

Судья Окорокова Э.Н. Дело №33-1961/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

23 РёСЋРЅСЏ 2016 РіРѕРґР°              РіРѕСЂРѕРґ Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А. и Сорокина С.В.,

при секретаре Митюревой И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению СЕА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании включить периоды работы в льготный стаж для назначения пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования СЕА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать СЕА периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <...> года, в командировке <...> года в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливанском районе Орловской области засчитать период работы СЕА с <...> в должности воспитателя в деском саду №<...> и с <...> года в должности старшей медсестры в детском саду №<...> в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по доверенности СЕМ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

СЕА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обоснование заявленных требований указывала, что в феврале 2015 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.

Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа работы.

Период работы с <...> в должности воспитателя и с <...> в должности старшей медсестры в детском саду №<...>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...>, с <...>, в командировке <...> не были включены ответчиком в стаж работы по специальности.

Считала отказ неправомерным, так как в спорные периоды она, работая с детьми, осуществляла лечебную деятельность. Действующее в тот период законодательство, а именно Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 предусматривало возможность включения в стаж, дающий право на льготную пенсию, работы в должности медицинской сестры детского сада. Во время нахождения на курсах повышения квалификации, являвшихся для нее обязательными, за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

По изложенным основаниям, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области включить периоды работы с <...> в должности воспитателя в детском саду № <...>, с <...> в должности старшей медсестры в детском саду №<...>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...>, с <...> и в командировке <...> в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика ЧНВ исковые требования не признала.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку пенсионным законодательством, действующим как в период работы истца, так и в настоящее время, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в качестве воспитателя и старшей медсестры в детском саду.

Обращает внимание, что согласно п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в педагогический стаж работы за период до 1 января 1992 г.

Кроме того, указывает, что Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение периодов обучения на курсах повышения квалификации в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Из материалов дела усматривается, что СЕА имеет среднее специальное образование, профессия – медсестра.

<...> истец была принята на работу в Ливенский детсад-ясли №<...> и <...> переведена воспитателем согласно приказу Министерства просвещения СССР №94 от 16.05.1985.

<...> истец была уволена в связи с переводом в Ливенское ГОРОНО, а <...> принята на работу старшей медсестрой в детский сад №<...>, откуда <...> уволена по собственному желанию.

Из справки филиала ОАО «МРСК Центра» «Орелэнерго» №<...> от <...>.2015 следует, что в период с <...> истец работала в детском саду №<...> в качестве медсестры, с <...> переведена на должность воспитателя в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР, с 14 октября 1997 года в связи с переходом детского сада №<...> в ведение муниципального органа власти была принята в это же детское дошкольное учреждение в качестве старшей медсестры детского сада, уволена с должности по собственному желанию с <...> года.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в феврале 2015 года СЕА обратилась в ГУ - УПФ РФ по г.Ливны и Ливенскому району Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ответчика от <...> 2015 года СЕА в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Удовлетворяя требования истца в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы с <...> г. в должности воспитателя в детском саду №<...> и с <...> г. в должности старшей медсестры в детском саду №<...>, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 01 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Вместе с тем, суд первой инстанции, сославшись на характер осуществляемой СЕА трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемой ею должности и после 01 октября 1993 года.

Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В силу п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781, а также ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

С 01 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. №953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397.

Изложенное выше свидетельствует о том, что вывод суда о включении в специальный трудовой стаж работы для назначения пенсии по старости периода трудовой деятельности СЕА после 01 октября 1993 года в должности воспитателя (медицинской сестры), старшей медицинской сестры в детском саду № <...> и назначении ей досрочной трудовой пенсии нельзя признать законным, а, следовательно, решение суда в этой части подлежит отмене, а апелляционная жалоба ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области – удовлетворению.

Вместе с тем, правильным является вывод суда первой инстанции об обязании ответчика включить в льготный стаж СЕА периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании п. 5 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При этом каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации указанные Правила не содержат.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).

Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июня 1998 года № 186.

Таким образом, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается
к служебной командировке.

Из копии трудовой книжки, а также уточняющей справки №451 от <...>.2015, выданной БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ», видно, что СЕА была принята на работу <...> в качестве медицинской сестры в Ливенский наркологический диспансер, с <...> переведена в качестве медицинской сестры процедурного кабинета Ливенской ЦРБ, с <...> переведена в качестве медицинской сестры наркологического отделения Ливенской ЦРБ, где и работает по настоящее время (л.д. 10-13).

В период с <...>, с <...> СЕА находилась на курсах повышения квалификации, и <...> года - в командировке (л.д. 20-21).

В данные периоды за истцом сохранялись рабочее место, заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии по установленным тарифам, что не оспаривалось ответчиком.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения профессиональных должностных обязанностей и приравнивается к служебной командировке, суд правомерно признал отказ ответчика во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости незаконным, в связи с чем, довод апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловском области судебная коллегия считает несостоятельным.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года в части включения в специальный трудовой стаж СЕА, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с <...> по <...> в должности воспитателя в детском саду № <...> и с <...> по <...> в должности старшей медсестры в детском саду № <...> - отменить.

В этой части вынести новое решение.

Включить СЕА в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с <...> по <...> в должности воспитателя в детском саду № <...>.

В остальной части решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года оставить без изменения.

Председательствующий судья

РЎСѓРґСЊРё

Судья Окорокова Э.Н. Дело №33-1961/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

23 РёСЋРЅСЏ 2016 РіРѕРґР°              РіРѕСЂРѕРґ Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А. и Сорокина С.В.,

при секретаре Митюревой И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению СЕА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании включить периоды работы в льготный стаж для назначения пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования СЕА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать СЕА периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <...> года, в командировке <...> года в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливанском районе Орловской области засчитать период работы СЕА с <...> в должности воспитателя в деском саду №<...> и с <...> года в должности старшей медсестры в детском саду №<...> в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по доверенности СЕМ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

СЕА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обоснование заявленных требований указывала, что в феврале 2015 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.

Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа работы.

Период работы с <...> в должности воспитателя и с <...> в должности старшей медсестры в детском саду №<...>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...>, с <...>, в командировке <...> не были включены ответчиком в стаж работы по специальности.

Считала отказ неправомерным, так как в спорные периоды она, работая с детьми, осуществляла лечебную деятельность. Действующее в тот период законодательство, а именно Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 предусматривало возможность включения в стаж, дающий право на льготную пенсию, работы в должности медицинской сестры детского сада. Во время нахождения на курсах повышения квалификации, являвшихся для нее обязательными, за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

По изложенным основаниям, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области включить периоды работы с <...> в должности воспитателя в детском саду № <...>, с <...> в должности старшей медсестры в детском саду №<...>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <...>, с <...> и в командировке <...> в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика ЧНВ исковые требования не признала.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку пенсионным законодательством, действующим как в период работы истца, так и в настоящее время, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в качестве воспитателя и старшей медсестры в детском саду.

Обращает внимание, что согласно п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в педагогический стаж работы за период до 1 января 1992 г.

Кроме того, указывает, что Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение периодов обучения на курсах повышения квалификации в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Из материалов дела усматривается, что СЕА имеет среднее специальное образование, профессия – медсестра.

<...> истец была принята на работу в Ливенский детсад-ясли №<...> и <...> переведена воспитателем согласно приказу Министерства просвещения СССР №94 от 16.05.1985.

<...> истец была уволена в связи с переводом в Ливенское ГОРОНО, а <...> принята на работу старшей медсестрой в детский сад №<...>, откуда <...> уволена по собственному желанию.

Из справки филиала ОАО «МРСК Центра» «Орелэнерго» №<...> от <...>.2015 следует, что в период с <...> истец работала в детском саду №<...> в качестве медсестры, с <...> переведена на должность воспитателя в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР, с 14 октября 1997 года в связи с переходом детского сада №<...> в ведение муниципального органа власти была принята в это же детское дошкольное учреждение в качестве старшей медсестры детского сада, уволена с должности по собственному желанию с <...> года.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в феврале 2015 года СЕА обратилась в ГУ - УПФ РФ по г.Ливны и Ливенскому району Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ответчика от <...> 2015 года СЕА в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Удовлетворяя требования истца в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы с <...> г. в должности воспитателя в детском саду №<...> и с <...> г. в должности старшей медсестры в детском саду №<...>, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 01 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Вместе с тем, суд первой инстанции, сославшись на характер осуществляемой СЕА трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемой ею должности и после 01 октября 1993 года.

Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В силу п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781, а также ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

С 01 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. №953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397.

Изложенное выше свидетельствует о том, что вывод суда о включении в специальный трудовой стаж работы для назначения пенсии по старости периода трудовой деятельности СЕА после 01 октября 1993 года в должности воспитателя (медицинской сестры), старшей медицинской сестры в детском саду № <...> и назначении ей досрочной трудовой пенсии нельзя признать законным, а, следовательно, решение суда в этой части подлежит отмене, а апелляционная жалоба ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области – удовлетворению.

Вместе с тем, правильным является вывод суда первой инстанции об обязании ответчика включить в льготный стаж СЕА периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании п. 5 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При этом каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации указанные Правила не содержат.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).

Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июня 1998 года № 186.

Таким образом, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается
к служебной командировке.

Из копии трудовой книжки, а также уточняющей справки №451 от <...>.2015, выданной БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ», видно, что СЕА была принята на работу <...> в качестве медицинской сестры в Ливенский наркологический диспансер, с <...> переведена в качестве медицинской сестры процедурного кабинета Ливенской ЦРБ, с <...> переведена в качестве медицинской сестры наркологического отделения Ливенской ЦРБ, где и работает по настоящее время (л.д. 10-13).

В период с <...>, с <...> СЕА находилась на курсах повышения квалификации, и <...> года - в командировке (л.д. 20-21).

В данные периоды за истцом сохранялись рабочее место, заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии по установленным тарифам, что не оспаривалось ответчиком.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения профессиональных должностных обязанностей и приравнивается к служебной командировке, суд правомерно признал отказ ответчика во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости незаконным, в связи с чем, довод апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловском области судебная коллегия считает несостоятельным.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года в части включения в специальный трудовой стаж СЕА, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с <...> по <...> в должности воспитателя в детском саду № <...> и с <...> по <...> в должности старшей медсестры в детском саду № <...> - отменить.

В этой части вынести новое решение.

Включить СЕА в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с <...> по <...> в должности воспитателя в детском саду № <...>.

В остальной части решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года оставить без изменения.

Председательствующий судья

РЎСѓРґСЊРё

1версия для печати

33-1961/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Сысоева Елена Альбертовна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Ливны
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
23.06.2016Судебное заседание
28.06.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее