УИД 63RS0№-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
09 июня 2023 года <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Головинской М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Военного прокурора Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании выполнить определенные действия.
В обоснование требований указано, что военной прокуратурой проведена проверка состояния законности в жилищно-коммунальной сфере при эксплуатации и обслуживании объектов электросетевого хозяйства в военном городке №, расположенных в пгт. <адрес>. Установлено, что на территории <адрес> имеется бесхозяйный объект электроснабжения – сети наружного освещения (<данные изъяты>) общей протяженностью 30 215 метров, в состав которых также входят опоры железобетонные. Вышеуказанный участок сети и сооружений относится к объектам инженерной инфраструктуры муниципального образования. Отсутствие собственника вышеуказанных объектов влечет негативные последствия, препятствует предотвращению угроз причинения вреда правам законным интересам населения. Информация о регистрации права собственности на сети наружного освещения, а также сведения о правопритязаниях на указанные объекты электрохозяйства отсутствуют. Фактически данные сооружения имеют признаки бесхозяйных объектов недвижимого имущества. По данному факту в адреса главы муниципального района <адрес> направлялась информация, а прокуратурой <адрес> в адрес главы городского поселения Рощинский муниципального района внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования, административный истец просит суд признать бездействие администрации городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> выразившееся в длительном непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным, возложить на администрацию городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> обязанность зарегистрировать в собственность сети наружного освещения, расположенные в жилой зоне военного городка № в пгт. <адрес> протяженностью 14 285 п.м, 411 опор и 420 светильников.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник военного прокурора Самарского гарнизона Смирнов А.А. заявленные административные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, не возражал против предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Представитель администрации г.<адрес> МР Волжский – глава г.<адрес> Волков В.Н., представитель Быкова Е.Ю. возражали против удовлетворения исковых требований, полагали, что бездействия допущено не было, в настоящее время подано заявление на проведение кадастрового учета в отношении сетей наружного освещения, необходимые действия проводятся. Поддержали письменный отзыв. В случае удовлетворения требований, просили предоставить отсрочку исполнения решения суда на ДД.ММ.ГГГГ месяцев, поскольку предстоит обращаться в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным и последующей регистрации права муниципальной собственности, что требует определенного времени.
Представитель ЖКС № (<адрес>, филиал ФГБУ «Ц.» М. обороны РФ по центральному военному округу) в судебном заседании поддержала позицию представителя административного истца.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Военной прокуратурой Самарского гарнизона была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части организации обслуживания и эксплуатация объектов сетей наружного освещения в военном городке №, расположенных в пгт. <адрес>.
После проведения проверки прокуратурой <адрес> было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что на территории <адрес> расположены электросети наружного освещения: <данные изъяты>) общей протяженностью 30 215 метров, в состав которых также входят опоры железобетонные.
Данным представлением исполняющий обязанности прокурора <адрес> Чепухов М.Е. потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием работника прокуратуры района и принять меры к устранению нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих и недопущению впредь нарушение требований действующего законодательства.
Из ответа Администрации городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящий момент объекты электроснабжения, расположенные на территории <адрес> находятся на <данные изъяты> Обслуживанием данных объектов занимается <данные изъяты>. Ранее обслуживанием занималось <данные изъяты>. В настоящий момент готовится запрос в М. обороны по вопросу принадлежности данных объектов.
Из уточненного административного иска следует, что необоснованно обслуживается <данные изъяты> участок сетей наружного освещения, расположенные в <адрес> протяженностью 14 285п.м. 411 опор и 420 светильников (линии наружного освещения от <данные изъяты> <данные изъяты>), <данные изъяты>), <данные изъяты> участок наружного освещения от школы <данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты>), наружное освещение от жилых домов №б (<данные изъяты>), № (<данные изъяты>), № (<данные изъяты>), № (<данные изъяты>).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу подпунктов 4 и 5 пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.
В силу п. 1 ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, воздушные вводы и кабельные линии) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> и ООО «Ф.» заключен договор подряда <данные изъяты> на выполнение топографо-геодезических и кадастровых работ в отношении линейного объекта – наружная сеть электроснабжения, расположенного на территории городского поселения Рощинский.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> направлено заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – наружная сети электроснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> и ФГБУ «Ц.» составлен акт приема-передачи функций содержания сетей наружного освещения жилой зоны в пгт. Рощинский.
Поскольку вышеуказанные сети наружного освещения, расположенные в жилой зоне <адрес>, не имеют собственника, в связи с чем существует угроза нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, на благоприятные условия жизни, непринятие мер по организации электроснабжения, содержания и обслуживания бесхозяйных сетей наружного освещения, суд приходит к выводу о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на спорные сети наружного освещения.
По смыслу части 1 статьи 4, части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы. Решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в настоящее время приняты меры к устранению допущенного бездействия, т.е. бездействие устранено, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.
Разрешая ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Принимая во внимание, что административным ответчиком проводится комплекс необходимых мер направленных на постановку сетей наружного освещения на государственный кадастровый учет с целью последующего принятия их в муниципальную собственность, учитывая временные издержки для согласования, подготовки и проведения данных мер, а также баланс прав и законных интересов сторон, суд приходит к выводу о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком на 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для решения вопросов материального характера и исполнения решения суда с соблюдением интересов прокурора и жителей <адрес>.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> зарегистрировать право муниципальной собственности сети наружного освещения, расположенные в жилой зоне <адрес> протяженностью 14 285п.м. 411 опор и 420 светильников (<данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты> <данные изъяты>), <данные изъяты> <данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> <данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты>), <данные изъяты> (<данные изъяты>), наружное освещение от жилых домов № (<данные изъяты>), №(<данные изъяты>), № (<данные изъяты>), № (<данные изъяты>).
Предоставить Администрации городского поселения Рощинский муниципального района <адрес> отсрочку исполнения решения суда на срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Серова
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2023г.