Дело № 2-609/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Фишер Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 21 февраля 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора г.Ухта в интересах неопределённого круга лиц к администрации МОГО «Ухта» о признании бездействия незаконным, об обязании осуществить действия,
установил:
Прокурор г.Ухты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным бездействия администрации МОГО «Ухта» в части не осуществления полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обязании исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно: в срок до 30.06.2013 года ликвидировать несанкционированные объекты размещение отходов производства и потребления (твердых бытовых и промышленных отходов, строительных отходов), расположенные по адресам: свалка, расположенная по адресу:.....; свалка, расположенная по адресу:.....; свалка, расположенная по адресу:.....; свалка, расположенная по адресу:.....; свалка, расположенная по адресу:.....; свалка, по адресу:.....; свалка, расположенная по адресу:....., в обоснование требований указывая, что Управлением Росприроднадзора по Республике Коми в целях реализации комплекса мер, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов, <...> года была проведена проверка на территории МОГО «Ухта», в результате которой выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления (твердых бытовых и промышленных отходов, строительных отходов). В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786, указанные отходы относятся к 4 классу опасности. По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Коми <...> года в администрацию МОГО «Ухта» была направлена информация для принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, однако мер по очистке территории МОГО «Ухта» от несанкционированных свалок, указанных в актах, администрацией МОГО «Ухта» принято не было.
В судебном заседании прокурор Володина В.А. исковые требования уменьшила, исключив требование в отношении свалки, расположенной по адресу:....., на остальных требованиях настаивала, доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Строк Е.В. заявленные требования не признала, полагала, что несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления находятся вне пределов городской черты, расположены на земельных участках, не являющиеся муниципальной собственностью, так как заняты государственным лесным фондом.
Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в предыдущем судебном заседании представитель третьего лица по доверенности Братченко А.А. требования прокурора поддержал, пояснил, что в настоящее время свалка, расположенная по адресу:....., ликвидирована.
Суд, с учетом мнения сторон и положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено материалами проверок третьего лица, и ответчиком не оспаривается, что на территории МОГО «Ухта» имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления (твердых бытовых и промышленных отходов, строительных отходов), расположенные по адресам: ...
Очевидно, что создание несанкционированных свалок подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушаются их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений ч. 1 ст. 51 указанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пп. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
В ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований. Согласно подп. 27 п. 2 ч. ст. 38 Устава МОГО «Ухта» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе обеспечение проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды; разработка городских экологических программ, находится вкомпетенции администрации городского округа.
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организаций и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Как следует из материалов дела, заместителем прокурора г. Ухта в адрес руководителя администрации МОГО «Ухта» <...> года было направлено требование № .... в срок до <...> года представить в прокуратуру города информацию о принятых мерах по факту размещения отходов производства и потребления в неустановленных для указанных целей местах, на что был получен ответ, что указанные в актах обследования территории (акватории) № .... от <...> года, № .... от <...> года несанкционированные свалки отходов расположены на территориях, не являющихся муниципальной собственностью, ликвидация данный несанкционированных свалок не может быть выполнена за счет бюджета МОГО «Ухта».
Таким образом, возложенные на администрацию МОГО «Ухта» полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов должным образом не выполняются, что незаконно.
При таких обстоятельствах требования о признании бездействия незаконным, ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления подлежат удовлетворению, и суд с учетом периода устойчивого снежного покрова находит предложенный прокурором срок до 30.06.2013 года обоснованным.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора г.Ухты удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа «Ухта» по неосуществлению полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» в срок до 30.06.2013 года ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, расположенных по адресам:...
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 26 февраля 2013 года.
Судья Ухтинского городского суда РК Е.Г.Берникова